В переводе с японского дзю-дзюцу означает "искусство мягкости", что указывает на принадлежность этого стиля к так называемым "внутренним" школам. "Дзю" (или, по-китайски, "Чжу") - древний принцип даосской философии - применяется не только в японских системах рукопашного боя, но и в китайских, таких, как тайцзи-цюань, багуа-джан и других. А название одного из корейских стилей борьбы - ю-суль буквально означает "искусство мягкости".

Дзю-дзюцу оформилось в средневековой Японии, сначала как Ерои-куми-ути (борьба в доспехах, но без оружия), а затем и как тай-дзюцу (рукопашный бой). Борьба по принципу "дзю" исключала грубое противоборство сил, а наоборот, предполагала использование энергии противника для проведения приемов. Поэтому большое место в дзю-дзюцу отводится приемам с выведением соперника из равновесия с помощью захватов.

В настоящее время в Японии и во всем мире существует огромное количество школ дзю-дзюцу, среди них такие известные, как дзюдо и айкидо. Активно действует школа Есэйкан, объединяющая традиции дзюдо и айкидо, пользуется уважением древняя школа Дайто-рю, давшая начало айкидо, и Кито-рю, стоявшая у истоков дзюдо. К сожалению, многие школы в ХХ веке отошли от устоев боевых искусств: так дзюдо обратилось в сторону спорта в погоне за олимпийским золотом, а айкидо переродилось в род парных гимнастических упражнений, отстраненных от реальности поединка.

Тем не менее, в основании этих, самых знаменитых ныне, школ лежали истинные принципы Будо. Вот почему многие мастера сейчас обращают взоры к началу ХХ века и стремятся к возрождению боевых искусств в их первоначальном виде. Глубоко уважая традицию и отдавая дань ее усердному изучению, не следует все же останавливаться в развитии. В мире боевых единоборств произошел бурный прогресс за последние несколько десятилетий, и не учитывать его достижений невозможно, если подходит к делу серьезно. Особенно это касается техники нанесения ударов руками и ногами, а также тактики ведения поединка. Именно поэтому современные школы дзю-дзюцу, свято сохраняя основные принципы этого древнего искусства, проводят ревизию технико-тактического арсенала, добиваясь гармонии практической (прикладной), эстетической и духовной сторон единоборства.

Кодокан - школа японского дзю-дзюцу - основан в 1882 году профессором Кано Дзигоро (1860-1938), мастером школ Кито-рю и тенсин Синъе-рю, соединившим технику этих и других направлений, а также приемы традиционного Окинава-тэ в системе Кодокан дзю-дзюцу, позднее получившей название дзюдо.

Современный Кодокан (Кодокан Син-рю) несколько отличается в техническом плане от традиционного, в особенности это касается ударного раздела. Также больше внимания уделяется прикладному разделу, охватывающему приемы самозащиты в нестандартных ситуациях и работу с оружием. Следуя заветам Кано о необходимости гармоничного развития личности и общества в целом, придерживаясь основных технико-тактических принципов ("расшатывания", оптимального приложения сил и т.п.), "новый Кодокан модернизирует и обогащает арсенал старой школы на основе лучших разработок современных видов единоборств.

Техника Кодокан син-рю дзю-дзюцу

Представляют: Таир Нариманов (1 дан дзюдо, 2 дан дзю-дзюцу) и Михаил Когтев (1 кю дзюдо, 2 кю дзю-дзюцу)

Стойки и перемещения.

Основная естественная стойка - шизен-хонтай (или шизентай): ноги расставлены примерно на ширину плеч (чуть больше длины стопы между пятками), носки разведены в стороны под углом 70-90 градусов по отношению друг к другу. На фото 1 показана фронтальная стойка шизентай. Она может быть также левосторонней и правосторонней - в полуоборота к противнику, тогда ее называют камаэ - боевая позиция. (Фото 2).

Широкая защитная стойка - дзиго-хонтай (или дзиготай) применяется в некоторых элементах приемов для понижения центра тяжести и сохранения устойчивости. Дзиготай также может быть фронтальной, вполоборота или боком к противнику. Ступни в этой стойке разведены так, чтобы бедра были почти параллельны полу, а проекция колена совпадала с центром стопы (фото 3). При переносе центра тяжести в сторону передней ноги получается стойка дзэнкуцутай, а в сторону задней - кокуцутай. Другие вспомогательные стойки мы рассмотрим позже. Положение рук в стойках зависит от конкретной ситуации, но различается, в основном, по уровням: верхний (дзедан), средний (тюдан) и нижний (гэдан).

Перемещения производятся чаще всего "челночным" шагом (цуги-аси), когда сначала выставляется вперед передняя нога, как бы растягивая стойку, затем подтягивается задняя. Таким образом совершается перемещение на небольшое расстояние без смены стойки. Аюми-аси ("скользящий" шаг) предполагает смену стойки. Начинает движение задняя нога, скользя строго по прямой до тех пор, пока не окажется впереди на длине стойки. Такой шаг позволяет перемещаться на большую дистанцию одним движением, но он имеет неудобное "открытое" положение в момент смены стойки (когда ноги находятся на одной фронтальной линии). Поэтому очень важно тренироваться в аюми-аси, чтобы выполнять из без малейшей потери равновесия, единым, непрерывным и мощным движением.

Поворот (тэнкан) обычно осуществляется вокруг носка загруженной ноги (на которую перенесен вес тела), когда другая нога описывает дугу в 90 градусов или 180 градусов. Иногда поворот выполняется простым скручиванием бедер и корпуса на носках ног без их перемещения. Такой поворот используется для мгновенного ухода с линии атаки или для выведения противника из равновесия скручиванием.

Технику выполнения атакующих ударов мы рассмотрим отдельно: в кихон-ката (базовой форме). Блоки и другие защитные действия будут описаны в разделе нагэ-вадза (техника бросков).

Броски Кодокан син-рю (нагэ-вадза)

Традиционно броски деляться на 3 основные группы: тэ-вадза (броски руками), тай-вадза (корпусные броски) и аси-вадза (броски с помощью ног). В программе 5 кю (желтый пояс) - 3 броска тэ-вадза, 2 - тай-вадза и 2 - аси-вадза. Мы будем описывать их в порядке, установленном для сдачи экзамена.

1. Котэ-гарами (бросок выкручиванием кисти) .

Выполняется в данном случае как контратака от прямого удара в корпус цки-тюдан. Поставьте предплечье жестко перед собой, чуть отводя атакующую руку внутрь блоком сото-укэ (фото 4, 5). При этом нельзя отводить руку слишком далеко, или уходит с линии атаки, так как в этих случаях трудно будет осуществлять контроль руки противника. Второй рукой перехватите запястье противника и повернитесь на носке передней ноги на 90 градусов, проводя вывод из равновесия в сторону и вниз.

