Древние приносили жертвы духам охоты, чтобы это предприятие прошло удачно. Иначе духи рассердятся и не пошлют добычи, а то еще и сотворят с человеком что-нибудь дурное…
Как ни странно, подобный обычай сохранился и в наши дни, особенно в северных, таежных краях. В Сибири, к примеру, есть особые, «священные» места, где охотники, перед тем как отправиться на свой промысел, оставляют пищу для духов или брызгают водкой.
Есть «неприкосновенные» звери, в которых ни в коем случае нельзя стрелять. Сибирские охотники называют их «князьками». Узнать этих зверей можно по необычной окраске или чересчур крупным размерам.
- Убьешь такого князька - и фарту не видать, - констатирует старший научный сотрудник УМЦ «Сибохотнаука» Борис Дицевич.
Как-то, рассказывает он, одному его знакомому довелось повстречаться в лесу с белой кабаргой. Обычно у кабарги шкурка бурого цвета, а это был настоящий альбинос – белоснежная шкура, розовый нос, красноватые глаза…
Охотник не удержался, выстрелил в зверя. После этого охотничья удача его оставила, и он очень долго не мог подстрелить никакой дичи…

Охота на оборотней

Встречи с мистическими существами для охотников тоже не редкость. Например, в Сибири бытуют легенды о медведях-оборотнях. В давние времена там можно было услышать характерные рассказы охотников: «Иду по тайге, а навстречу - медведь. Огромный, страшный… Я, конечно, сразу выстрелил. Глядь - а медведя-то и след простыл!»
A.M.Бронников из села Знаменка Читинской области рассказывает историю о своем деде. Тот был смелым, никого не боялся, пошел один в тайгу на медведя. А по местному поверью в тот день идти на охоту было нельзя. Дед нашел место, дождался ночи, определив время по звездам, и сел в засаду.
Ровно в полночь в кустах затрещало. Охотник вскинул винтовку. Слышно стало, будто медведь ломится, а никого не видно. «Шаги» приблизились к нему, дед хотел выстрелить, но руки словно отнялись. Тут невидимка раскатисто захохотал, и послышался голос: «Что, не можешь стрелять? Не сможешь ты меня убить!» Опять раздался дикий хохот, и вновь затрещали кусты - неведомое существо удалялось. Мужик, ни жив ни мертв, скорей припустил домой…
Оборотни встречаются не только в Сибири. Много лет назад на Полтавщине произошло удивительное событие, свидетелями которого оказались с десяток человек, в том числе и сотрудники милиции.
В сентябре 2001 года на коровье стадо неожиданно напал волк и утащил молодого бычка. В тех краях волки не водятся вот уже лет сорок, и сначала местные жители решили, что это набедокурила одна из одичавших собак. Но лесничий В.Андриенко, поглядев на следы, оставленные зверем на земле, сразу же понял, что они принадлежат волку.
Этот случай стал первым, но отнюдь не единственным. За два месяца кровожадный волчище лишил жизни более 20 свиней. Он приходил на фермы по ночам, когда люди спали. Дворовые же собаки, вместо того чтобы отогнать незваного гостя, при его появлении трусливо скулили и, поджав хвосты, забивались куда-нибудь подальше.
Ловушки и капканы не помогали: зверь словно заранее угадывал, где они установлены, и обходил их стороной. Лесничие только руками разводили - где же прячется животное, ведь лес вокруг небольшой, редкий, сто раз прочесывали его, но так разбойника и не обнаружили…
Лишь однажды ранним зимним утром перед охотниками мелькнул силуэт, похожий скорее не на волка, а на чудовище, покрытое густой шерстью. Оно быстро метнулось от людей куда-то в сторону, при этом - о чудо! - встав на задние лапы. И растворилось в тумане…
А потом начали исчезать люди. Разумеется, все решили, что они стали добычей волка. В округе началась жуткая паника, жители перестали спокойно спать по ночам, до утра не тушили свет. Родители не выпускали детей на улицу и даже запрещали им ходить в школу…
Селяне организовывали добровольные отряды самообороны, патрулировавшие окрестности. В конце концов к делу привлекли милицию. Выяснилось, что все инциденты происходили в пределах одной зоны - близ старого заброшенного хутора, прозванного Кабаньим. Туда на охоту отправилась группа из одиннадцати человек - милиционеров и работников лесничества.
В полуразрушенном деревянном доме в земляном полу была вырыта яма - ледник. Там и обнаружили пустое волчье логово. Рядом с ямой лежала стопка одежды и пара туфель фирмы «Саламандра». Все - почти новое. Кому могли принадлежать эти вещи? - недоумевали пришедшие.
Устроили засаду в надежде, что волк явится к себе «домой». Он пришел только на рассвете, когда люди уже потеряли надежду. На глазах охотников животное бежало по полю. Оно было огромным, с косматой шерстью рыжеватого оттенка. Передвигалось как-то странно, будто пританцовывая.
Не доходя до хутора, зверь перекувырнулся через голову - и вдруг все увидели на его месте совершенно обнаженного человека!
«Оборотень!» - закричал кто-то из мужчин и выстрелил - очевидно, сдали нервы. Пуля угодила незнакомцу в бок. Он упал на землю и… опять превратился в волка!
Зверь поковылял прочь и вскоре скрылся из виду. Растерявшиеся люди не стали его догонять. Когда же спохватились и бросились к тому месту, где выстрел настиг это существо, то увидели на снегу пятна крови и следы босых ног. Они внезапно обрывались, а дальше тянулись отпечатки волчьих лап…

