На арену выходят два атлета. У них могучие торсы и огромные кулаки. Даже по виду можно сказать, что они настоящие богатыри. На голове у каждого из них блестит бронзовый шлем, уши для предохранения от ударов прикрыты толстыми повязками. У бойцов нет кожаных боксерских перчаток, но зато руки до локтей оплетены ремнями из толстой бычьей кожи. На ремнях - твердые узелки и даже свинцовые пластинки. От этого удары становятся особенно опасными.

Бой можно было вести до тех пор, пока один из соперников не упадет замертво или не признает себя побежденным. Обычно бойцы не отступали друг перед другом и не защищались: считалось, что уклоняться от ударов недостойно мужчины. Поражение в бою считалось позором. Поэтому спартанцы, участвовавшие во всех других состязаниях, никогда не выступали в кулачных боях. На победу не всегда можно было рассчитывать, а долг чести не позволял спартанцу признать себя побежденным.

Много часов подряд стояли бойцы под палящим солнцем, обмениваясь ударами. Каждый такой удар мог бы свалить быка. Но атлеты словно окаменели, они и виду не показывают, что им больно, что сознание вот-вот готово покинуть их. Часто победа зависела от хладнокровия и стойкости бойца.

Почти ни один кулачный бой в Олимпии «е кончался благополучно. Победители и побежденные покидали арену в синяках и кровоподтеках, со свернутыми челюстями и сломанными ребрами.

Вот эпиграмма, посвященная знаменитому кулачному бойцу того времени Стратофону:
«Одиссей, когда вернулся после двадцатилетнего отсутствия в отечество, был узнан своей собакой Аргосом. Ты же, Стратофон, после четырех часов кулачного боя становишься неузнаваемым не только для собак, но и для всего города. И, если бы ты вздумал взглянуть в зеркало, ты бы вскричал: «Нет, я не Стратофон!»

Самыми знаменитыми кулачными бойцами в древности были силачи из города Кротона. Из этого города, расположенного в Южной Италии, вышло тринадцать победителей Олимпийских игр. Недаром говорили, что последний из кротонцев равен первому среди других греков.

Особенно славился своей силой Милон Кротонский - шестикратный Олимпийский победитель. Он мог, например, взять в ладонь яблоко, и «и один силач не мог разомкнуть его пальцы, несмотря на то что он держал яблоко так нежно, что оно оставалось неповрежденным. Когда Милон становился на каменный диск, то не было человека, который мог бы сдвинуть его с места, хотя диск был смазан маслом.

В то время существовал обычай: победителям Олимпийских игр ставили статую. Рассказывают, что, когда была отлита из бронзы статуя Мило-на Кротонского, атлет сам взвалил ее на плечи, принес в Альтис и установил на постаменте.

С Милоном мог поспорить силой лишь один человек. Это был фессалиец Полидам. Ему также была поставлена в Олимпии статуя, а на барельефах запечатлены его подвиги.

О необыкновенной силе Полидама услышал как-то персидский царь Дарий. Он прислал в Грецию посольство, которому приказал привезти силача к себе во дворец. Полидам приехал в Азию и там на глазах царя одного за другим победил в кулачном бою трех самых сильных гигантов из армии Дария.

В состязаниях по борьбе и в кулачных боях принимали участие и знаменитые люди древнего мира - ученые, писатели. Не раз одерживал победу в борьбе известный философ Платон. Великий математик древности Пифагор, прежде чем прославиться своей знаменитой теоремой, получил признание соотечественников за мужество и стойкость в кулачных боях.

Зрители, заполнявшие стадион в Олимпии, не; раз бывали свидетелями интересных зрелищ. Борьба и кулачные бои сменялись панкратионом. Так назывался поединок, в котором применялись приемы борьбы и кулачного боя. По своей жестокости панкратион даже превосходил кулачные бои. Победа в панкратионе считалась трудной, зато самой почетной. Но особенно большими почестями пользовались атлеты, сумевшие одержать сразу две победы: в кулачном бою и в панкратионе. Таких за историю Олимпийских игр было всего лишь несколько человек. Их имена заносились в особые списки и прославлялись по всей Греции.

Одним из самых знаменитых кулачных бойцов был силач Диагор из Родоса. В 464 году до новой эры его увенчали оливковым венком победителя. Трое сыновей и двое внуков Диагора также не раз одерживали победы на Олимпийских играх.

Когда Диагор был глубоким стариком, его сыновья вновь прославились победами в кулачных боях и панкратионе. В разгар чествования они подошли к отцу, увенчали его седую голову пальмовыми ветвями и, подняв на плечи, понесли через расступившуюся толпу.

Люди восторженно кричали:
- Умри, Диагор, умри! Ибо тебе больше нечего желать, разве только при жизни вознестись к богам на Олимп.

И сердце старого атлета не выдержало: Диагор умер от счастья.


Люди, отличающиеся от большинства, неизбежно привлекают к себе внимание окружающих, тем более, если выделяются физической силой.
Богатыри - всегда были в почете у всех народов: защитники земли родной, борцы за правду, воины добра. И корень этого слова в русском языке намекает на дар свыше, от Бога.




ГАНС ШТЕЙЕР (Бавария, 1849-1906), стоя на двух стульях, поднимал средним пальцем (продетым в кольцо) 16 пудов. Успехом у зрителей пользовался его "живой турник": прямыми руками Штейер держал перед собой штангу в 70 фунтов (31,7 кг), на грифе которой проделывал гимнастические упражнения его сын, весивший 90 фунтов (40,8 кг).
Славился Штейер и своим чудачеством. Трость его весила 40 фунтов (18 кг), табакерка, которую он держал на ладони угощая друзей, весила 100 фунтов (45 кг). Иногда он надевал на голову цилиндр весом в 75 фунтов (34 кг) и, придя в кафе, оставлял его на столе, затем просил официанта принести его цилиндр (Напомним: 1 фунт русский = 409 г; фунт торговый = 453 г; 1 пуд = 16,38 кг).



В начале XVII века в Англии большой популярностью пользовался атлет ТОМ ТОФАН. Среднего роста, пропорционально сложенный, он легко отрывал от земли руками камни весом до 24 пудов (393 кг), железную кочергу завязывал вокруг шеи, как шарф, а в 1741 году на площади, переполненной зрителями, поднял при помощи лямок, надетых на плечи, три бочки с водой весом 50 пудов (819 кг).


В 1893 году в Нью-Йорке состоялся конкурс на звание "чемпиона мира по поднятию тяжестей". На конкурс съехались сильнейшие атлеты того времени. Из Канады приехал Луи Сир, из Европы – Евгений Сандов. Американец Джеймс Вальтер Кеннеди дважды поднял железное ядро весом 36 пудов 24,5 фунта (почти 601 кг), оторвав его от помоста на 4 дюйма. Ни один из атлетов не смог повторить этого номера. Установленный рекорд оказался роковым для 33–летнего атлета: он надорвался и после этого вынужден был выступать только с демонстрацией мускулатуры. Умер атлет в 34 года.


СЕРГЕЙ ЕЛИСЕЕВ



Рекордсмен мира русский атлет Сергей Елисеев брал в правую руку гирю весом 61 кг, поднимал ее вверх, затем медленно опускал на прямой руке в сторону и несколько секунд удерживал руку с гирей в горизонтальном положении. Три раза подряд он вырывал одной рукой две несвязанные двухпудовые гири.