Накройте локтем плечо соперника и контролируйте его руку, зажимая под мышкой приемом ваки-гатамэ (фото 6). Затем перехватите его кулак, разворачивая его ладонью от себя (фото 7), и, сделав шаг вперед, вытяните противника за собой и развернитесь на 180 градусов, подламывая его кисть таким образом, чтобы углы в запястье и локте составили по 90 градусов каждый (фото 8). Соперник при этом должен находиться в неустойчивом и согнутом положении, чтобы не иметь возможности защититься от броска или провести удар. Доворачиваясь еще на 90 градусов в том же направлении и продолжая скручивать кисть от себя и вниз, бросьте соперника (фото 9).

2. Котэ-гатамэ (бросок рычагом кисти) .

Защищаясь от удара ути-кири наотмашь ребром ладони (фото 10), поставьте двойной блок: одна рука блокирует локоть согнутой при замахе руки противника, другая - захватывает запястье (фото 11). При этом необходимо подать корпус вперед, переместив вес тела на переднюю ногу (стойка дзэнкуцу-тай). Затем, вращаясь на этой ноге, выведите соперника из равновесия вперед-вниз, контролируя его руку приемом сото-удэ-гатамэ (рычаг локтя снаружи), как показано на фото 12. Используя сопротивление соперника, сгибающего руку в локте для защиты от болевого приема, захватите его кисть ближней рукой, так, чтобы ваш большой палец уперся в основание большого пальца соперника, а остальные четыре пальца охватывали ребро ладони.

Подломите кисть против естественного сгиба (фото 13) и выведите противника вверх на носки ног, поднимая его предплечье по вертикальной линии. Это движение напоминает взмах мечом над головой (фото 14). Продолжайте поворот и встаньте грудью к противнику. Опустите его руку, выкручивая кисть до предела. Углы в запястье и локте - по 90 градусов, как и в предыдущем приеме, только здесь перегибание и выкручивание проводиться в противоположном направлении (фото 15). Очень важно сохранять контроль кисти соперника до момента его падения (фото 16).

3. Иппо-сэои (бросок через спину захватом одной руки) - относится к корпусным броскам.

Защищаясь от рубящего удара сооку сото-кири (фото 17), поставьте блок ребром предплечья, а другой рукой нанесите хлесткий контрудар кулаком в лицо соперника (фото 18). Это позволит (по крайней мере) отвлечь его внимание и занять на мгновение его руку в защите, что исключит атаку этой рукой, а может быть, и ваш удар и достигнет цели. Захватите атакующую руку противника двумя руками, дерните его к себе и вниз, разворачиваясь к нему боком и понижая стойку до позиции дзиготай (фото 19).

Затем, зажав руку между своими, воздействуйте на нее приемом ути-уде-гатамэ (рычаг локтя изнутри), как показано на фото 20, и плотно прижмитесь плечом к противнику, перенося вес тела на переднюю ногу. Болевое ощущение заставит соперника подняться на носки. В этот момент повернитесь вокруг передней ноги к нему спиной и чуть подсядьте, так, чтобы его центр тяжести оказался точно над вашим (фото 21). Наклоном корпуса вперед, сохраняя болевой контроль руки, перебросьте его через себя (фото 22, 23).

4. Уширо-отоси (бросок назад) .

От прямого проникающего удара ногой вперед маэ-кэкоми (фото 24) уйдите с линии атаки, отводя удар внутренней частью предплечья - гэдан-сото-укэ (фото 25). С шагом цуги-аси сократите дистанцию и захватите ближнюю руку противника, нанося одновременно другой рукой удар в плавающие ребра (фото 26).

Скручиваясь бедрами и всем корпусом, выведите соперника из равновесия назад, блокируя его руку (фото 27). Ближней к нему ногой выбейте его одноименную ногу. Ваша нога должна двигаться сверх-вниз, как бы втыкаясь в ковер, а подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб соперника (фото 28). При этом продолжайте толкать его руками назад и вниз и бросьте к своей передней ноге (фото 29).

Возвращаясь к самому началу приема, заметим, что при возможности следует входить в контратаку шагом аюми-аси со сменой стойки, так, чтобы удалось захватить голову соперника. В этом случае (фото 30) вывести его из равновесия гораздо проще, упрощается и работа ног, так как ваша активная нога находится уже в удобном положении позади ноги противника.

5. О-госи (бросок через поясницу) .

Удар сото-кири (фото 31) парируйте ближней рукой из передней стойки: предплечьем в локтевой сгиб - блок агэ-укэ - снизу-вверх (фото 32). Дальней рукой нанесите хлесткий удар в лицо соперника. Опуская предплечье блокировавшей руки подмышку противника, обхватите его за поясницу (фото 33). Развернитесь спиной, перенося вес тела на дальнюю ногу и, плотно прижимая противника к себе, взвалите его на поясницу (фото 35) и перебросьте одним движением (фото 36).


6. Сото-аси-бараи (подсечка снаружи)
.

В данном случае - подсечка сзади. Отведя удар маэ-кэкоми блоком гэдан-сото-укэ как при подготовке броска назад (фото 37), сократите дистанцию подшагом цуги-аси и захватите плечо или воротник соперника (фото 38). Выводя его из равновесия назад-вниз, подсеките ближнюю ногу стопой в голень (фото 39) и бросьте противника, контролируя его ближнюю руку захватом (фото 40).

7. Ката-гатамэ (бросок рычагом плеча) .

Начало защиты сходно с элементами броска котэ-гарами: блокируйте удар ути-кири двумя руками (фото 41) и проведите контроль локтя сото-удэ-гатамэ с поворотом на носке передней ноги (фото 42). Далее - перехват кисти для "взмаха мечом" (фото 43). Однако после взмаха снова опустите и выпрямите руку соперника, вытягивая ее к своему дальнему бедру одновременно с поворотом на 180 градусов (фото 44). Продолжайте поворот вокруг передней ноги и встаньте боком к сопернику в дзиготай. Контролируйте его руку, зажимая плечо подмышкой с обратной стороны и перегибая локоть: ура-ваки-гатамэ (фото 45). Не давая противнику выпрямиться, развернитесь к нему грудью без перемещения стоп и перегибайте его руку в плече. На фото 46 эта позиция показана с обратной стороны, чтобы уяснить детали. Делая шаг аюми-аси прямо на соперника и продолжая толкать его выпрямленную руку вперед-вниз, бросьте его, контролируя захватом запястье или кисть руки (фото 47).