Незваные гости

Охотничьи базы и зимовья часто располагаются на месте заброшенных деревень. Это, как правило, места с особой энергетикой, влияющей на людей.
Вот история, приключившаяся с сибиряком Федором Т. Возвращаясь с охоты, он решил переночевать в лесном зимовье. Ночью услышал, как кто-то едет мимо, наигрывая на гармошке… Проезжие спешились у зимовья, открылась дверь - и в избушку вошли двое ростом около 30 сантиметров. Федор в испуге вскочил с нар и бросился бежать. Так и бежал без оглядки до самого дома. Жена сказала, что ему почудилось…
В Красноярском крае пятеро военных ушли поохотиться и бесследно пропали. Привал они должны были сделать в лесной избушке, считавшейся почему-то «нехорошей». Поисковики решили отправиться туда. Дверь оказалась запертой изнутри, ее взломали… Все пять человек сидели за столом, перед ними лежали остатки пищи. Они были мертвы, лица искажены ужасом. Смерть наступила от внезапной остановки сердца…
А в давно забытой деревушки в Ольхонском районе всех, кто там останавливался, посещали «Они». Так охотники называли мужчину с белой бородой и женщину с длинными белыми волосами, одетых в белые одежды. «Они» появлялись и ночью, и днем, причем те, кто их видел, потом описывали свое состояние как полубессознательное.
Обычно «Они» спрашивали: «А что вы здесь делаете?» Услышав ответ – «Охотимся!», говорили: «Здесь охотиться нельзя!»
Появлялись эти призраки не только в избушке, но и вне ее. Как-то раз один охотник зимой выслеживал в лесу дичь. Внезапно он увидел перед собой двоих в белом… Мужчина потерял сознание и очнулся лишь через несколько часов. Загадочным образом он не обморозился – вероятно, гости в белом решили просто предупредить его, а не наносить вред…
После этого случая местные охотники позвали шамана из ближайшей деревни Куртун, чтобы тот вступил в контакт с привидениями и выяснил, что им нужно. Шаман взял четыре бутылки водки и принялся обрызгивать спиртным углы зимовья.
После ритуала, длившегося более двух часов, он поведал, что таинственные «Они» - бывшие жители деревушки, на месте которой стоит зимовье. Когда-то мужчина и женщина погибли насильственной смертью, и теперь их души не могут оставить эти края… Магия помогла. Больше духи никого не беспокоили.
В другом зимовье охотников по ночам душили какие-то черные мужики с всклокоченными бородами. Кроме того, у всех, кто тут ночевал, начинала сильно болеть голова. По мнению Бориса Дицевича, виноваты были камни с вкраплениями меди, из которых была выложена печь.
При нагреве они выделяли ядовитые газы, и у людей возникали галлюцинации… Только непонятно, почему в бреду всем чудились одинаковые образы. Нет, не все так просто!

Мистическое предупреждение

Порой «нечистая сила», напротив, помогает охотникам. Один такой эпизод приключился летом 1952 года с будущим знаменитым режиссером Андреем Тарковским. Находясь в геологической экспедиции в районе Енисея, Тарковский остановился переночевать в пустующей лесной сторожке. Внезапно он услышал чей-то голос: «Уходи отсюда!» Вокруг никого не было.
Молодой человек подумал, что ему это показалось. Но голос раздался снова. Когда предупреждение прозвучало в третий раз, Тарковский, несмотря на поздний час, все же решил покинуть избушку.
Едва он отъехал на лошади на сотню метров, как от сильного порыва ветра огромная сосна сломалась и с грохотом рухнула на крышу домика. Будь Тарковский внутри, он неминуемо погиб бы или получил серьезные увечья…
Так что лучше стараться не гневить духов и жить в гармонии с природой, не вторгаясь на чужую территорию. Таков «закон тайги»!