ИВАН ПОДДУБНЫЙ



Иван Максимович Поддубный ("чемпион чемпионов", 1871-1949) обладал большой физической силой. Говорят, что на одной вытянутой руке он мог удерживать трех человек. Не тренируясь специально в атлетических номерах, он поднимал на бицепс - чисто, без читтинга - 120 кг! Его борцовская карьера была очень долгой - в 66 он все еще бывал на ковре. Несмотря на то, что он встречался с сильнейшими борцами своего времени, умер, так и не побывав на лопатках. Общий вес полученных медалей - свыше 2 пудов.




Огромный успех эстонскому силачу чемпиону мира Георгу Луриху принесли не только рекорды, но и гармоничность и красота телосложения. Он не раз позировал таким скульпторам, как Роден и Адамсон. Скульптура последнего "Чемпион" удостоилась первой премии на всемирной выставке в Америке в 1904 году.
На арене Лурих демонстрировал следующие номера: стоя на борцовском мосту, он выдержал на себе четырех мужчин, а в руках в это время держал штангу в 7 пудов. На одной руке держал пять человек, удерживал руками двух верблюдов, тянущих в противоположные стороны. Поднимал правой рукой штангу в 105 кг и, удерживая ее вверху, брал левой с пола гирю в 34 кг и поднимал вверх.


ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ЗАИКИН (1880-1949)



Прославленный русский атлет, борец, один из первых русских летчиков. Атлетические номера Заикина вызывали сенсацию. Зарубежные газеты писали: "Заикин – это Шаляпин русских мускулов". В 1908 году Заикин гастролировал в Париже. После выступления атлета перед цирком на специальном помосте были выставлены разорванные Заикиным цепи, погнутая на его плечах железная балка, "браслеты" и "галстуки", завязанные им из полосового железа. Некоторые из этих экспонатов были приобретены Парижской кунсткамерой и демонстрировались наряду с другими диковинками. Заикин носил на плечах 25-пудовый якорь, поднимал на плечи длинную штангу, на которую усаживалось десять человек, и начинал ее вращать ("живая карусель"), на плечах его гнули двутавровую балку.


ГРИГОРИЙ КАЩЕЕВ



Громадной силы был этот человек. Почти в сажень ростом (218 см), Кащеев, будь он иностранец, зарабатывал бы большие деньги, превосходя силой всех иностранных великанов. В 1906 году он впервые встретился с борцами мирового класса. Подружился с Заикиным, который помог ему выйти на большую арену. Вскоре Кащеев клал на лопатки всех именитых силачей, а в 1908 году вместе с Поддубным и Заикиным едет в Париж на Всемирный чемпионат. С победой возвратились наши богатыри на родину. Казалось, что началась настоящая борцовская карьера Кащеева, но он все-таки все бросил и вернулся в свою деревню.


ИВАН ШЕМЯКИН (1877-1952)



В 1905 году на улицах Парижа красовались огромные афиши, возвещавшие, что "Страшный русский казак Шемякин поднимает одной рукой шесть японцев". Афиши ошибались в одном: хотя Иван и был одет в казацкий костюм, но к этому отважному племени не принадлежал. А вообще–то это было его первое заграничное турне, и прошло оно с триумфом. Несколько вечеров подряд он наряду с атлетическими номерами демонстрировал силовой трюк на злободневную тему (ведь в разгаре была русско-японская война), одной рукой поднимал шестерых униформистов, облаченных в японские костюмы.




Луи Сир - "Американское чудо", (1863-1912).
Этот сильнейший человек американского континента поражал своими габаритами. При росте 176 см он имел вес 133 кг, объем груди 147 см, бицепсы по 55 см. Любопытен случай, происшедший с 22–летним Луи в Монреале, где он служил полицейским: однажды он принес в участок двух хулиганов, держа их под мышками. После этого случая, по настоянию друзей, он стал заниматься развитием силы и выступать с атлетическими номерами, в которых долгое время не знал конкурентов. Он поднимал до колен одной рукой 26 пудов (425,8 кг), поднимал на плечах платформу с 14 взрослыми мужчинами. Держал перед собой на вытянутой руке в течение 5 секунд груз в 143 фунта (64,8 кг).



ФРАНЦУЗСКИЙ АТЛЕТ АПОЛЛОН (Луи Юни) одной рукой поднимал пять гирь по 20 кг в каждой. Поднимал штангу весом в 165 кг с грифом, толщиной 5 см. Только через 20 лет после Аполлона эту штангу (ось от вагонетки) смог поднять чемпион Олимпийских игр 1924 года Шарль Ригуло, которому, кстати, принадлежит рекорд мира в рывке правой рукой - 116 кг. В знаменитом трюке "освобождение из клетки" Аполлон руками раздвигал толстые прутья и выходил из клетки.


ЕВГЕНИЙ САНДОВ



Огромной популярностью среди англичан пользовался Евгений Сандов (Фредерик Миллер, 1867-1925). Его называли "чародеем позы" и"сильнейшим человеком". Имея вес не более 80 кг, он установил мировой рекорд, выжав одной рукой 101,5 кг. Делал сальто назад, держа в каждой руке по 1,5 пуда. В течение четырех минут мог отжаться на руках 200 раз. В 1911 году король Англии Георг V присвоил Сандову звание профессора физического развития.
Золотая статуэтка изображающая Сандова, была вручена победителю
атлетического конкурса 1901 г. (сейчас она вручается победителю "Мистер Олимпия"). В 1930 г. вышла одна из его многочисленных книг под названием "Bodybuilding", дав название этому виду спорта во всех англоязычных странах.


АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЗАСС



Русский атлет, более известный как Самсон, или Железный Самсон.
Вот некоторые из его достижений:
Подвешенный одной ногой к крану, зубами удерживал металлическую балку, пока перемещали на верх здания подъемным краном. Пронес 300-кг лошадь около полукилометра. Переносил пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке. Лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 кг, по которому желающие из публики били кувалдами. Продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под куполом цирка, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой. Ловил руками 9-килограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки с 8 м. Отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами. В знаменитом аттракционе «Человек-снаряд» ловил руками ассистентку, вылетавшую из цирковой пушки и описывавшую над ареной 12-метровую траекторию. Разрывал пальцами звенья цепей; забивал незащищенной ладонью гвозди в 3-х дюймовые доски, а затем вытаскивал их, обхватив шляпку указательным пальцем.



ГЕОРГ ГАККЕНШМИДТ ("Русский лев") – чемпион мира по борьбе и рекордсмен мира по тяжелой атлетике, одной рукой выжимал штангу весом 122 кг. Брал в каждую руку гантели по 41 кг и разводил прямые руки горизонтально в стороны. Выжимал на борцовском мосту штангу весом 145 кг. Скрещенными на спине руками Гаак поднимал из глубокого приседа 86 кг. В наши дни это упражнение известно под названием "гаак–упражнение" или просто "гаак". Уже 82-летним Гаккеншмидт перепрыгивал через натянутую на спинки двух стульев веревку, отталкиваясь от пола двумя ногами одновременно.


ЯКУБА ЧЕХОВСКОЙ



В 1913 году на тяжелоатлетических соревнованиях в Петрограде, в бывшем Михайловском манеже, атлет Якуба Чеховской продемонстрировал сенсационный силовой трюк – он пронес по кругу на одной руке шесть солдат гвардейского полка, за что был награжден почетным "золотым поясом". Этот рекордный номер до сих пор не удалось повторить ни одному атлету в мире. Сам же Чеховской демонстрировал его постоянно в своих выступлениях. Не менее удивительны и другие номера атлета. Делая "мост", Якуба Чеховской держал на себе десять человек. На его грудь устанавливали помост, на котором размещался духовой оркестр из 30 музыкантов. На плечах атлета 40 человек сгибали двутавровую металлическую балку. Через его грудь проезжали 3 грузовых автомобиля с публикой. Во время службы в гусарском полку носил на своих плечах лошадь, весом в 400 кг.