Семь перечисленных бросков составляют программу желтого пояса школы Кодокан Син-рю наряду с рассмотренными выше болевыми приемами: ваки-гатамэ, ура-ваки-гатамэ, ути-удэ-гатамэ, сото-удэ-гатамэ и ката-гатамэ. Также в программу 5 кю входит комплекс ударов кихон-ката.

Школа Джукошин рю дзю-дзюцу была создана английским мастером Брайаном Чиком на основе его многолетнего опыта личной практики и преподавания дзюдо и дзю-дзюцу.

В основу этой школы легли принципы, техника и тактика старого дзю-дзюцу и традиционного дзюдо, распространенного в Англии с начала 20-го века, а также современные методы боя, развитые в Европе в различных организациях дзю-дзюцу.

С точки зрения Шихана Брайана Чика, важнейшим для тренировок высокого уровня является полноценное понимание того, что вы делаете, зачем и почему нужно делать именно так.

Для каждого мастера боевого искусства, он считает важным иметь хорошую технику своего стиля, скорость, умение двигаться расслабленно, возможность долго сохранять себя в хорошей физической форме и умение координировать силу тела и сознания.

Тестирование (квалификационный экзамен на степень) в Джукошин рю, это не только демонстрация технического уровня, но и характера.

«5-S» Джукошин рю дзю-дзюцу

5 аспектов, важных для каждого тренирующегося в Будо

· Skill – устойчивый навык

· Speed - скорость

· Suppleness – податливость, гибкость

· Stamina - стойкость

· Strength – мощь, сила

Система мастера построена на изучении и понимании естественных рефлексов человека. Практически все приёмы тренируются с учетом характерной реакции противника на ваше действие. В Школе множество комбинаций, ударов, бросков, болевых приемов и удушений, воздействий на болевые точки, а также большое количество приёмов с оружием и против него. Технические действия большинства приемов направлены в конкретные нервные центры и суставы. Третья часть техники Школы состоит из приемов, характерных для традиционного дзюдо, треть составляют удары и треть приемы, характерные для традиционного дзю-дзюцу.

На сегодняшний день, Джукошин рю продолжает развиваться, во многих странах мира, благодаря помощи ведущих инструкторов организации Jukoshin Ryu International.

Соке Брайан Чик и создание Джукошин рю дзю-дзюцу

Брайан Кевин Чик начал заниматься дзюдо в 1959 году в возрасте 10-ти лет. Свой черный пояс (первый дан) он получил через 11 лет тренировок в конце 1969 года из рук своего сэнсэя, японского мастера Отани Мацуру (1896 – 1977), обладателя 8-го дана, у которого он стал тренироваться с 1964 года. Став одним из лучших английских учеников сэнсэя, Брайан Чик тренировался у него, вплоть до его смерти в 1977 году. Последней степенью, полученной от М.Отани, был 4-й дан дзюдо. После этого, бразды правления в организации «Matsuru Otani Society of Judo» перешли к сыну мастера, Робину Отани (ныне президенту «British Judo Council»), от которого, продолживший занятия Брайан Чик получил последовательно 5-й и 6-й дан дзюдо.Также, с 1969 по 1970 год Брайану Чику посчастливилось обучаться у легендарного японского мастера Кенширо Аббэ (1915 – 1985), обладателя 8го дана дзюдо и 6 дана кендо, кюдо, айкидо и каратэ, чемпиона Японии по дзюдо среди 5-х данов и абсолютного чемпиона Японии 1933 года, «учидэши» Уешибы сэнсэя, основателя айкидо. Аббэ сэнсэй был самым юным 3-м, 4-м и 5-м даном дзюдо в японской истории и самым юным чемпионом Японии (18 лет).Тренировки дзюдо в «Matsuru Otani Society of Judo» проходили в традиционной манере, с большим акцентом на прикладное применение приемов самообороны «гошин-дзюцу». Изначально, мастер Отани преподавал дзю-дзюцу, затем, сделав акцент на дзюдо, он до конца своих дней придерживался старых прикладных методов, даже в соревновательных дисциплинах. Например, в практике борьбы отсутствовали какие-либо броски с собственным падением, кроме томоэ-наге и йоко сутэми наге. Приемы раздела «макикоми» не присутствовали вообще. Более того, любой бросок, при котором исполнитель падал сам (кроме вышеупомянутых) приводил к наказанию исполнителя. При этом не возбранялись болевые замки кистей и ног, которых нет в спортивном дзюдо. Хорошо развит был раздел борьбы лежа «косэн дзюдо» и схватки в этом стиле часто практиковались отдельно.

Сам Мацуру Отани начал заниматься Будо с детства, посещая секцию кендо при школе и отдельно практикуя дзю-дзюцу. В 1917 году он переехал на Цейлон, где два года работал и интенсивно тренировался дзю-дзюцу у японского инструктора Сэйзо Усуи, после чего, переехал в Англию, где примерно через год стал заниматься у первого японского преподавателя Кодокан дзюдо в Англии сэнсэя Хикоичи Аида, ученика и ассистента Кано Дзигоро. После пяти лет интенсивных тренировок, к 1926 году, Отани становится учеником, другом и, со временем, помощником выдающегося мастера Юкио Тани, с которым остается рядом вплоть до его смерти в 1950 году. Последней степенью, которую Отани получил от своего учителя был 4-й дан. Затем, 5 дан дзюдо он получил от Ичиро Хата. Только в 1945 году, Отани сэнсэй открыл свой собственный клуб дзюдо и в 1948 году, этот клуб трансформировался в организацию с филиалами. Он входит в созданную в этом же году Британскую Ассоциацию Дзюдо. Однако уже через 6 лет он разочаруется в исключительно спортивной направленности этой организации и в активно пропагандируемом (с его точки зрения) отходе от традиций. Поэтому, все клубы, руководимые его последователями, выходят из BJA и продолжают практиковать классический стиль.