Новость отредактировал OzzyFan - 17-03-2013, 10:34

Однажды, когда я отправился в отпуск, друг пригласил меня сгонять на охоту. Я согласился, т.к. любил и охотиться и рыбачить, ведь там речка еще была. Договорились встретиться в деревне у матери друга. Я собрал вещи и приехал в деревню (у меня мотоцикл с коляской). Друга я застал за прочисткой ружья. Он прихлебывал из бутылки сорокоградусной и пел незамысловатый мотив. Увидев меня, помахал рукой и сказал, что ему встретилась какая-то бабка и посоветовала не ездить на охоту.
– Не надо, милок, – говорит, – неудачное время ты выбрал.
Мы поржали, добрали снаряжение и отправились в путь.
Прошло около пяти часов, прежде чем мы напали на след крупного оленя. Друг (Саша) поехал на своем мотоцикле в одну сторону, а я в другую (окружали). И вот через некоторое время я потерял из виду и мото друга и гонимого оленя. Проехал еще немного, слегка сбросил скорость и вдруг заглох. Погасла фара, остался мрак. Я прислушался. Рева движка Ссани не было слышно. Черт!
Я предпринял не меньше пятнадцати попыток завести технику и все безрезультатны. Странно, бак полон, других повреждений не найдено. И тут раздался стон, скрипящий такой, с придыханием. Я поднял голову. Ничего, только деревья вокруг. Да и еще под ногами хлюпало: заехал на окраину болота.
Стон повторился, теперь уже недалеко, метрах в тридцати. Саней это быть не могло по определению.
И тут я увидел слабо светящийся силуэт. Судя по очертаниям это была девушка.
Я испугался до одури. Силуэт приближался. Призрак не переставлял ноги, он просто плыл на меня по воздуху…
Ружье…
Спуск курка…
Не вышло…
Ммать, в чем дело?!
Забыл взвести!
Взвел…
Прицелился…
К тому времени призрак сократил дистанцию до 10 м…
Выстрел. Дуплетом.
Силуэт остановился и… Быстро ушел под землю.
В ту же секунду мотоцикл взревел движком и загоревшаяся фара отхватила добрую половину большого болота.
А я? Я шмякнулся на пятую точку, ружье, упало на колени.
Так просидел минут десять, может больше. Встал, поднял ружье, перезарядил. Пока перезаряжал, красные цилиндрики зарядов так и норовили выпасть из дрожащих рук. Но ничего, справился. Сел на мотоцикл, поехал искать Саньку. Искал до утра. Утром приехал в деревню, попутно умудрившись шлепнуть маленького кабанчика. В деревне Саня спал пьяный мертвым сном в своем мотоцикле, в коляске валялся застреленный олень, оттуда же торчало разряженное ружье.
Решения он принимал на пьяную голову. Вот и решил, что я сам доберусь до дому и искать меня не надо.
Я разбудил его. Саня осоловело посмотрел на меня и сказал:
– Ты не представляешь, что я вчера на охоте спьяну увидел!
– Что же?
– Прикинь, еду, еду, веду оленя. Ну довел, прицелился, сбил. Остановился, начал паковать. И тут какая-то девка призрачная на меня идет! Ну, я тогда испугался и с двух стволов в нее! Она и пропала.
– Мда, – сказал я, закуривая. – Только тебе, чувак, это не показалось. Я тоже такую девку шлепнул. У тебя мотик заглох?
– Кстати да! Прям перед ее появлением! И как только выстрелил, сразу включился мой харлей…
Я нашел бабку, которая предупреждала Саню об этой опасности. Она рассказала, что немало народу полегло в том болоте и именно в тот день, когда они начинают в виде привидений бродить по лесу, мы и затеяли охоту.
– Вам, милок, – говорит – страшно повезло, призраки енти и порвать могли бы!
Разлюбил я после этого охоту, продал ружье и ударился в рыбалку…

Деревенька, в которой живет Ольгина бабка, затеряна в тайге и считается классической глухоманью - центральная улица, вдоль нее дома, в конце - администрация и магазин. Фельдшерско-акушерский пункт, полиция, школа и прочие блага цивилизации находятся в соседнем, более крупном населенном пункте.

Сама бабуля Алевтина Егоровна - сухонькая старушенция с въедливым взглядом, ехидной улыбкой и темпераментом бешеной белки. Гостила Ольга у нее в августе 2009 года. Приезжала погулять по тайге, собрать ягод и грибов, отдохнуть от городской суеты.

В первый же день визита Ольга взялась расспрашивать Алевтину Егоровну об окружающих краях. Интересовало все - наличие в окрестной тайге болот, медведей и различных мест, куда можно сходить в поход. Бабулька охотно рассказала все, что знала, только остерегла за версту не подходить к так называемому Лунному склону - оказалось, это болотистое местечко на юге от деревни. Почему склон - не спрашивайте, по словам Ольги - болото, как болото.