ПЕТР КРЫЛОВ ("Король гирь").



Одним из сильнейших атлетов начала нашего века. Любовь к цирку заставила его сменить профессию штурмана торгового флота на профессию атлета. Нелегок был путь молодого силача. Вначале он выступал в балаганах, ездил по ярмаркам провинциальных городов, где по нескольку раз в день не только демонстрировал атлетические номера, но и боролся на поясах с любителями из публики. Вскоре имя Крылова становится известным - он начинает выступать в крупных цирках, где его представления пользуются огромным успехом. Наряду с демонстрацией силовых трюков Крылов выступал в чемпионатах французской борьбы и завоевывал призовые места, а в конкурсах на лучшую атлетическую фигуру неизменно получал первые призы.
Петр Крылов установил несколько мировых рекордов. В положении "борцовский мост" он выжимал двумя руками 134 кг, левой рукой – 114,6 кг. Жим в солдатской стойке левой рукой двухпудовой гири – 86 раз подряд. Создал ряд атлетических номеров, получивших широкое распространение: сгибание рельса на плечах, проезд автомобиля по телу атлета. Был страстным пропагандистом физической культуры. Читал лекции об атлетическом спорте.


НИКОЛАЙ ВАХТУРОВ



Нижегородский богатырь.
"Николай Вахтуров! – и из "парада", ласково улыбаясь, грузно выступает колоссальная фигура нижегородского богатыря. Стихийный борец. По размаху натуры и по темпераменту – перенесшийся к нам в XX век былинный Васька Буслаев. Это воплощенная в мускулистое тело "идея натиска". Бесшабашный русский борец, ломающий всех, кто попадает в его объятия. Даже очень сдержанный партер разражается аплодисментами, которые на галерее переходят в настоящую бурю", – писал о нем журнал "Геркулес" (1913 г.).
Иногда Вахтуров демонстрировал силовые трюки: разгибал подковы, носил на себе груз весом 24 пуда, а двух-пудовую гирю перебрасывал через железнодорожный вагон.
Таким вошел в историю русского спорта чемпион мира, ученик Ивана Поддубного Николай Вахтуров.


ВИЛЬЯМС МООР–ЗНАМЕНСКИЙ (Александр Знаменский, 1877-1928), Москва.



Профессиональный цирковой атлет, исполнял рекордные силовые номера: делал сальто с двух-пудовиками в каждой руке, носил на спине рояль с тапером, на груди держал платформу с оркестром, жал с борцовского моста 132 кг, выжал правой рукой два двух-пудовика, поставив их один на другой. Содержал платную арену. Обладал привлекательной внешностью и мощной фигурой: рост 170 см, вес 88 кг, грудная клетка 118 см, талия 82см, шея 46, бицепс 43, икры 40, бедро 61 см.


ВЛАДИСЛАВ ПЫТЛЯСИНСКИЙ (1863-1933), Петербург, Варшава.



Воспитанник Краевского, сам стал профессиональным тренером – в 1898 г. открыл платную атлетическую школу в Петербурге, а в 1911 г. – в Одессе. Успешно выступал в международных чемпионатах борцов и атлетов. Добился высоких по тем временам результатов: правой рукой выжимал 98 кг, толкал двумя 115 кг, не связывая, вырывал одной рукой две двухпудовые гири, приседал с весом 175 кг. Его измерения 1903 г.: рост 184 см, вес 105 кг, бицепс 44 см, шея 46, грудная клетка 128, бедро 69, икры 44 см.


В 1807 году в сражении с турками был убит капитан Д.А. Лукин, прозванный на флоте "русским Геркулесом". Очевидцы описывают его победу с 12 матросами над толпой в несколько сотен человек. Он легко ломал подковы, мог держать пудовые ядра в распростертых руках, пальцем вдавливал гвозди в стену.


"Петербургский листок" от 3 июля 1893 года писал о неком Иване Чекунове, который в присутствии толпы народа свободно поднимал наковальню весом в 35 пудов (560 кг).

Среди учебных изданий, посвященных европейскому Средневековью, книга Г.Г.Кенигсбергера стоит особняком. Автор анализирует события, происходившие в странах как Западной, так и Восточной Европы, тесно увязывая их с теми процессами в социальной и культурной жизни, которые развивались в Византии, исламском мире и Центральной Азии Европа в 400-1500 гг. у Г.Кенигсбергера – это отнюдь не «темные века», а весьма динамичный период, в конце которого сформировалась система ценностей, оказавшая огромное влияние на все страны мира. Книга «Средневековая Европа,…

Аргонавты Средневековья Владислав Даркевич

Книга рассказывает о путешествиях в VII–XIII вв., о трудностях дальних странствий и их преодолении, о стремлении людей той эпохи раздвинуть границы известного им мира. Средневековые землепроходцы переносили из страны в страну верования, моды, ремесленные традиции, произведения искусства и памятники письменности. Их деятельность способствовала взаимообогащению культур, созданию определенного единства средневековой культуры Евразии. Автор привлекает обширный материал из области литературы, археологии, истории искусства, который свидетельствует…

Цивилизация средневекового Запада Жак ле Гофф

Это издание осуществлено при участии Министерства иностранных дел Франции и французского посольства в Москве Автор книги, один из ведущих представителей Школы «Анналов», предпринимает попытку сжато, но предельно ярко и убедительно охарактеризовать основные особенности средневековой цивилизации. В центре внимания автора - Пространство и Время в жизни и восприятии тогдашнего населения Европы, его материальная жизнь, характеристика их социальной системы и, главное, анализ их менталитета, коллективной психологии, способов чувствовать и…

Повседневная жизнь средневековых монахов… Лео Мулен

Мир монахов на протяжении столетий вдохновлял и формировал цивилизацию европейского Средневековья. Что же известно нашим современникам о повседневной жизни монашества, о том, как они молились, как готовились к смерти, что читали, чем питались, как спали? Лео Мулен – признанный специалист в области истории и социологии религии. Он изучил множество самых различных источников: хроник и сборников обычаев, посланий основателей орденов и житий святых, а также научных трудов, посвященных этой проблематике. Автор убедительно и живо показывает, как,…

Многоликое средневековье А. Иванов

«Времена не выбирают...» Средние века представляются нам сейчас «темной эпохой», далекой и непонятной. Но перенесемся воображением на семь столетий назад, пройдемся по шумным улицам и площадям средневекового города, окинем взором окрестные луга и пашни, заглянем под своды древних, величественных замков - и мы увидим, что и в это непростое время под тяжелой дланью инквизиции бурлила яа!знь, что за этой завесой скрывается целый пласт культуры, так много давший нам, далеким потомкам. В книгу входят работы директора Императорской Николаевской Царскосельской…

Поклонение волхвов как отражение реальных… Ярослав Кеслер

Феномен «Поклонение Волхвов» (иначе называемых тремя восточными царями) имеет прямое отношение к истории возникновения христианства. Обширный, хорошо иллюстрированный обзор по этому вопросу представлен в книге Г. Носовского и А. Фоменко «Реконструкция Всеобщей истории». Однако, в этот обзор не включена книга, содержащая уникальные сведения о «Поклонении волхвов» как об отражении реальных средневековых событий и изданная на русском языке в 1998 г.: Иоанн Хильдесхаймский «Легенда о трех святых царях».