В 1955 году, Лондон посещает Кенширо Аббэ и Мацуру Отани начинает активно контактировать с этим мастером и становится его учеником. Считается, что в 60-х годах, последователями учителя Аббэ в разных дисциплинах стали более 25.000 человек.О Кенширо Аббэ рассказывают легенды: говорят, однажды, в возрасте 40-ка лет, демонстрируя свою теорию «кюшиндо» и отрицая силовой подход к схватке, он поставив в ряд 31 молодого дзюдоиста черного пояса, превосходящих его ростом и весом и сообщив каждому, каким приемом он намерен победить, провел подряд 31 поединок, сделав именно то, что планировал. В 1937 году, Аббэ провел схватку с легендарным Кимурой Масахико. Это было единственное поражение Кимуры на татами дзюдо. После схватки Кимура сказал: «Это было, как будто я боролся с тенью и пытался поймать ветер». В своем обучении в Англии, Аббэ сэнсэй часто использовал «шинкен» боевой меч, которым почти касался ученика во время выполнения какого-то задания. Во время своей ранней практики в бусэн в Японии, Аббэ каждую субботу проводил подряд по пять схваток в течение 25 минут. Это привело к результату и когда перед одной из аттестаций, ему пришлось схватиться с двумя обладателями 2-го дана, двумя обладателями 3-го дана и одним мастером 4-го дана, он выиграл все схватки, потратив всего несколько минут.

В 1958 году, Аббэ сэнсэй развивает невероятно бурную деятельность, развивая различные направления Будо. Он создает в Англии Британский Союз Дзюдо, Британский Союз Каратэ, Британский Союз Айкидо и Британский Союз Кендо. Все они являются отделениями Международного Союза Будо (IBC) и развиваются в духе «кюшиндо» - понимания Будо мастера Аббэ. В 1959 году, Национальному тренеру Британского Союза Дзюдо сэнсэю М.Отани был присвоен 7 дан. Старший сын сэнсэя, Томио Отани специализируется в кендо, айкидо и иайдо и со временем, доходит до уровня 5-го дана от Аббэ сэнсэя в этих искусствах. Он продолжает развивать идеи своего учителя и развивает концепцию «кюшиндо». Младший сын Отани, Робин акцентирует внимание на дзюдо.

Следует заметить, что с появлением в Англии Кенширо Аббэ, сэнсэй Отани пожелал изменить свою манеру преподавания, начав практиковать под руководством Аббэ сэнсэя. Однако тот назвал его стиль очень старым, редким и интересным в виду своей неспортивной направленности и порекомендовал сохранить все старые методики, просто обогатив их новыми. В 1960 году, Аббэ сэнсэй попадает в автокатастрофу и получает серьезные повреждения позвоночника и черепно-мозговую травму. Однако в 1963 году он, несмотря на проблемы со здоровьем принимает участие в грандиозном Будо представлении в Королевском Альберт Холле. Вместе с 67-ми летним Мацуру Отани он демонстрирует «каеши но ката». Затем он возвращается в Японию. Только проведя длительное время в чтении мантр и священных текстов в буддийском храме, в 1967 году Аббэ сэнсэй полностью излечивается от своего недуга, мучившего сознание и тело. В 1969 году он снова еще на один год возвращается в Англию, где оказывается пораженным тем, во что превратились, за почти 10 лет отсутствия, созданные им организации. Он объявляет, что культивирование техники, направленной на победу, исключительно по принятым IJF правилам, искажает суть боевого искусства и его идеи «кюшиндо». Поэтому он трансформирует Британский Союз Дзюдо, назначив его председателем Мацуру Отани, который получает 8-й дан.

Регулярно, в любом возрасте, сам практикуя схватки «рандори», Мацуру Отани продолжал традицию своего учителя, известного японского мастера борьбы Юкио Тани, который прославился в Европе тем, что за свою огромную карьеру поединщика, проиграл всего лишь один бой против другого японского мастера дзю-дзюцу. Юкио Тани, которого многие считают основоположником европейского дзю-дзюцу, несмотря на свои 5 футов 6 дюймов роста, боролся на сцене без остановки, последовательно со многими соперниками, пока желающие схватиться с ним в этот день не иссякали.

Его менеджером был известный в Англии Barton Wright (основатель «баритсу» - смеси дзю-дзюцу, европейской борьбы и бокса). В 1904 году, Юкио Тани становится инструктором Британского Общества Дзю-Дзюцу (Лондон). Вскоре к нему присоединяется мастер йошин рю дзю-дзюцу Таро Мияки, и его школа оказала большое влияние на становление этой организации. В соавторстве с Мияки, в 1906 году Юкио Тани написал книгу «Состязание в дзю-дзюцу».

Согласно информации, данной в книге «Mastering Jiu-Jitsu» Рэнзо Грейси и статьи из книги Оимацу «50 лет дзюдо», мастер Тани был последователем Фусэн рю, школы, которая кроме стандартного для традиционного дзю-дзюцу прикладного рукопашного боя имела особую специализацию в работе лёжа. Учителем Тани сэнсэя был выдающийся мастер дзю-дзюцу Танабэ Матаэмон, который прославился тем, что выиграл множество схваток против представителей Кодокана, используя разнообразные приемы «нэ-вадза» (раздел борьбы лежа).

В 1918 году, приехавший в Лондон известный мастер дзю-дзюцу Гундзи Коизуми (тэншин шинье рю, шин шин рю, акишима рю) открывает клуб Будоквай, и через год, после приглашения, к нему присоединяются Юкио Тани. В 1920 году, после визита основателя дзюдо Дзигоро Кано и его ученика Хикоичи Аида (оставшегося в Лондоне), организация Будоквай переквалифицируется в основном на дзюдо, в котором в этом же году, Юкио Тани и Гундзи Коизуми получили вторые даны. В 1948 году Гундзи Коизуми создает Британскую Ассоциацию Дзюдо, в которую входят большинство клубов Великобритании. Мастер умер в 1965 году, совершив самоубийство. По мнению многих, он не смог смириться с тем, что дзюдо, практикуемое в его организации, приняло формы, как он считал, крайне далекие от изначальной идеи Будо, бывшего смыслом его жизни.

Имена мастеров дзю-дзюцу того времени были известны далеко не только в Британии. В книге великолепного российского автора, специалиста в истории самбо и рукопашного боя в России Михаила Лукашева «На заре российских систем рукопашного боя» есть интересный перевод статьи известного английского атлета, чемпиона и рекордсмена мира в поднятии тяжестей, а также борца и боксера Томаса Инча о его поединке с мастером дзю-дзюцу Раку Уэниси. Несмотря на преимущество в весе более чем в 30 кг, Инч легко был многократно повержен японцем. В конце текста, Инч пишет: «…нужно сказать, что Уэниси и Тани Юкио победили всех лучших европейских борцов, а Юкио Тани был еще меньше, чем Уэниси». Также, имена Юкио Тани и Мияки как лучших мастеров дзю-дзюцу называет в своей книге Нил Ознобишин, автор книги «Искусство рукопашного боя», изданной в России в 1930 году. Он также называет Юкио Тани «одним из лучших японских чемпионов» и указывает, что знаменитые призовые бойцы Юкио Тани, Мияки Таро и др. «японские профессоры дзю-дзюцу в Лондоне» сами будучи прекрасными мастерами, преподавали это искусство систематично и полно.