В тайге вешки есть, если увидишь, сразу сворачивай в другую сторону, а лучше пригласи с собой соседского Гришку, ему 17 лет и он тут каждую кочку знает. Компания тебе будет, - убеждала бабушка.

За несколько часов Ольге с великим трудом удалось выпытать у бабушки историю Лунного склона. Та не хотела рассказывать, потому что свято верила, что такие рассказы притягивают неприятности.

Ладно, расскажу, но ночью спать точно не будешь…

Говорят, в 50-е годы прошлого века жил в тогда еще вполне процветающей таежной деревне старый ветеринар Мирон. Дед был «Айболитом» от Бога - лечил и животных, и птицу. Причем хворь и боль зверя чувствовал нутром, иногда даже просто в гости заходил, как бы случайно, но не зря. За это подарили люди деду серебряный медальон в виде головы волка, который он с гордостью носил, не снимая. Вот это его чутье и сыграло в следующей истории главнейшую роль, а медальон заставил Ольгу (ну и меня заодно) почти полностью в нее поверить.

В ту пору дороги до деревни были вполне еще годные, и туда нередко приезжали разные люди, как из города, так и из других районов на таежный промысел. Болота были (как и сейчас) богаты клюквой, леса - грибами. Ну, а для охотников там вообще был рай. И вот как-то раз появилась в деревне компания из пяти молодых людей. Местным они сказали, что приехали за клюквой, и в этом ничего подозрительного не было - сезон в разгаре. Им и посоветовали сходить на болото с названием Красный склон - самое ягодное место в округе, да и забыли про заезжих ребят, мало ли их тут таких? А вот у Мирона из головы они никак не выходили, чувствовал дед что-то этакое. Кроме того, как он подметил, за клюквой они собрались на ночь глядя, а не пораньше утром, как все приличные люди. С чего бы это, а? Взял Мирон ружье и потопал хоть издали присмотреть за компанией на Красный склон. Они ведь туда собирались?

В тайге темнеет быстро. Раз - и сгустились тени, и пополз по земле мрак и сырой холод, два - и уже только пламя костра слегка рассеивает густой мрак, заставляя стволы сосен мерцать красноватым светом.

Сердце деда билось часто-часто, ноги гудели и ныли, давно пора было сделать привал. Но тревога и то самое предчувствие все-таки заставляли шагать вперед. Внезапно, так и не дойдя до Красного склона, Мирон услышал отчаянный крик животного. «Волчонок вопит от боли и ужаса!» - определил ветеринар, ведь и диких зверей он за свою жизнь немало вылечил. Дед, забыв о боли в ногах, припустил бегом и, выскочив с ходу на полянку, увидел такую картину.

Приезжие «ягодники» все были пьяны и только что расправились с волчицей и волчатами. С волчицы была наполовину содрана шкура, один волчонок лежал с распоротым брюхом, у второго была отрезана пушистая голова, а третьего один из пьяных живодеров держал за заднюю лапу с ножом на изготовку. Мирон выстрелил в воздух. Изверг выронил маленькую жертву, но израненный малыш даже отползти от своего мучителя не смог.

Смотри, дед, как мы с одними только ножами поохотились! - живо похвастался один из компании.

Старый ветеринар в несколько больших шагов подскочил к живодерам, схватил выжившего волчонка и сунул за пазуху. Что он при этом орал, дед сам не помнил. Внезапно он понял, что компания его окружила.

Ты, старый козел, добычу-то отдай. Не твое, а то самого тебя здесь и того, - пригрозили приезжие.

Увидев направленные в свою сторону ножи, Мирон перехватил ружье:

Попробуйте…

Один из живодеров замахнулся на него своим оружием, и дед, надеясь припугнуть нападавшего, еще раз рванул курок, но услышал только сухой щелчок. Однако небольшая заминка позволила ему вырваться из кольца врагов, и дед припустил к Красному склону, надеясь спрятаться на болотах. Пьяная компания ринулась за ним.

Мирон бежал, чувствуя, что сердце вот-вот выскочит из груди, окровавленное, дрожащее тельце волчонка стало казаться неимоверно тяжелым, а голоса преследователей раздавались все ближе. Деда спасало только то, что они были пьяны.

До Красного склона он таки добрался, когда чей-то нож угодил ему между лопаток.

Тело Мирона нашли два дня спустя, в одном из болот на Красном склоне. Соседи пришли за ягодой и увидели убитого ветеринара, который крепко прижимал к груди мертвого истерзанного волчонка, но достать их не смогли. Как только люди попытались до них добраться, болото «вздохнуло», и тела скрылись в трясине. Ни похорон, ни церковного обряда (в те-то годы!). Так старик и сгинул.

После этого с Красным склоном случилось нечто необъяснимое. За сутки болото настолько поднялось, что исчезли почти все тропки. Глянешь мельком, и словно везде вода. А ночью в лунном свете место стало выглядеть, будто залитое серебром. Так некогда Красный склон стал Лунным склоном. Но и это еще не все.