Другая история Средневековья. От древности… Дмитрий Калюжный

Поразительные факты и неожиданные выводы: «простые схемы» традиционной истории рассыпаются, открывая новое, неведомое прошлое человечества. Авторы, используя огромный объем фактического материала, предлагают новые версии истории Средневековья, будоража мысль читателя, и сердце замирает в ожидании новых прозрений. Книга продолжает проект «Хронотрон», вызвавший повышенный интерес у читателей.

Осень средневековья Йохан Хейзинга

Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. -- 5-е изд.; просмотрено переводчиком. -- (Библиотека истории культуры). ISBN 5-8112-0728-X Книга нидерландского историка культуры Йохана Хейзинги, впервые вышедшая в свет в 1919 г., выдержала на родине уже более двух десятков изданий, была переведена на многие языки и стала выдающимся культурным явлением ХХ века. В России выходит третьим, исправленным изданием с подробным научным аппаратом. "Осень Средневековья" рассматривает социокультурный феномен позднего Средневековья с подробной…

Очерки истории средневекового Новгорода Владимир Янин

Средневековый Новгород всегда привлекал внимание исследователей. Для одних он почитался как родина российской монархии. Для других стал символом республиканских устремлений и колыбелью вечевой демократии. Масштабные археологические исследования Новгорода в последние десятилетия многократно умножили сумму источников по истории этого города и государства. Открытие берестяных грамот, число которых сегодня приближается к 1000, позволило услышать голоса новгородцев, живших в XI–XV столетиях, и решить многие проблемы, считавшиеся раньше спорными.…

Денежно-весовые системы домонгольской Руси… Владимир Янин

Книга посвящена исследованию денежного обращения Древней Руси в средневековую эпоху. Первую часть издания составляет монография «Денежно-весовые системы русского средневековья», опубликованная в 1956 г. и давно ставшая библиографической редкостью. Во второй части собраны статьи, отражающие историю и процессы формирования и развития денежной системы Новгорода в X–XIV вв., а также организацию новгородского монетного чекана в XV–XVII вв. Книга предназначена для нумизматов, историков, археологов и всех интересующихся нумизматикой. В оформлении…

Влияние ислама на средневековую Европу Уильям Уотт

Популярный очерк средневекового ислама, его контактов с культурой средневековой Европы написан известным английским исламоведом на основе анализа источников и с привлечением новейших исследований. Когда арабские исследования, арабская мысль, арабские сочинения предстают в полном объеме, становится ясно, что без арабов европейская наука и философия не смогли бы развиваться такими темпами. Они не только сохранили живыми науки, которые постигли, но и расширили их диапазон. Когда около 1100-го годов европейцы стали серьезно интересоваться наукой…

История философии. Античная и средневековая… Владислав Татаркевич

«История философии» Вл. Татаркевича (1886–1980), академика ПАН, известного польского историка философии, специалиста по этике и эстетике, выдержала в своей стране более десяти изданий и является популярным учебником по истории европейской философской мысли. Книга отличается энциклопедичностью, ясностью и простотой языка, содержит оригинальную концепцию развития историко-философского знания. Она переведена на многие европейские языки, издана в США и Китае. На русском языке публикуется впервые. Рекомендуется преподавателям и студентам высших…

Средневековый роман и повесть Кристьен де Труа

В нашем представлении о Средневековье фигура рыцаря - неизменно на первом плане. Крестовые походы и рыцарские турниры, поклонение прекрасным дамам и верность рыцарскому долгу и слову - все это можно почерпнуть из средневековых романов XI и в XII столетий.

Зарождение средневековой цивилизации Западной… Наталия Басовская

Запись программы из цикла "ACADEMIA". Крупнейший российский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская рассказывает о зарождении Средневековья, о том, как могли появиться общество, культура, цивилизация, которую никто не планировал, никто не прогнозировал.

Чань-буддизм и культура психической деятельности… Н. Абаев

В монографии на материале широкого круга оригинальных китайских источников исследуется малоизученный пласт средневековой китайской культуры, впервые выделяемый автором как самостоятельный объект изучения, показана роль чань-буддизма в ее формировании. Анализируются характерные особенности культуры психической деятельности в чань-буддизме, исследуется ее вклад в развитие традиционной психокультуры в средневековом Китае, показано ее прикладное значение в психофизической подготовке человека к экстремальным условиям деятельности, рассматривается…

ЕГИПЕТ .

Самой яркой иллюстрацией борьбы в Египте являются рисунки на могилах в Бенн-Рассане, относящиеся к 3000 году до нашей эры. На них изображены три положения борцов: два в стойке, напоминающие задний и обратный пояса, и одно в лежачем на земле положении, На рисунке, изображающем схватку лежа на земле, верхний противник старается дожать нижнего на спину, а тот, сопротивляясь, делает подобие полумоста, причем держится за ногу верхнего.
Отсюда вытекает, что в Египте борцам разрешалось применять в схватках захваты всего тела, т.е. борьба была вольной, и, кроме того, требовалось дожать противника на лопатки. Характерным является для спортивных состязаний древности то, что на борцах, изображенных на этих рисунках, одеты пояса-бандажи. Из надписей, относящихся к царствованию Псаменнита, видно, что при дворе фараонов были особые борцы, на обязанности которых лежало выступать в состязаниях во время празднеств.

ЭТРУРИЯ.

На вазах, обычных свидетелях жизни этрусков, мы не видим изображения борьбы, но зато на одной гробнице есть два рисунка моментов схваток борцов. На одном из них борец применяет прием, несколько похожий на нынешнее "тур-де-бра", причем сам, как это требуется и в теперешней греко-римской борьбе, идет на одно колено. На другом за схваткой борцов, из которых один делает определенное "тур-де-бра", следит судья или учитель. Противники без костюмов и бандажей, совершенно голые. На учителе определенно профессиональный костюм, не похожий на обычные этрусские одеяния: венок на голове, оригинального фасона плащ и прямая палка в руке, служившая, наверно, для ударов в случае применения борцами неправильных приемов.

ЯПОНИЯ.

Легенды Японии говорят о том, что 2000 лет тому назад знаменитый силач Нони-но-Сукуне победил в борьбе геркулеса Тейему, взявшись за ноги противника и перекинув его через голову. Колоссальный Тейема с такой силой ударился, падая на землю, что не мог встать, и победитель, по обычаю, затоптал его ногами насмерть. Впоследствии - продолжает легенда - Нони- но-Сукуне составил список правил и приемов, пользуясь которыми <слабый мог бросить сильнейшего>. Обычай затаптывать противника до смерти был отменен тем же самым Нони-но-Сукуне, сделавшимся или человеколюбивее к старости, или из чувства предосторожности, чтобы его самого не постигла такая же судьба, в случае поражения более молодыми. Нони-но-Сукуне считается патроном японских борцов до сих пор.

О таких же состязаниях и борьбе с рядом выработанных приемов и правил говорят нам предания всех времен и народов: и памятники мексиканских инков, и древнерусские былины, и сказания Кавказа о Рустаме-богатыре, и скандинавские саги о викингах, и эпос Индии о Наде и Дамаяити. Минуя все это, мы остановимся на борьбе в древней Греции и Риме, где сложилась целая система борьбы, перешедшая через средние века в наше время, - сначала под именем греко- римской, потом под названием французской, потом классической и снова - греко-римской.

ГРЕЦИЯ.

Говоря о борьбе в Греции, нужно принять в расчет два периода: 1) героический, гомеровский и 2) исторический.