Свой первое додзё, по рекомендации своего японского учителя, Брайан Чик открыл в 1972 году в Лондоне. Этот клуб «Judo Ippon» был известен жесткой практикой старого дзюдо, в котором считалось зазорным пытаться выиграть схватку не «иппоном», а какой-то иной оценкой. Броски с падением считались некорректными, т.к. считались опасными в реальной, не спортивной схватке. Борьба лежа «косэн дзюдо» также активно изучалась в этом додзё. Несмотря на специфическую направленность, многие ученики «Дзюдо Иппон» успешно выступали во многих соревнованиях и сам Брайан Чик стал 5-ти кратным национальным чемпионом по дзюдо.

В юношестве, уже имеющий мастерскую квалификацию в дзюдо Брайан Чик начал посещать тренировки по смежным дисциплинам и серьезно занялся дзю-дзюцу. В этом единоборстве, он учился и аттестовывался у комиссии специалистов под руководством профессора Джеймса Бланделла (основателя Британской Ассоциации Дзю-Дзюцу и впоследствии основателя WJJF), профессора Роберта Кларка и профессора Ричарда Морриса. Название практикуемого ими направления «джуко рю дзю-дзюцу» было заимствовано в период организационных отношений с «Jukokai Int-l» и его руководителем сэнсэем Родом Сачарноски. Со временем, отношения Брайана Чика с Ричардом Моррисом стали очень тесными и долгое время впоследствии, они работали совместно.

Профессор Моррис в юности был ведущим учеником Альфа Моргана – одного из первых английских учеников Юкио Тани сэнсэя. Моррис практиковал старый стиль, и после получения черного пояса в дзюдо, стал изучать другие направления боевого искусства и переквалифицировался в дзю-дзюцу, став одним из самых известных и авторитетных преподавателей этого вида Будо.. Большое влияние на него оказал Д.Бланделл. До 1986 года Ричард Моррис был председателем BJJA и директором WJJF, затем создал собственную организацию Ju-Jutsu International. Через некоторое время, в 1992 году он стал со-учредителем Всемирной Федерации Кобудо (WKF).

Последней степенью, полученной Брайаном Чиком от Роберта Кларка, в 1993 году был 6-й дан дзю-дзюцу. В 80-х годах, в аттестационную комиссию вошел японский мастер Иноуэ Тсуеши Мунэтоши, Соке Хонтай Такаги Йошин Рю. С этого момента, Брайан Чик также стал заниматься традиционным дзю-дзюцу и посетил Японию для стажировки. Его ведущим японским инструктором в дзю-дзюцу был Ясумото Акиоши сэнсей.

В этом же году, Совет Представителей WEBBS из около 50ти стран мира коллегиально присвоил Шихану Чику 8 дан.

В 2003 году, по предложению своих учеников из нескольких десятков стран мира, кроме WEBBS, являющегося всестилевой организацией, объединяющей разные направления боевого искусства, Шихан Брайан Чик создает стилевую структуру, в которой культивируется сформированный им за многие годы практики и преподавания стиль современного дзю-дзюцу – Jukoshin Ryu. В этой системе, как её основатель, Шихан Брайан Чик получает титул Соке и 9 дан, как признание своих высоких заслуг в развитии современного дзю-дзюцу. Эта степень была подтверждена множеством дружественных организаций.

На сегодняшний день, WEBBS объединяет более 50-ти стран мира и более 6-ти тысяч членов, из которых около 500 обладателей черного пояса. Среди членов WEBBS более 2х тысяч последователей Джукошин рю.

Кроме дзюдо и дзю-дзюцу, Брайан Чик занимался также специализированными техниками рукопашного боя и боя с оружием. Он неоднократно приглашался для проведения занятий с подразделениях специального назначения России, Украины, Германии и Канады. Множество его учеников – полицейские чины.

Спортивная карьера Брайана была яркой – он пятикратный национальный чемпион по дзюдо. Излюбленные спортивные техники: сеой отоши, харай гоши, дэ аси барай, катаха дзимэ и дзюдзи гатамэ.

В 1994 году, British Budo Magazine номинировал Брайана Чика на титул Best British Martial Arts Instructor .

В 1996 году, его имя было вписано в зал славы Всемирной Федерации Кобудо WKF Hall of the Fame .

Тогда же он вошел в World Hall of the Fame (USA, Europe).

Брайан Чик выпустил несколько ДВД. Это 2 диска Power Ju-Jutsu, 3 диска Ju-Jutsu Syllabus, 1 диск Kobudo и 1 диск Junior Judo.

Шихан Чик также написал несколько книг. Первая была создана в соавторстве с профессором Ричардом Моррисом «Ground Control», вторая «Jukoshin RyuJu-Jutsu».

На сегодняшний день, Брайан Чик проводит отдельные занятия по дзю-дзюцу и дзюдо в своих додзе в Лондоне, а также, проводит огромное количество учебных мероприятий в разных странах мира, организует Всемирные Конгрессы, соревнования и демонстрации.

Брайан Чик и «Бушинкай Интернэшнл»

В 1998 году, осенью, Всемирный Конгресс WKF во Франции (Страсбург) посетил, в ту пору обладатель 3-го дана, Евгений Радишевский, руководитель «Бушинкай». На этом мероприятии он был представлен ведущим инструкторам и руководителям WKF. В этом же году, он, вместе со своим учеником Юрием Спиваченко посетил штаб-квартиру WKF в Лондоне для двухнедельной индивидуальной стажировки и повышения квалификации в дзю-дзюцу и традиционном дзюдо под руководством Ханши Ричарда Морриса и Шихана Брайана Чика. На этой же стажировке, по предложению английских мастеров, ЕАР провел ряд занятий для членов английских Додзе WKF. Мероприятие было более чем успешным, и «Бушинкай» официально был признан WKF.

Последующее приглашение посетить Украину для проведения учебно-тренировочного семинара было принято и, в 1999 году, Донецк и Макеевку посетил Международный Координатор организации, Шихан Брайан Чик, который провел 7 дней интенсивных тренировок, включая мастер-классы и индивидуальные занятия. Следующий приезд Шихана Брайана Чика, уже в Одессу, в штаб-квартиру «Бушинкай», прошел в 2000 году. Он провел тренировочные сборы, принял участие в судействе соревнований, провел ряд аттестаций и мастер-классов.

Через некоторое время, Шихан Брайан Чик, с которым сложились близкие дружеские отношения, предложил присоединиться к вновь созданному WEBBS в качестве национальных представительств. Таким образом, «Бушинкай» принял участие в Первом Всемирном Конгрессе WEBBS в Барселоне, где наша команда заняла призовое место в международном турнире по ground grappling и приняла участие в международной демонстрации.