Через неделю из леса прибежал один мужчина из той самой компании. Он был ободран, обезвожен и явно повредился рассудком. Требовал то милицию, то попа, то просил его спрятать куда-нибудь. На вопросы обескураженных сельчан отвечать отказывался, только ножом размахивал и делал дикие глаза. Пришлось местному кузнецу огреть его пудовым кулачищем по голове и связать до приезда врача. Приехавший из соседнего села фельдшер вколол невменяемому лошадиную дозу успокоительного препарата и услышал после этого престранную историю, после чего передал пациента милиции, откуда его в свою очередь после небольшого разбирательства переправили в психбольницу.

Мужчина суетливо рассказал о том, как они с друзьями, набравшись на природе «в дупель», устроили травлю волчице с волчатами, как на них напал старик с ружьем, от которого они едва ножами отбились. Ну а потом случилось нечто жуткое. На следующий день они направились на Красный склон за клюквой, но не нашли ни одной тропки, все вели в такую топь, что приходилось поворачивать назад. В итоге до вечера только намотались, а ягод набрали всего ничего. Собрались возвращаться и поняли, что случилась беда - заблудились они на болоте. Вроде как пропал обратный путь. Приятели запаниковали. Кое-как нашли небольшой островок и решили на нем дождаться рассвета. Но на болоте темнело, а островок уменьшался. Один из мужчин от страха начал громко молиться. В этот момент над болотом повис жуткий волчий вой. Окаменевшие от ужаса мужчины вдруг увидели приближающуюся к ним высокую фигуру с ружьем, рядом с которой сгустились тени волчицы и трех волчат. В этот момент мертвый ветеринар направил ружье на пятерку своих убийц и спустил крючок. Двое из них сразу умерли от страха, беззвучно упав в трясину. Остальные трое с воплями рванули куда глядят глаза. Рассказчик быстро потерял приятелей из виду, он слышал за спиной пронзительный волчий вой и рычание. Что-то чудовищное гнало его в самые топи. Внезапно он споткнулся и упал. Перед тем, как потерять сознание, он увидел над собой жуткие желтые глаза.

Мужчина не помнил, сколько блуждал по болоту без пищи и воды, не помнил, почему не утонул, не помнил, как вышел на тропу. Помнил только высокого мертвеца с волками. Даже когда он вышел на тропу, его преследовал жуткий волчий вой: «Вы разве не слышите? Вот сейчас прямо? А вон и старик в окно глядит мертвыми глазами?..»

После этой истории на Лунный склон ходить перестали, тем более он стал практически непроходимым. Вскоре о болоте пошла дурная слава - там стали пропадать как приезжие, так и местные жители. Причем те, кто туда забредал и возвращался невредимым, частенько рассказывали о том, что видели в топях силуэт высокого старика, или что на них из темноты смотрели страшные, горящие золотом глаза. Кто им верил, кто - нет, но, в конце концов, сельские мужики собрались и отгородили жуткое место вешками.

После этого рассказа Ольгу всю ночь мучили кошмары - и дед снился, и волки.

Но пришло утро, выглянуло солнышко, заблестели капельки росы и страх пропал. И, конечно, первым делом Ольга потопала, захватив Гришку, смотреть легендарный Лунный склон. Девушка изнывала от любопытства, Гришка - от желания произвести на нее впечатление.

Страшно Ольге стало уже возле вешек. Болота еще видно не было, но тайга вокруг сгустилась и стала холодной и недружелюбной. Потянуло сыростью. Однако любопытство оказалось сильнее страха.

Метров через пятьдесят под ногами захлюпало и деревья как-то резко разошлись, явив Оле и Грише легендарное место. Лунный склон был прекрасен. Зеленый, бурый, салатовый мох, вдалеке серебристые лужицы воды, кустики самой настоящей спелой клюквы. Гришка только ахнул от удивления, мол, говорили, ягод здесь больше нет. Страх сразу испарился, и они начали собирать спелые ягоды. В таком прекрасном месте ведь не может быть ничего плохого, правда? Еще они от души попрыгали и повалялись на упругом мху. Здравомыслие к Ольге вернулось через несколько часов - она вдруг заметила, как Гришка зябко поежился, и что солнце уже садится за лесом. И тут же страх обрушился с новой силой. Стараясь не подать виду, Ольга позвала парня, мол, поздно, домой пора, и заметила, как тот сразу спал с лица. Оказалось, что они довольно далеко зашли в болото, он здесь никогда не был и не знает, куда теперь идти. Ребята постарались успокоиться, поскольку рассчитывать с этого момента можно было только на себя. В итоге они побрели, как им показалось, назад. Но тропка все не появлялась. Тогда и стало по-настоящему страшно. Решили поорать, может, кто-нибудь все-таки услышит и не бросит в беде. Орали до хрипоты, а сумерки все сгущались. Внезапно Гришка разглядел в противоположном направлении вроде как свет от фонарика. Ребята, спотыкаясь и падая, побежали на свет, вопя, чтобы человек не уходил. Гришка сказал Ольге, что это охотник - у него ружье и собака рядом бегает. Причем человек, скорее всего, не местный - деревенских сюда на пушечный выстрел не затащишь, а этот отозвался. Охотник остановился и помахал рукой, мол, подожду. И горе-путешественники припустили за ним, хлюпая сапогами. Видно было, что человек торопится выйти из болота, ну а они, понятное дело, были этому только рады. В итоге минут через двадцать Оля и Гриша выбрались на тропу, удивляясь, как вообще умудрились заблудиться.