В гомеровском периоде борьба называется <изнурительной силам>. Песнь XXIII <Илиады> говорит о том, как Ахиллес устроил на могиле своего друга Патрокла состязание в борьбе на призы: победитель получал <медный огненный треножник, ценою в двенадцать волов>; побежденный - <юную рукодельницу>. Боролись Одиссей и Аякс. Сначала противники схватываются крест-накрест, и Аякс бросает Одиссея на землю. Тот поднимается и сваливает своего более сильного противника подножкой, при этом падая ему на грудь. Ахиллес, в качестве судьи, признает схватку кончившейся в ничью и награждает обоих равными призами. Вывод - борьба была вольной и надо было для признания победы или бросить противника на землю несколько раз, или перевернуть на лопатки. Схватка не ограничивалась сроком, почему и название ее: <изнурительная силам>. Перед борьбой гомеровские противники одевают специальные пояса-бандажи.

Насколько состязания в борьбе были популярны, видно из того, что <Илиада>, повествуя о схватке между Ахиллесом и Агамемноном, в качестве судей схватки выставляет богов, которые, заинтересовавшись ходом борьбы и желая добиться какого-либо результата, увеличивают силу, рост и выносливость противников. Предание о походе аргонавтов под предводительством Ясона в Колхиду на корабле Арго за золотым руном, говорит о том, что Ясон во время остановки на острове Лемносе первый ввел пятиборье (пентакль). Благодаря введению в эти состязания борьбы, победителем среди аргонавтов вышел сильнейший из них борец Палей. О любимейшем силаче греческого эпоса героического периода - Геркулесе - мы видим указание на то, как он боролся, в описании двух его подвигов: с Антеем, которому всякий раз, когда он касался земли, прибавлялось силы, и которого поэтому Геркулес мог победить только задушив, при подъеме высоко от земли, а также с египетским разбойником Каком. Будучи обожествлен, в качестве самого популярного силача героического периода, как греками, так и римлянами, - Геркулес по наследству от них перешел к галлам под именем Пантофага. Галльские легенды о подвигах и приключениях Геркулеса-Пантофага пересказаны французским сатириком Рабле в 1532 г. в книге, вошедшей в классическую литературу под заглавием. Эта книга, получившая мировую известность, подписана псевдонимом <Алкофрибас Нозье>.


В историческом периоде жизни Греции состязания в борьбе являются настолько излюбленным спортом, что победителей осыпали целым рядом почестей. Они освобождались от всяких налогов, имели право занимать везде почетные места, в сражении бились рядом с царем (что было очень выгодно для последнего), входили в родной город через особый, специально сделанный для этой цели в городской стене пролом. Награждая победителя триумфальным входом или въездом в родной город через этот пролом, сограждане силача показывали, что им не страшны никакие стены. На спортивных состязаниях в древней Греции, имевших большое общественное значение в древнем мире, борьба как спорт появляется с XVIII Олимпиады. С XXXIII Олимпиады она соединяется с кулачным боем. Подобно тому, как бег, тоже излюбленный спорт греков, требовал победы в состязании на один, на два и на множество кругов, а также при полном вооружении - так и борец для признания победителем должен был выйти первым в ряде состязаний. От него требовалось побороть сначала одного противника, затем пятерых поочередно и выйти победителем в борьбе, соединенной с кулачным боем. Сначала характер борьбы был чисто любительский, боролись из-за почестей. Но профессионализм был уже не за горами: этому способствовали слишком крупные денежные премии победителям, достигавшие в Афинах баснословной по тому времени суммы в 500 драхм. Эти премии создали разделение борцов на любителей и профессионалов. Как те, так и другие изучали приемы и правила борьбы в особых помещениях (гимназиум) под руководством опытных учителей из старых борцов. В гимназиумах были особые снаряды для тренировки - гири (гальтеры) и тяжелые подвесные мешки с песком. И при тренировке, и в состязаниях борцы натирали свое тело маслом, а потом посыпали песком, причем боролись совершенно голыми. После схваток масло и грязь приходилось отскребывать специальными ручными лопаточками, затем борцы шли в горячую или холодную ванну. Для признания победы так же, как в гомеровском периоде, требовалось или бросить противника на землю три раза, или опрокинуть его на лопатки, причем в последнем случае допускалась борьба лежа на земле (партерная). Сначала применялись захваты всего тела, но со временем кодекс правил борьбы стал требовать нанесения захватов только до талии противника.

Историки Павзаний и Диоген Лаерций говорят о том, что борцы исторического периода Греции придерживались известного режима: после борьбы ложились отдыхать, ели молочный сыр, пшеницу, мясо молодого козленка и избегали пить вино.
РИМ.

Суровые нравы начального <железного> Рима заставляли каждого гражданина стремиться к развитию силы. Поэтому борьба - <состязание сильных>, как называет ее Овидий, - имела в качестве спорта широкое распространение среди всех слоев римлян. <Энеида> Виргилия говорит о схватках в борьбе Энея и его спутника, называя борьбу <показывающей превосходство перед всеми>. Но с течением веков железный Рим уступил место изнеженному Риму цесаризма, и вместе с тем состязания в борьбе начали носить исключительно профессиональный характер, и в них выступают одни пленные рабы-гладиаторы. Из самого слова <гладиатор> видно, что побежденному в любом виде состязаний могла грозить смерть (gladius - меч), а потому состязание в борьбе, как и в прочих боях гладиаторов, носили ожесточенный характер. Впервые упоминаются состязания в борьбе при описании праздника, устроенного императором Марком Фульвием в 186 г. до нашей эры. Особенно пышного расцвета достигли состязания в борьбе при Нероне Агенобарбе, который и сам иногда выходил на борьбу, причем по обычаю всех владык всех эпох и народов должен был выходить победителем. Насколько вообще была велика страсть у римских императоров выступать в качестве профессиональных силачей на аренах цирка, видно из истории царствования Коммода. Этот необычайного сложения колосс, борясь с гладиаторами, после победы закалывал своего противника, если тот казался ему очень сильным (поражения Коммода не допускались в виду его императорского звания). Историческим фактом является и то, что победы в борьбе доставили императорский трон гиганту-пастуху, - варвару Максимилиану. Будучи в войсках Септимия Севера, он обратил на себя внимание последнего своим необычайным ростом и телосложением. Север, решив приблизить к себе Максимилиана в качестве телохранителя, произвел испытание его силы и выносливости: Максимилиан несколько раз пробежал за конем Севера вокруг всего лагеря, убил в поединке 7 легионеров и поборол одного за другим 16 сильнейших борцов, находившихся в лагере Севера. Начало карьеры было сделано, и через несколько лет Рим привет- ствовал императора Максимилиана. Не уступая в аппетите Гаргантюа Рабле, Максимилиан, по рассказам историков, выпивал в день ведро вина и съедал 60 фунтов мяса.

В эпоху цесаризма гладиаторы подвергались не меньшей тренировке, нежели древние греки. В их <палестрах> тренировка сопровождалась и ваннами и специальным массажем. Из рядов гладиаторов вышел знаменитый Спартак, поднявший знамя восстания среди рабов и угрожавший существованию Рима, - он также обладал колоссальной силой и был одним из лучших борцов <палестр>. У гладиаторов сложился целый кодекс правил и приемов борьбы, отчасти заимствованных у греков, отчасти выработанных самими условиями состязаний в цирке, где побежденному могла грозить смерть. Ввиду последнего обстоятельства, стиль борьбы римлян был вольный, схватки носили грубый, ожесточенный характер, причем побежденным, естественно, считался опрокинутый на спину, как находящийся в безвыходном положении.