Дальнейшие отношения WEBBS и Бушинкай проходят очень активно. Наши команды посещают ежегодные Конгрессы WEBBS в разных странах мира, ЕАР проводит занятия в штаб-квартире WEBBS в Лондоне (сам при этом, индивидуально обучаясь у Шихана Б.Чика) и в других странах, организуются регулярные стажировки инструкторов и учеников организации. В 2005 году, Евгений Радишевский становится Международным Координатором WEBBS для Восточной Европы, членом всемирной аттестационной комиссии и одним из 5ти ведущих Шиханов организации. В 2006 году Бушинкай становится одним из ведущих организаторов Конгресса WEBBS Японии. В этом же, 2006 году, Шихан Б.Чик посещает Белоруссию и проводит турне по нескольким городам. Там же собирается общий сбор юданша WEBBS из Восточной Европы, для которых проводится цикл специализированных занятий. В 2009 году, Шихан Чик проводит на Украине турне и проводит восьмидневную интенсивную стажировку для черных поясов, а также проводит цикл занятий для Управления Государственной Охраны страны (охраны первых лиц государства). На этих сборах, Шихан Радишевский становится одним из четырёх обладателей 7-го дана Джукошин рю и группа инструкторов Бушинкай получает высокие степени 4го и 5го дана.

柔術 [дзю:дзюцу ] (info) «мягкое искусство» или «путь мягкости») - общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него. Дзю-дзюцу развивалось среди самураев феодальной Японии как метод поражения вооруженного и армированного противника без использования оружия. Так как нанесение ударов противнику в доспехах было неэффективным, то наиболее действенные методы нейтрализации врага приняли форму заломов и бросков. Подобные техники были разработаны на основе принципов использования энергии атакующего против него самого, что предпочтительнее прямого противостояния.

Существует множество разновидностей дзю-дзюцу, что приводит к многообразию подходов. Школы дзю-дзюцу могут использовать все формы борьбы в той или иной степени (т.е. броски, захваты, заломы, удержания, выдавливания, укусы, высвобождения, удары руками, удары ногами). В качестве дополнения к дзю-дзюцу многие школы также тренировали работу с оружием.

В сегодняшние дни в дзю-дзюцу изучается и то, и другое в той форме, в какой это изучалось сотни лет назад, а также в измененной форме в спортивной практике.

Основные особенности

Джиу-джитсу относят к наиболее древним видам японской борьбы. Основной принцип джиу-джитсу - «поддаться, чтобы победить» - направить силу противника против него самого, не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону. Принцип этот связан с преданием о враче Сиробэи Акаяма, который однажды заметил, что ветки больших деревьев в бурю (по другим источникам - под тяжестью снега) сломались, а ветки ивы, поддавшись силе, затем поднялись и уцелели. Вдохновлённый этим наблюдением, врач позже основал первую школу джиу-джитсу, дав ей имя Ёсин-рю (школа ивы).

Искусство джиу-джитсу редко практиковалось в низших слоях населения, не имеющих права ношения оружия, так как техника его достаточно сложна в изучении и существовала только внутри школ. Джиу-джитсу широко практиковалось в армии, его изучали самураи . До эпохи Эдо входило в состав школ (рю), где обучались борьбе без оружия (как без доспехов, так и в доспехах) и фехтованию, включая кен-дзюцу ; в некоторых рю также верховой езде, стрельбе из лука и плаванию.

Техника джиу-джитсу комбинирует броски, заломы, удушения, болевые приёмы, удары, воздействие на болевые точки. Главной целью древних стилей было несомненно эффективное убийство врага, основным направлением современного джиу-джитсу стала самозащита. Дзю-дзюцу легло в основу кодокан дзюдо (мастер Дзигоро Кано). В основу айкидо (мастер Морихэй Уэсиба) легла техника одной из школ дзю-дзюцу - Дайто-рю Айки-дзюцу мастера Такэда Сокаку . Составными разделами в программе данной школы были как техники дзю-дзюцу, так и айки-дзюцу. Однако в основу айкидо были положены именно техники раздела айки-дзюцу.

Традиционные и современные школы

В IХ в. японский придворный врач Акаяма Сиробеи, побывав в Китае и изучив значительный опыт китайского у-шу, систематизировал все известные ему приемы борьбы для создания единой системы со своими принципами и методами. После демонстрации императору, были отобраны базовые приёмы и создана первая школа по изучению джиу-джитсу. Традиционными (классическими) школами считаются те школы, которые в течение нескольких поколений мастеров существенно не изменялись и признаны культурно-историческим наследием в Японии (http://koryu.com/guide/ryuguide.html - см. полный перечень классических школ). Обучение базируется на комплексе формальных упражнений (ката ) и различных формах их реализации (рандори ). Изучается как борьба без оружия, так и против вооруженного противника, фехтование в доспехах и без них, борьба в доспехах.

Современные школы создавались на базе традиционных. Цели изменений:

  • создание специализированных направлений (например, для полицейских);
  • приспособление для современных ситуаций самообороны;
  • создание спортивных направлений.

Критика спортивных школ

Спортивные школы нередко сильно отличаются от исходных и формируются по принципу «дзюдо + каратэ » и, в отличие от традиционных школ, не уделяют внимания работе с оружием. Ученики таких школ обычно не умеют противостоять вооруженному ножом противнику, обнаруживая, что тот бьется вовсе не так, как было принято во время тренировок для подготовки к соревнованиям. Кроме того, правила соревнований резко ограничивают используемые приёмы. В джиу-джитсу нет и не может быть ограничений. Трудно запихнуть огромнейший и богатейший арсенал в рамки хоть каких-то соревновательных ограничений.