Захотели поблагодарить охотника. Он стоял на границе тайги и болота шагах в тридцати от них - высокий пожилой мужчина с грустным лицом. Ребята закричали слова благодарности, а он пожал плечами и, махнув на прощанье рукой, исчез среди деревьев. Следом в кусты прыгнула его большая собака.

Гришка выглядел почему-то очень испуганным и сильно торопил Ольгу домой. Они быстро похватали забытые здесь еще днем рюкзаки. Внезапно Ольгино внимание привлекла какая-то блестящая штуковина. Она потянула ее из грязи, и в руке вдруг оказался какой-то смутно знакомый медальон - серебряная голова волка на цепочке. Пока Ольга пыталась сообразить, откуда ей знакома находка, Гришка очень уж холодными руками забрал ее и положил на мох рядом с кочкой, сказал, что с этого болота ничего уносить нельзя.

В итоге к часу ночи они благополучно добрались до дома. Вот тогда Гриша и сказал, что из болота их вывел никакой не охотник, а призрак. Потому что животное, которое Ольга приняла за собаку, на деле было небольшой поджарой волчицей.

Тут у Ольги мозги встали на место - ведь медальон с головой волка, судя по легенде, принадлежал погибшему здесь более полувека назад ветеринару.

Такая вот история. Может, бабка и приврала чего, людская молва - она и приукрасит иногда сверх всякой меры. Может, даже и охотник там действительно был, а никакой не призрак. В общем, за что купила, за то и продала.

Слышал я эту историю пару лет назад в деревне. Трое друзей-охотников поехали в лес на открытие охотничьего сезона, взяли ружъя, выпивку, собак и многое другое, загрузили УАЗы и отправились в путь. Дорога была недолгой, благо в наших краях тайга под боком. Приехали на делянку, затопили баню, приготовили поесть. Вот сели, покушали и айда мытся, в предбаннике столик, по 100 грамм, и опять париться. Моются, моются, тут – стук в окно, глядь – а там никого. Ну, думают, почудилось. Опять парятся, опять стук в дверь, собаки, вроде, на привязи, ну пошли они, дверь открыли и видят – возле бани следы непонятные, а все охотники бывалые, но таких следов не видали отродясь. И вдруг, в кустах, такое противное хихиканье. Ну, мужики подумали, градус в голову ударил, надо столик-то сворачивать и в дом перебираться. На том и порешили. Сидят дома, ружъя готовят, слышат – собаки заскулили, и топот, и в бане дверь – хлоп! Ну они опешили, вышли, а дверь заперта, в окно, а там спиной к ним девка плескается, низкая, не казистая, и лицом как повернётся… Ну, мужики в дом собак загнали, двери закрыли. А лицо-то было страшное, глаза навыкат, нос крючком и рот – прям бездна с острыми иглами, и когтища. Смеркалось, ну что делать? Дверь на засов, 1 печь топит, 1 кушать на гарелке делает, другой с ружъём сидит. Печь разгорелась, и тут-то стук по дымоходу, и визг из трубы, и, будто кто-то обратно покарабкался, мужики опешили!! Наступает поздняя ночь, и стук в дверь, и голос: “Отпирай, давай знакомиться!”- да такой противный, страшный!! Мужики: “А вы кто?”, а им в ответ:”Хозяева!” Ну, один додумался перекреститься, углы перекрестить и соль у окна и двери посыпал. И кричит: “Уходи, нечистая!!” Потом дом ходуном заходил, кто-то матом вокруг орал, бегал, грохотал, злобно ржал и всякое такое, собаки в угол забились, мужики белее мела. Под утро окно вылетает, и перед ними существо на копытах, страшное, стоит, смотрит и говорит: “Всех вас погублю, слышите, всех!!” Стоит, а за соль не заходит, тут время к утру, и он просто испарился, шум утих, и, вроде, тихо… Они сумки в руки, собак – и драпом до машин, и домой. Вокруг дома всё было утоптанно, как будто табун лошадей прошел. Ну, потом на эту делянку никто не ездил, поросла она вся, дурная слава о ней ходила… А один из мужиков через пару лет тож в том районе охотился, и друзья выстрел услышали, прибежали, а он застрелился, но вот странно, что из 2-хи вертикалки в рот, а у тела как будто следы копыт были…
PS.Судите сами верить или нет, за грамотность извиняюсь, да я и не заморачиваюсь, чтоб грамотно писать, пишу, как говорю, кто хочет – тот поймёт.