БОРЬБА В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЙ ИСТОРИИ ДО XIX ВЕКА.

В средние века человеческая сила имела колоссальное значение, но в большинстве случаев состязания сводились к вооруженному бою. Поэтому в средневековых хрониках борьбе, как состязанию противников без оружия, отводится не так много места. Тем более, что борьба являлась спортом исключительно народных масс, которым было воспрещено заниматься вооруженным и конным спортом, являвшимся исключительно привилегией высшего класса. Большинство рассказов о феноменальных силачах средневековья говорят нам или о поднимании ими баснословных тяжестей, или о смер- тоносных ударах их кулаков и мечей. Правда, в этих рассказах фигурируют исключительно коронованные особы или рыцари. Таковы рассказы об Иоанне Цимисхии, Пипине Коротком, Карле Мартелле, сбивавшем кулаком любого силача с ног, Карле Великом, подымавшем на ладони вооруженного рыцаря, великане Экофере, Роланде, рассекшем пополам скалу в Россенвале, Бетране Дюгесклене и т.д. Достоверно известно из хроник и летописей только то, что на всех ярмарках среди массы увеселений были и состязания в борьбе, в которых выступали особые профессиональные, силачи, обыкновенно отличавшиеся колоссальным ростом и размерами тела, вызывавшие желающих из населения помериться с ними Силами. Известно также и то, что в Западной Европе тогда существовало два стиля борьбы: один - с подножками, бросанием через голову и ударами головой; другой - чисто силовой, напоминающий русскую борьбу в обхват и отчасти современную греко-римскую, но только в ее силовых приемах. Побежденным считался брошенный на землю. Профессионализм при переходе из средних веков в новую историю находит себе применение не только на ярмарках - при целом ряде дворов королей и вельмож среди остальных приближенных находятся особые борцы, выступающие на состязаниях.

Безусловно, большое влияние на развитие борьбы в Европе как спорта оказало нашествие татар, у которых борьба была любимейшим развлечением. Заслуживает интереса следующий отрывок из дневника польского рыцаря, попавшего в плен к татарам:

<...Пары борцов, точно обезумевшие, схватывались около костров. Иногда падая в костер, они, не замечая ожогов, снова бросались друг на друга. Наградой победителю были две красивые полонянки и прекрасная лошадь с богатым седлом. Мурзы сидели неподвижно на коврах, наблюдая за борьбой. Награду получил тот, кто поборол всех остальных - <сильнейший между сильными>.

Встречи с татарскими борцами, у которых, как у всех народов Востока, допускались захваты всего тела и подножки, сделали в Западной Европе особенно популярной <вольную> борьбу. К ней присоединился еще один очень характерный стиль: <единоборство ногой к ноге>, т.е. сдвигание противника с места. Хроники XVI столетия говорят о том, что никто не мог одолеть в борьбе этого стиля Людовика Буфлера, прозванного <Крепким>. Кто знает, может быть, Людовику Буфлеру в победах помогало его герцогское достоинство, так как, подобно римским Коммодам и Неронам, какая-то непреодолимая сила заставляла стремиться к победам в борьбе и в публичном проявлении своей силы: и Ричарда Львиное Сердце, и султана Саладина, и Скаденберга, и Карла Бургундского, и всех саксонских курфюрстов с Августом Сильным во главе, и Петра I. То же самое наблюдается и в жизни их придворных, - в нашей истории пример не за горами: любовник Екатерины II Григорий Орлов и его брат Алексей считали любимейшей забавой борьбу с крепостными своими крестьянами. Призы распределялись в обратном порядке: побежденного ими силача графы Орловы награждали, а имевший несчастье победить какого- нибудь из графов мог вспоминать свою борьбу, сидя в собачьей конуре прикованный на цепь. Борьба в допетровской России, как и потом до XIX века, шла исключительно на силу, причем для победы было достаточно бросить противника на землю. Любимейшим приемом был обхват спереди через верх туловища, который сохранил за собой название <русский обхват накрест>. Отсюда вполне естественно, что решающее значение, помимо силы, имели вес и рост. На ловкость не обращалось ни малейшего внимания, а подножки категорически запрещались и считались почему-то <цыганским> приемом.

В XVI веке мы уже встречаем на Западе руководство по борьбе: это была книга Фабина фон Арерсвальда <Искусство борьбы>, изданная в 1539 году. Затем появилась под таким же заглавием книга, сочиненная Николаем Петерсом и изданная в 1674 г. Кроме того, знаменитый художник той эпохи Альбрехт Дюрер оставил потомству зарисовки не много, не мало, как 119 пар борьбы в самых разнообразных приемах.


Вторая половина XIX века и весь XX век прошел под знаком русских богатырей. Ни одна страна не выдала на-гора столько силачей, как Российская империя.

Вот наиболее известные из них:

Капитан фрегата «Рафаил» Василий Лукин, герой Афонского сражения во время войны России и Турции, словно в пластилин вдавливал одним пальцем гвозди в корабельную стену и мог на вытянутой руке полчаса держать пудовое пушечное ядро. В одной из драк с английскими моряками кулаком зашиб насмерть шестерых бриттов!

«Русский Самсон» Александр Засс, уроженец Саранска, не был похож на классического силача, т.к. от природы не был наделен высоченным ростом и огромным весом – 167,5 см и 80 кг соответственно, а бицепсы в сравнении с «шарами» миляги Шварценеггера и вовсе выглядели подростковыми – 41 см. Однако обладатель таких скромных антропометрических данных по праву считался самым сильным человеком своего времени.

На глазах толпы зевак, через «Самсона», распластавшегося на булыжной мостовой, переезжал груженный углем грузовик (любимый номер силача). Он запросто поднимал зубами железную балку-коромысло, на концах которой сидели два дюжих ассистента (общий вес «конструкции» – 265 кг), носил по арене цирка пианино с пианисткой и танцовщицей, выплясывающей на крышке.

Известен замечательный случай, который приключился с ним во время Первой мировой войны. Александр, служивший в кавалерийском полку, возвращался из разведки. За 500 метров до русских позиций австрийская пуля ранила его коня. Разведчик и не подумал бросать боевого товарища, а, взвалив его вместе со сбруей себе на плечи, марш-броском по пересеченной местности внес того в расположение своего полка.

Петр Крылов – «король гирь» – выжимал левой рукой 114,6 кг и гнул на плечах рельсы.

Григорий Кащеев на представлениях поднимал на пояс 640-килограммовую балку.

Волжанин Никандр Вахтуров, ученик великого Ивана Поддубного, перебрасывал 32-килограммовую гирю через железнодорожный вагон. О нем писали: «По силе даже не сверхчеловек, а ихтиозавр, и притом крутит двойные пируэты». На борцовском ринге буквально давил всмятку противника.

Список русских силачей можно продолжать до бесконечности. То был ренессанс русских витязей.

ПОДДУБНЫЙ - ЧЕМПИОН ЧЕМПИОНОВ

С именем Ивана Максимовича Поддубного (1871 — 1949) связана целая эпоха в истории отечественного и мирового спорта. В 1903 году Поддубный стал выдающимся специалистом французской борьбы. Обладая огромной силой, он в 1905 году в Париже завоевал титул чемпиона мира среди борцов-профессионалов. На протяжении многих лет он подтверждал это звание. 33 года подряд никому не уступал Поддубный пояса чемпиона мира по борьбе.