Про название «джиу-джитсу» в России

См. также

В настоящее время Российская федерация джиу-джитсу не является представителем WKF

Ссылки

  • Белорусское Республиканское общественное объединение Джиу-джитцу и Самозащиты
  • Евро-Азиатская федерация джиу-джитсу (штаб квартира - Владивосток, Россия)
  • Школа реального боя Николая Васильева (г. Томск, Россия)
  • Тайфун Клуб традиционных восточных единоборств (г. Новосибирск, Россия)
  • Федерация джиу джитсу Челябинской области (г. Челябинск, Россия)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дзю-дзюцу" в других словарях:

    ДЗЮ-ДЗЮЦУ - комплексбоевых единоборств с оружием и без него в средневековой Японии … Энциклопедия вооружений

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/24 июня 2012. Дата постановки к улучшению 24 июня 2012 … Википедия

    - (Ju Jutsu) – современная система самообороны. Родилась эта система в 1967 г., когда несколько ведущих немецких мастеров из других видов боевых искусств – джиу джитсу, дзюдо, карате, айкидо получили задание разработать систему, которая должна была … Википедия

    - (Ju Jutsu, также используется транслитерация [ю:юцу], не путать с классической школой джиу джитсу (Ju Jitsu, Jiu Jitsu или Jiujitsu) современная система самообороны. Приемы дзю дзюцу ориентированы на эффективность и универсальность… … Википедия

    Содержание 1 Введение 2 Чакра 2.1 Восемь Врат 3 Общая информация … Википедия

    Выполнение броска в дзюдо Дзюдо (яп. 柔道, дзю «гибкий», до: «путь») философия, спорт и военное искусство, родившиеся в Японии и ставшее популярными во всём мире. Основой дзюдо послужило дзюдзюцу,из которого было отобрано 300 эффективных приемов… … Википедия

Тот, кто тренирует только мышцы - рабочий. Тот, кто тренирует мышцы и ум - ремесленник. Тот, кто тренирует мышцы ум и сердце - Мастер.
Как известно, школы Дзю-Дзюцу делятся на ко-рю и син-рю. Ко-рю – это старые школы традиционного дзю-дзюцу, история которых, как правило, насчитывает не одну сотню лет. К ко-рю относятся: Кито-рю, “Школа падения и ниспровержения"; Дайто-рю, основанная Минамото но Есимицу (1056-1127 г.); Такэноути-рю, основанная в 1532 году Такэноути Хисамори; Тэнсин Синъё-рю, основатель Исо Матаэмон, в 19 в. и т.д. Напомним, что к середине 19 века существовало около 700 различных школ дзю-дзюцу. Бес сомнения, действительно боевых, прошедших войны и доказавших свою практичность на деле, было не так много, всего несколько десятков. Основная часть школ были либо ответвлениями, либо филиалами крупных школ, другие же занимались зарабатыванием денег за счёт доверчивых учеников. Причинной тому была революция Мэйдзи в 1868 году, когда самурайское влияние и мощь, на которых держались все устои общества в Японии, были подорваны. Япония повернула на Западный капиталистический путь развития.
Ранее о таком количестве школ не могло быть и речи. Любая школа, любой мастер тут же получал широкие возможности проверить реальность своего боевого искусства. Многочисленные войны и бесчисленные шайки разбойников были закономерностью в то смутное время. Кроме того, широко практиковались муса-сюгё. Так называемые рыцарские странствия. Мастер той или иной школы путешествовал с целью проверки своего мастерства. Он вызывал на поединки всех встретившихся ему на пути воинов, заходил в додзё. Исходов было, как правило, всего два: либо смерть, либо победа. Иногда проигравшего оставляли в живых, и он просил мастера взять его в ученики.
Неплохо бы сейчас взять древнее правило за практику. Бойца, владеющего каким-либо единоборством, запросто могут упечь в тюрьму за превышение норм самообороны. Случись ему защищать себя или других людей. А вот доморощенных мастеров, которые, повязав красивые пояса, занимаются выкачиванием денег у своих клиентов, никто, к сожалению, пока не наказывает.