Рисунок Валерии Дашиевой

По следам снежного человека и женщины-дьяволицы

С древних времён сартуулы занимались и продолжают заниматься охотой. Скалистые горы Джидинского района изобилуют дикими животными, поэтому, согласно пословице «Счастье мужчины в горах», представители сильного пола, возвращаясь из тайги, говорят: «Хорошо мы развлеклись, отдохнули».

В случае большой добычи устраивался весёлый праздник, на котором разбивали трубчатую кость, жарили печень, рассказывали истории, многие из которых впоследствии становились охотничьими байками. Земляки, хорошо зная друг друга, частенько приукрашивали события и добавляли от себя. Известно, что многие не верят рассказам охотников. Однако в любом месте и во все времена находилось много желающих послушать охотничьи байки. Некоторые из них записала заслуженный работник культуры Бурятии и России, народный поэт Бурятии Санджэ-Сурун (Галина) Раднаева.

Джидинский снежный человек

Сын Нимажапа Дымчикова, работавшего тогда директором госпромхоза, Болот, охотясь, обнаружил следы странного существа. - С тех пор как увидел те следы, со мной постоянно случаются разные напасти. То ногу сломаю ни с того ни с сего, то что-либо другое... Не могу войти в нормальную колею, - сказал он мне.

Я тоже однажды на охоте в самой восточной части Зангаты перед закатом солнца увидел небольшого медведя и стал его преследовать. Пройдя метров 500 - 600, вдруг увидел перешагивающее через валежину существо, которое удалилось. Недавно выпал снежок, и я ясно различил след. Я был в резиновых сапогах 43-го размера. Сравнив следы, я прикинул, что тот след был примерно 41-го размера. Вдруг мне стало не по себе, я развернулся и направился в сторону своего зимовья. Мне всё казалось, что как будто кто-тоидёт сзади, или это казалось со страху (хотя я не из пугливых)...

Белую свою собаку я пытался направить так, чтобы она находилась сзади меня, но ничего не добился: собака всегда забегала вперёд меня. Так, покрикивая на собаку, дошёл я до ночлега. Сварил суп, поужинал, покормил собаку. Вдруг собака залаяла, от страха выпуская струйки мочи. Удивившись, я открыл дверь, а собака от страха забежала внутрь, перепрыгнула через огонь и стукнулась об стену так, что ее оглушило. Я укрепил дверь тем, что попалось под руку, зарядил ружьё (неважнецкое было, правда), пододвинул под руку топор и сел. До рассвета далеко…

Вдруг снаружи послышался неприятный звук (сколько ни бродил по лесу, такого звука не слышал). Будь что будет, подумал я, приоткрыл дверь и начал палить в ту сторону, откуда доносился звук. Звук прекратился, а мы с собакой еле дождались утра, я и не ложился. Спозаранку я поймал коня, взял его за повод и зашагал с собакой в сторону дома. Дошли до речки Хундэлэн, она шириной не больше метра, а лошадь вдруг упала в воду. Любое существо, упавшее в воду, поднимает голову вверх, а тут конь голову из воды не вытаскивает...

Я подтянул лошадиную морду за уздцы, привязал к дереву и побежал за помощью, забыв даже снять с лошади седло. Пробежав два-три километра, оказался в зимовье - в местности Хундэлэн охотятся ичётуйские. Там оказался один молодой парень. На его коне мы прискакали на то место, но лошадь моя уже издыхала. Парень предложил прирезать коня, но я остерёгся пускать кровь в речку. Снял с коня уздечку, и он тут же ушёл под воду. Спрятал в лесу седло и пошёл, потом и ружьё повесил на дерево в укромном месте, дошёл пешком до Гэгэтуя.
Суток через двое после того я сильно заболел.

Через несколько лет прославленный охотник Гармаев Лубсан-Еши охотился в тех местах. Поздно вернувшись на стоянку, поужинал и начал готовиться ко сну. Вдруг его собака Барс сильно залаяла. Лубсан-Еши взял ружье, вышел и направился в ту сторону, куда рвалась собака - на восток.

И вдруг увидел человекоподобное существо, все заросшее волосами (шерстью), с остроконечной головой. Охотник испугался, сам не помнил, как очутился в зимовьюшке. Ни ружья, ни куртки, ни шапки с рукавицами не было.