Представляя публике Поддубного, арбитры торжественно провозглашали: «Для участия в чемпионате прибыл чемпион чемпионов мира Иван Максимович Поддубный». Под гром аплодисментов на манеж выходил русский богатырь в черном борцовском трико.

Иван Поддубный — и этим все сказано!

45 лет жизни он провел на борцовском ковре. В 56 лет он в последний раз стал абсолютным чемпионом мира по борьбе среди профессионалов.

Иван Поддубный покинул цирковую арену в возрасте 70 лет по настоянию врачей.

ФЕНОМЕН ИВАНА ЗАИКИНА

Русский богатырь Иван Заикин (1880 — 1948) демонстрировал свою феноменальную силу на аренах цирка. Вот как проходило одно из его выступлений. Десять человек выносят на арену цирка морской якорь весом 25 пудов. Затем выходит атлет Иван Заикин, легко вскидывает на плечи якорь и прохаживается с ним по кругу арены.

Другой силовой номер, более сложный и тяжелый: ассистенты укладывали рельс или двутавровую балку на плечи Ивана как коромысло. Затем на каждом конце рельса повисали по 10—15 человек. Вскоре на рельсе появлялся большой прогиб.

В одном из музеев Парижа до сих пор хранится «подарок» Ивана Заикина: согнутый им в кольцо рельс.

ОДИН ПРОТИВ 22

Известный русский атлет Иван Шемякин (1879 — 1953) провел единственный в своем роде матч с 22 борцами-любителями с гарантией, что с каждым будет бороться не более одной минуты. Матч проводился в один вечер без отдыха и перерыва. Иван Шемякин провел на ковре 22 схватки за 18 минут 48 секунд, положив всех на лопатки и затратив на каждого менее одной минуты.

«КОРОЛЬ ГИРЬ»

Русский атлет Петр Крылов (1871 — 1933), которого называли королем гирь, был невысокого роста, но рельеф и объем его мускулатуры поражали воображение. Выполняя уникальные трюки, Петр весело переговаривался со зрителями. На специальной платформе поднимал лошадь с всадником. Затем на платформе размещались два десятка человек. Силач, надев на плечи лямки, поднимал и этот колоссальный груз. Потом ударом кулака разбивал несколько крупных булыжников, ломал подковы.

БОГАТЫРЬ ЯКУБА ЧЕХОВСКИЙ

Одно из почетных мест в истории русской тяжелой атлетики по достоинству занимает имя атлета Якубы Чеховского. Еще в гимназические годы Якуба поражал сверстников и учителей своей исключительной силой.

Позднее борец-богатырь победоносно выступал в многочисленных чемпионатах по французской борьбе.

Но наибольшего успеха Чеховский добился в силовых упражнениях с живым весом, где ему поистине не было равных. Так, через могучую грудь атлета проезжали три грузовых автомобиля с публикой, на его плечах 40 человек сгибали двутавровую балку или шестидюймовый рельс.

Делая «мост», он держал на себе 10 человек, на его грудь клали помост, на котором размещался духовой оркестр из 30 музыкантов. Он подбрасывал вверх шесть двухпудовых гирь и ловил их на грудь.

Чеховский продемонстрировал сенсационный силовой номер: он пронес по кругу на одной вытянутой вверх руке шесть солдат гвардейского полка, за что был награжден почетным «золотым поясом». Этот силовой номер до сих пор не удалось повторить ни одному атлету в мире.

В начале 1920-х годов Якуба Чеховский руководил спортом в Петроградском военном округе. Последние годы жизни Я.Чеховский находился на заслуженном отдыхе, будучи персональным пенсионером.

Умер он в 1941 году в Ленинграде.

Уместно привести физические данные атлета: рост — 180 сантиметров, вес — 125 килограммов, объем груди — 138 сантиметров, шеи — 52 сантиметра, бицепсов — 50 сантиметров.

СТАВИЛ СВАИ ДЛЯ ПЛОТИНЫ

В прошлом веке на Волге был известен своей необыкновенной силой бурлак Никита Ломовский. В Астрахани он ставил сваи для плотины и один забивал их чугунной бабой, которую едва поднимали восемь человек.

«ЖЕЛЕЗНЫЙ САМСОН»

Несколько десятилетий с цирковых афиш не сходило имя атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом Самсон.

Вот, например, текст афиши русского силача Самсона во время выступлений в Англии: «Самсон предлагает 25 фунтов стерлингов тому, кто собьет его с ног ударом кулака в живот. Разрешается принимать участие боксерам-профессионалам. Приз 5 фунтов стерлингов дается тому, кто согнет в подкову железный стержень».

Известный английский боксер, испробовавший свою силу во время выступления Самсона, повредил о его брюшной пресс кисть руки. А стержень, о котором шла речь, представлял собой внушительный прут квадратного сечения толщиной 1,3 сантиметра и длиной четверть метра. Кроме Самсона никому не удавалось даже слегка согнуть такой прут.

В 1938 году в английском городе Шеффилде на глазах собравшейся толпы груженный углем грузовик переезжал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса, но в следующую секунду раздались возгласы: «Ура Самсону!», «Сива русскому Самсону!»

Репертуар силовых номеров Александра Засса был разнообразен. Например, он носил по манежу пианино игравшим на нем музыкантом и танцовщицей. Общий вес его ноши составлял около 700 килограммов.

«Железный Самсон» ловил руками 30-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров, отрывал от пола удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами. На платформе поднимал два десятка человек, лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом 500 килограммов. На плечах Засс на специальном коромысле носил по арене двух львов.

ПЛЕЧОМ ПОДТОЛКНУЛ ПАРОВОЗ

На Пермь-Тюменской железной дороге вышел из строя паровоз, который не мог двинуться ни назад, ни вперед. В связи с этим одна из пермских газет сообщила о том, что 10 июля 1905 года местный атлет Федор Весов сдвинул плечом паровоз товарно-пассажирского поезда на перегоне Шайтанка — Анатольская (паровоз номер 456). Это случилось на 355-й версте.

ОДНИМ МИЗИНЦЕМ

Русский атлет Николай Турбас показывал удивительный силовой номер: одним мизинцем он поднимал с пола до колена троих взрослых мужчин, связанных полотенцем.

ПОБЕДИТЕЛЬ ЛЬВОВ

В июле 1907 года украинский богатырь, цирковой борец Терентий Корень дал на арене цирка американского города Чикаго необычное представление. Он спокойно вошел в клетку с огромным львом. Хищник стремительно бросился на человека. Когти и клыки «царя зверей» впились в тело атлета. Но Терентий Корень, превозмогая нечеловеческую боль, мощным рывком поднял льва над головой и с огромной силой швырнул на песок. Через несколько секунд лев был мертв, а Терентий Корень завоевал единственную в своем роде награду — большую золотую медаль с надписью «Победителю львов».

УБИЛ БЫКА УДАРОМ КУЛАКА

Русский атлет Павел Касьянов, выступая на арене мадридского цирка, дал согласие выйти на единоборство с быком без шпаги и мулеты. В присутствии тысячи зрителей Павел, улучив момент, одним ударом кулака убил разъяренного быка.

САЛЬТО С ГИРЯМИ

Вильяме Моор-Знаменский (1877 — 1928), русский профессиональный атлет, исполнял рекордные силовые номера. Например, он делал сальто с двухпудовыми гирями в каждой руке. Выжимал правой рукой две двухпудовые гири, поставив их одну на другую.

ЧЕЛОВЕК - «ПОДЪЕМНЫЙ КРАН»

У бывшего работника Ярославского резинового комбината Александра Владимировича Гликина профессия называлась просто: силач. Не раз он спасал заводы и фабрики от длительных простоев и крупных убытков.