Профессор Микиносукэ Кавайси(справа) со своим учеником
Теперь поговорим и син-рю или “новых школах”. Син-рю, как правило, оформились в последнее столетие. Взяв старт от ко-рю, син-рю постоянно модернизируется, идёт в ногу со временем, берёт на вооружение новейшие достижения науки, медицины, современное оружие. К син-рю относится и школа Госин-рю, основателем которой является японский мастер, профессор Микиносукэ Кавайси.
“Госин-рю” в переводе на русский язык означает “школа пяти принципов”. В этих пяти принципах заключён тактический аспект:
Дзи но сен – простая атака
Дзю но сен – атака с хитростью, подготовкой
Го но сен – контратака в конце атаки или в конце движения противника.
Сен но сен – опережение в начале атаки противника
Дзю сен но сен – вынуждение противника к атаке, провокация с последующим перехватом инициативы.
Итак, Госин-рю – это школа пяти принципов, не надо путать её и самозащитой госин-дзюцу, Госин – твёрдостью духа, и т. д. Восточные языки интересная вещь: для русского человека слова звучат будто бы одинаково, но вот записываются они разными иероглифами, и значения у них совершенно разные. Для примера вспомните хотя бы каратэ. Раньше слово “каратэ” означало китайский рукопашный бой периода династии Тан. Фунакоси Гитин в начале 20го века изменил один иероглиф в написании и получил “петь пустой руки”.
Отцом-основателем школы госин-рю стал Микиносукэ Кавайси. Родившись в Японии в 1899 году, Кавайси начал свой путь воина с занятий дзю-до в общеобразовательной школе. Напомним, что дзю-до и кэн-до (фехтование на мечах) обязательны для изучения в японских школах. Далее Кавайси поступил на обучение к мастеру Оно Курихара, совмещая практику единоборств с получением высшего образования в токийском университете Васэда. Потом последовали путешествия в США и Бразилию, где Кавайси собирал материал для диссертации, посвящённой японским переселенцам. После этого он отправился в Англию, где открыл свой додзё при знаменитом Оксфордском университете. В 1935 году Кавайси переезжает во Францию на постоянное место жительства, уже имея 4-й дан и учёную степень профессора. Профессор Кавайси был не первым японским мастером, пытавшимся познакомить европейцев с восточными единоборствами. В разное время в Европе и Америке работали прекрасные мастера, но дела у них шли неважно и многие были вынуждены вскоре вернуться в страну Восходящего солнца. Да, это были сильные мастера, но они не учли одну важную деталь – менталитет западных людей. На демонстрациях и показательных выступлениях был огромный успех. В секции сразу же записывались десятки людей. Но спустя несколько месяцев, ученики уходили. Методики обучения, хорошо зарекомендовавшие себя в Японии, оказались неприемлемыми в Европе. Кавайси, проживший не один год на чужбине, и хорошо изучивший европейцев, обладал в этом плане огромным преимуществом. Именно Кавайси ввёл систему цветных поясов, которую переняли у него почти все восточные единоборства. Это изобретение было исключительно удачным, учитывая менталитет европейцев, не отличавшихся верой в учителя и тем терпением, которое присуще японцам. Для них важны быстрые результаты. А также всевозможные значки, эмблемы, нашивки, говорящие окружающим о достижениях их хозяина. Благодаря цветным поясам не нужно было тратить годы на получение заветного черного пояса. Позанимался погода-год – и готово, получи желтый, оранжевый, зелёный пояс и т.д. Профессор Кавайси прилагал огромные усилия для популяризации Дзю-До и Дзю-Дзюцу. Созданная им Французская Федерация Дзю-До и Дзю-Дзюцу к 1970 году насчитывала около 100000 членов. По методике Кавайси работают и готовят чемпионов подавляющее число европейских мастеров. Первый неяпонский чемпион мира и чемпион олимпийских игр, голландец Антон ван Геесинк также подготовлен по методике Кавайси. Профессор Кавайси также ввёл очень удобную и простую классификацию приёмов, разделив их на группы и на номера. Например: группа бросков через бедро, приём №1; группа бросков через бедро, приём №2 и т.д.
В биографии мастера есть один скрытый период, который начался в 1946 году, когда Кавайси поехал в Японию, чтобы жениться, и после того некоторое время работал в СССР и Восточной Германии, где обучал сотрудников спецслужб. Перу Кавайси принадлежат две работы: “Моя методика Дзю-До” и “Моя методика самозащиты”. Они дополняют друг друга, представляя в совокупности энциклопедию японского искусства Дзю-Дзюцу. Именно Дзю-Дзюцу, а не Дзю-До. Многие японские матера и, в том числе, учитель Кавайси Курихара были сторонниками боевого, а не спортивного единоборства. Как сказал Кавайси: “Дзю-Дзюцу – более древний и превосходящий Дзю-До метод”. Далее труды Кавайси переиздавались под другими именами. Известный немецкий дзюдоист Хорст Вольф выпустил на основе трудов Кавайси свои книги. В СССР со штампами “для служебного пользования” были выпущены пособия по самозащите для сотрудников КГБ и ГРУ.
В техническом аспекте при создании своей школы Кавайси отталкивался от раздела Госин Дзюцу Кодокан Дзюдо. Напомним, что создатель дзюдо Дзигоро Кано путём исключения смертельных приёмов Дзю-Дзюцу стремился обезопасить практикующих дзюдо, нацелив их, в основном, на спортивную, соревновательную деятельность. Но, вместе с тем, мастера 1-го дана изучали раздел Госин Дзюцу – самооборону, включающую боевые, а не спортивные приёмы для реального. Существенно дополняя свою систему приёмами традиционных школ Дзю-Дзюцу, подстраивая её под менталитет европейцев, Кавайси создал современную и универсальную школу Госин-рю.
Как уже было сказано выше, Госин-рю относится к новым школам – син-рю. Но профессор Кавайси, стремясь, всё же сохранить традиционный японский вид системы, ввёл в техническую программу школы ката. “Ката” в переводе с японского означает “образцы”, т.е. идеальное в техническом смысле выполнение техники. Например, “наге но ката” – образцы бросков, “киме но ката” – боевые образцы. В программе школы изучаются 6 ката:
Наге но ката – образцы бросков
Киме но ката (или Синкен сёбу но ката) – боевые образцы
Госин но ката – образцы пяти принципов
Го но сен но ката – образцы контрприемов
Косики но ката – древние образцы
Осаекоми но ката – образцы удержаний
Каждая из ката делится на серии, или группы приёмов. Например, в Наге но ката 5 серий. В каждой серии 3 приёма. Особую ценность имеют ката в историческом отношении. Так Кимэ но ката ввёл в программу обучения Такэноути Хисамори в 1532 г. Косики но ката – из школы Кито-рю. И вот уже на протяжении многих столетий эти приёмы, заключённые в ката, свято чтятся и передаются из поколения в поколение мастеров без изменений.
Президент Запорожской Федерации Дзю-Дзюцу
Дьяков В.Н.

Дайто-рю дзю-дзюцу (школа Великого Востока) - это стиль, основанный на традиционных для Японии единоборствах. Создал же данную школу поистине легендарный в масштабах Страны восходящего солнца человек - Такэда Сокаку-Минамото-Масаёси (годы жизни 1858— 1943).

Он был известен еще в те времена, когда только начинал свой путь и уже тогда получил имя «последний великий воин старой Японии». Он оказал огромное влияние на боевые искусства, как и многие его ученики. Сразу целый ряд из них в дальнейшем вставали у истоков совершенно новых боевых искусств, о многих из которых вы наверняка знаете. В качестве примера можно привести Уэсибу Морихэй, который является создателем , а это лишний раз говорит о том, что учения великого мастера действительно были весьма и весьма полезны для самых разных людей.

Такэда отметился тем, что на протяжении долгих лет был единственным человеком во всей стране, который преподавал дайто-рю. Он собственно и создал данное искусство, так как ему всегда хотелось сделать нечто на удивление мощное и в тоже время не слишком сложное в освоении.

У великого мастера даже не было своей школы, где бы он мог на постоянной основе работать с учениками. Напротив, он стремился просто ездить по стране и устраивать в разных ее частях 12-дневные семинары. К нему приходили полицейские, чиновники, работники предприятий и многие другие люди, которые хотели постичь особое искусство, которое не имело тогда никаких аналогов. Сам мастер считает, что за время своих семинаров ему удалось обучить более 30 тысяч человек, а это весьма и весьма внушительный показатель, надо признать.

Такэда жил так, как и должен . Он всегда ходил с традиционной японской одежде, а традициям и обычаям страны и вовсе уделял особое внимание. Для него все это было великой святыней. Свободное время мастер тратил на то, чтобы самосовершенствоваться и создавать свой собственный стиль, которому в дальнейшем можно было бы обучить других.

Он продолжал свое дело вплоть до последних дней жизни и тем самым заслужил уважение от многих людей, так или иначе причастных к боевым искусствам. Его ученики всегда с гордостью отзывались о том, что в свое время имели честь заниматься с ним и признавали, что именно Такэда оказал серьезное влияние на их дальнейшую жизнь.

В общий арсенал Дайто-рю входит 118 базовых приемов, ну а общее число приемов боя голыми руками составляет 348, что заметно больше, чем во многих стилях. Практиковались также бои на мечах и даже на ножах. Сейчас школа Дайто-рю дзю-дзюцу по-прежнему процветает и у дела великого мастера появилось множество последователей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что по-настоящему интересное боевое искусство всегда будет жить и его продолжат практиковать и совершенствовать.


На заметку: вы решили зарегистрировать товарный знак, но не знаете, как это сделать и с чего начать? Тогда вам просто необходимо посетить сайт http://www.tm-reg.ru/ . На этом сайте вы найдёте абсолютно всю информацию о регистрации товарного знака, а также сможете воспользоваться услугами компании, которая может сделать всю работу за вас.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png