Несколько дней охотник ходил не моргая, с торчащими вверх волосами - до того был испуган. После того случая сильно заболел. Сейчас я думаю, что существо обладало сильным гипнозом. Или это был снежный человек?

Записано со слов Чагдурова Ринчин-Доржи Доржиевича.

С бурятского на русский перевел С. Балсанов.

Женщина-дьявол в темных одеждах

Когда я была молоденькой невесткой, любила слушать разговоры пожилых людей - деда моего мужа Жанцана и других. Их рассказы были похожи на сказки, они были удивительны и вызывали интерес

Вот один из рассказов. В былые годы жил один очень меткий охотник (он был представитель седьмого колена моего мужа). Однажды он охотился на Гунзане и услышал за спиной какой-то шорох, будто с горы скатывается что-то огромное, он, не глядя, из подмышек выстрелил назад. Услышав шум падения чего-то большого, сильно испугался и, не оборачиваясь, убежал в другую сторону.

Через некоторое время, успокоившись, вернулся на то место. Увидел, что лежит огромный змей, голова которого была размером с жеребёнка. А вокруг листва деревьев вся пожелтела. Есть правило, согласно которому охотник должен попробовать мясо убитого зверя. Охотник отрезал кусочек мяса убитого змея и попробовал. «Нет жёстче мяса, чем мясо змеи», - говорил он впоследствии.

Услышав разговоры об этом охотнике, я замечала: «Ведь это же сказка, на самом деле такого не было?». «Нет, нет, всё правда!» - утверждали пожилые. Говорили, тот охотник отрубил себе палец за то, что в осеннюю пору шуршал сеном, соломой и вспугивал зверей. Идя на охоту, он не брал с собой никаких продуктов, кроме туеска с топлёным маслом.

Однажды охотник собирался переночевать в лесу. Развёл костёр, вскипятил чай. Вдруг появилась женщина в чёрной одежде и спросила охотника: «Как тебя зовут?». «Меня зовут Я сам», - ответил охотник. Охотник был умный человек и потому заподозрил неладное (разве нормальная женщина будет шататься ночью по лесу?), он велел женщине сходить за водой. Она взяла поданный ей берестяной сосуд и пошла за водой.

Охотник в это время свернул свой дэгэл, чтобы приняли за спящего человека, а сам с ружьём спрятался за деревом. Женщины не было долго. Когда пришла, прикрыв рот рукавом, долго всматривалась в «спящего человека». Потом превратилась в птицу с длинным клювом и собралась клюнуть в спящего. Как только птица приподняла крылья, охотник выстрелил в грудь. Птица с криком свалилась.

На крик прибежала разная нечисть (духи, черти и т.п.) и стала спрашивать ее: «Кто это сделал?». «Я сам! Я сам!» - назвала птица имя охотника. «Ну, если сам, то что мы сделаем?» - сказали твари и исчезли.

Охотник провёл ночь, сидя у костра. Когда стало светать, обнаружил большой, длинный, золотой клюв птицы. Охотник взял клюв, сразу вернулся домой и отправился в дацан. «Это очень плохо. Надвигается беда. Надо увезти и сдать этот клюв в другой дацан в местности Жуу», - сказали ему.

Три месяца добирался до Жуу охотник. Сдал в дацан клюв. Настоятель того дацана знал, кто к ним направляется, и распорядился: «Из далёких мест идет к нам человек с золотым клювом. Надо его встретить, накормить, дать отдохнуть». Охотник менял в пути лошадей, которые ему давали монголы. Когда добрался до Жуу, его встречали люди в дацане. Двери дацана были распахнуты (а охотник в пути беспокоился, как он обнаружит и откроет нужные двери).

Путника накормили, дали отдохнуть, затем повели к настоятелю дацана. Тот сказал: «Вы одолели очень сильного врага. Этот сильный шолмос (чёрт, дьявол) принёс бы немалые бедствия народу». Потом в подарок охотнику дали книгу «Алтан гэрэл» («Золотой свет»), написанную золотыми буквами.

Ему сказали, что книгу ту нельзя держать ниже уровня пояса. На обратном пути охотник всё время держал книгу у груди. Когда руки у него устали (да и спать надо было), он прикрепил книгу на голову, привязав поводьями. Ехал очень долго, и поводья натерли ему шею до ран, шрамов. И вправду книга «Алтан гэрэл» находилась в этой семье, когда я пришла к ним невесткой.

Дед умер в 87 лет. После него книга была в распоряжении его супруги. Кто-то попросил эту книгу почитать, да так и не вернул. Она должна быть в какой-то из семей Гэгэтуя.

Рассказ записан со слов Бадмажаповой Любови Дамдиновны.

С бурятского на русский язык перевел С. Балсанов.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png