По личному предложению Серго Орджоникидзе его направляли для работы на особенно важные предприятия, которые строились и реконструировались в 1930-е годы. Трудно представить, что человек поднимает с земли груз в одну тонну, носит на плечах до 40 пудов, передвигает, тяжести до пяти тонн, заменяет один целую бригаду такелажников.

А вот что тогда написала о нем многотиражка «Красного путиловца»:

«Многие рабочие завода никогда не забудут такого исключительного случая. Недавно в сталелитейном цехе был сломан подъемный кран, который передвигал формы для отливки стали. Каждая половина такой формы весит одну тонну. Было всего 11 тонн. Положение критическое, в цехе большой прорыв. Кто же может поднять такую тяжесть, кроме подъемного крана? Оказалось, что может и не подъемный кран, а... человек. Пригласили Гликина. Через два часа формы были перенесены».

ДВУХПУДОВАЯ «ИГРУШКА»

В 1948 году в СССР был объявлен всесоюзный конкурс силачей. Условия конкурса были очень просты. В нем мог участвовать каждый гражданин, достигший 18 лет. Победителем должен был стать тот, кто поднял бы двухпудовую гирю над собой на вытянутой руке наибольшее число раз. Черноморец Анатолий Протопопов установил фантастический рекорд, подняв гирю 1002 раза.

ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОН МИРА

Григорий Новак (1919 — 1980) был первым советским спортсменом, ставшим чемпионом мира по тяжелой атлетике. Чемпион Европы (1947), восьмикратный чемпион Советского Союза (1940 — 1951) Новак установил 23 рекорда мира и 86 рекордов СССР. Заслуженный мастер спорта СССР и... заслуженный артист СССР.

ПИРАМИДА ДИКУЛЯ

Валентин Иванович Дикуль (род. 1947) — выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине — автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов).

Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

МОГУЧИЙ РЫВОК

22 июня 1992 года рабочий Ливенского агрегатного завода (Орловская область) Александр Симахин (род. 1954) установил необычный рекорд на празднике города. За 2 часа 40 минут он совершил рывок пудовой гири 3130 раз. Вес рекордсмена — 87 килограммов 100 граммов.

ПОБЕЖДАЯ СЕБЯ

1 мая 1990 года 43-летний шахтер воркутинской шахты «Воргашорская» Виктор Таланцев в присутствии компетентной спортивной комиссии поднял пудовую гирю рывком — по спортивным правилам — 2500 раз (попеременно правой и левой рукой). При этом гиря ни разу не коснулась земли. На установление рекорда ушло 2 часа 48 минут. Регистрация достижения проводилась на открытом воздухе при температуре +2 градуса Цельсия.

Виктор начал заниматься спортом (с бега трусцой), когда ему исполнилось 33 года, а гиревым спортом он увлекся всего за три года до своего рекорда.

Рост Виктора 170 сантиметров при весе 70 килограммов.

15 марта 1992 года В.Таланцев побил свой же рекорд: он поднял пудовую гирю рывком ЗОЮ раз за 3 часа 15 минут. Так гиревик отметил свое 45-летие.

СДВИНУЛ ТРАКТОР И ГРУЗОВИК

Геннадий Иванович Иванов — русский богатырь из города Опочка Псковской области (рост 184 сантиметра, вес 138 килограммов) в 33 года 22 октября 1989 года на стадионе «Торпедо» в Москве стронул с места трактор К-750 «Кировец» в сцепке с автомашиной ЗИЛ-130 общим весом 18 тонн.

9 мая 1990 года стронул с места сцепленные вместе автобусы «Икарус» и ЛАЗ, общий вес которых — 21 тонна. На специально изготовленной конструкции оторвал платформу, на которой было 11 человек общим весом 833 килограмма и прошел с этим весом восемь шагов. Кроме того, Геннадий исполняет и другие силовые номера: разрывает колоду карт на восемь частей, сгибает гвозди и т. д.

38 ТОНН ИЗ РУКИ В РУКУ

Ветеран спорта из карельского города Беломорска В.Ефимов избрал своеобразную форму протеста против слабого развития физкультуры в республике. Летом 1991 года он взялся перебрасывать на время ядро весом 2,5 килограмма из одной руки в другую. За один час рекордсмен сделал 15 тысяч 350 бросков, «переметав» таким образом 38 тонн металла.

В ШТАНГЕ - ПОЛТОРЫ ТОННЫ

Анатолий Иванович Самодумов — силач из города Серпухова Московской области в марте 1990 года отрывал от земли штангу весом более полутора тонн. Тогда ему было 52 года. Его рост 164 сантиметра, вес 70 килограммов.

ЖЕНЩИНА СДВИГАЕТ АВТОБУС

Лидия Николаевна Рыбакова — супруга А. И. Самодумова (ее вес — 68 килограммов). Способом мужа она отрывала от земли 900 килограммов. 4 марта 1990 года, в возрасте 33 лет, стронула с места автобус ЛАЗ с 48 пассажирами в салоне общим весом 10 тонн 850 килограммов.

«КОРОЛЬ ГВОЗДЕЙ»

40-летний Иван Вениаминович Шутов из Ижевска по праву считается наследником знаменитого Самсона. Его еще иногда называют «человеком с железными руками». В течение 12 лет он выступал в цирке как профессиональный силовой артист.

Исполнял уникальные силовые номера с гвоздями, за что его прозвали «королем гвоздей». Из 200-миллиметровых гвоздей он, например, вяжет... морские узлы, ладонью забивает гвозди. «Король гвоздей» поднимает мизинцем гирю весом 64 килограмма, жонглирует тяжелыми гирями и штангой, свободно сгибает в дугу лом, рвет железные цепи.

На смену былым богатырям пришли новые русские богатыри. Имена олимпийских чемпионов – штангистов-супертяжей Власова, Жаботинского, Алексеева, Чимеркина во всем мире хорошо известны. Вместе они установили более 150 мировых рекордов!

Под стать мужчинам и наши красавицы-славянки, о которых поэт писал «в горящую избу войдут, коня на скаку остановят».

САМОЛЕТ ВЕДЕТ НА ПОВОДКЕ

20-летняя Светлана Гаврилина из Серпухова в декабре 1991 года сдвинула 40-тонный Ту-134 в аэропорту Шереметьево. Самолет, который Света тянула за привязанный к переднему шасси «поводок», сдвинулся сначала на 10 сантиметров, потом на 20, потом на метр...

До своего рекорда Светлана семь лет занималась... балетом. Рост ее 164 сантиметра, вес 56 килограммов. От балетного станка к штанге ее привела встреча с серпуховскими тяжелоатлетами Анатолием Самодумовым и Лидией Рыбаковой. Через полгода тренировок Света уже уверенно поднимала на поясе 500 килограммов, через год — закрепленный на поясе гриф, на котором сидели 7 взрослых человек.

Подросток Варя Акулова отрывала от земли штангу весом в 350 кг.

Лидия Рыбакова при собственном весе 68 кг в 1990 году столкнула с места и протащила по дороге несколько десятков метров автобус с пассажирами (10 тонн 850 кг)!

А Светлана Гаврилина из Серпухова 20-ти лет от роду при росте 164 см и весе 56 кг сдвинула с места 40-тонный Ту-334.

В общем, племянник на вздохи дяди из «Бородино» о былом может с полным правом утверждать, что и сегодня не оскудела земля наша на силу богатырскую.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png