, Тулон) - французский врач , биолог, путешественник и политик . В 1952 году - в качестве научного опыта и акции по пропаганде разработанных им методов выживания для потерпевших кораблекрушение в открытом море - в одиночку пересёк Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос , преодолев 2375 морских миль (4400 километров) за 65 дней (с 19 октября по 22 декабря). В пути питался пойманной рыбой и планктоном. На момент окончания эксперимента существенно подорвал своё здоровье. Бомбар похудел на 25 кг, уровень эритроцитов и гемоглобина граничил со смертельным, у него было выявлено серьёзное расстройство зрения, ногти на пальцах ног выпали, вся кожа покрылась сыпью и мелкими прыщами. В целом его организм был обезвожен и предельно истощён, но он достиг берега.

Путешествие

Ален Бомбар - первый человек в мире, пересёкший под парусом Атлантический океан на надувной резиновой лодке, сконструированной по образцу спасательных плавсредств своего времени, снабжённой лишь стандартным набором для потерпевших кораблекрушение и неприкосновенным запасом продуктов, сохранность которого была официально засвидетельствована по окончании эксперимента.

«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха» , - так заявил он в начале 1950-х годов. Он считал, что человек вполне в состоянии перенести одиночное трансокеанское плавание без еды, и решил доказать это лично.

Бомбар уже имел опыт плаваний - из Монако на о. Менорка (25 мая - 11 июня), из Танжера в Касабланку (13 - 20 августа), и из Касабланки в Лас-Пальмас (24 августа - 3 сентября).

Изначально Ален планировал пересечь Атлантику с яхтсменом Джеком Палмером (Герберт Мьюир-Палмер, англичанин, гражданин Панамы) - другом и товарищем по монакскому плаванию, но в результате поплыл один - Палмер не явился в назначенное время торжественного отплытия. Утром 19 октября 1952 года Ален, повидавшись с новорождённой дочерью, начал своё одиночное плавание через Атлантику, выплыл на надувной лодке длиной 4,5 метра, названной «Еретик ». В своей книге Бомбар пишет, что причиной выбора такого названия для лодки являлось то, что очень многие люди относились как к «еретическим» к его утверждениям, «что человек может жить одними дарами моря и пить соленую воду», а также, что можно достичь определенного пункта на «неуправляемой» лодке.

Цитата из книги Бомбара:

На изучение этих премудростей я потратил всю пятницу 15 августа. Встречных кораблей было немного. К счастью, рыболовные снасти господина Клименса оказались превосходными, и я поймал несколько крупных кастаньолей или, как их еще называют, «брама рай». У меня теперь есть вода и еда. И в изобилии. Жаль только, что нет со мной Джека. Он утратил мужество как раз тогда, когда пришел самый ответственный момент. Ведь теперь я настоящий потерпевший кораблекрушение! Ну что ж, отныне я каждый день буду измерять своё кровяное давление и подсчитывать удары пульса. Джек не пришел, потому что не хватило мужества.

В ходе плавания Ален Бомбар выживал рыболовством, используя рыбу как пищу и как источник пресной воды. Ранее разработанным и лично сконструированным ручным прессом он выжимал из рыбы сок - пресную воду. В небольших количествах он пил и морскую воду, чем доказал миру, что в малых дозах солёную воду океана всё же можно пить, чередуя её с пресной. За 65 дней перехода Ален Бомбар потерял более 25 килограммов собственного веса из-за обезвоживания организма.

После путешествия

Во второй половине 1950-х гг. Бомбар участвовал в разработке одной из конструкций надувного спасательного плота, какими предполагалось оснастить все французские судна. 3 октября 1958 года возглавленные Бомбаром испытания этого плота в тяжёлых метеорологических условиях в широкой и полноводной реке Этель близ одноимённого города (департамент Морбиан) завершились трагически: погибли девять человек - четверо участников испытаний и пять матросов спасательного судна. Вследствие этого Бомбар пережил затяжную депрессию вплоть до неудачной попытки самоубийства.

Затем, однако, предприниматель и меценат Поль Рикар пригласил Бомбара для работы в своём частном океанографическом институте на Лазурном берегу, на острове Амбье близ города Сис-Фур-ле-Плаж . В 1967-1985 гг. Бомбар возглавлял в этом институте лабораторию биологии моря.

С 1975 г. Бомбар исполнял обязанности советника по вопросам окружающей среды в Социалистической партии Франции . В 1979-1985 гг. Бомбар был депутатом от кантона Сис-Фур-ле-Плаж в генеральном совете департамента Вар . В 1981 г. в течение месяца (с 22 мая до 23 июня) Бомбар занимал пост государственного секретаря в Министерстве охраны окружающей среды Франции, в первом правительстве » (1972). Главный герой этого рассказа, Денис Кораблёв, размышляя о своей будущей профессии, решил, что «неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой ». Впоследствии он отказался от этой идеи:

Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе, как дым, вот и все дела.

На одноместной резиновой лодке под парусом за 65 дней практически без запасов пищи и пресной воды . Опыт завершился успешно. Подвиг его явился одним из наиболее выдающихся достижений человечества в противоборстве с океаном.

«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха ».

(Ален Бомбар)

Краткая хронология

1952 г. Бомбар отправился в одиночку на резиновой лодке в плавание по Атлантическому океану. Путешествие длилось 65 дней, и было призвано доказать что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное времявморе без запасов пищии воды,питаясьтолько тем,что онимогут добыть вморе. Эксперимент завершился успехом

1953 г. издание книги «За бортом по своей воле»

1960 г. благодаря эксперименту Бомбара Лондонская конференция по обеспечению безопасности мореплавания приняла решение об оснащении судов спасательными плотами

История жизни

Этот удивительный человек, французский врач Ален Бомбар , наглядно и убедительно доказал, что для приобретения репутации великого морского путешественника совсем не обязательно быть моряком. Более того, есть сведения, что он даже не умел плавать. Работая практикующим врачом в приморской больнице, доктор Бомбар был буквально потрясён статистикой, сообщающей страшные цифры. Ежегодно в морях и океанах гибнут десятки и сотни тысяч людей! Бомбар был убеждён, что значительная часть их не тонула, не гибла холода или голода. Находясь в лодках и шлюпках, держащиеся на воде благодаря спасательным поясам и жилетам, большинство потерпевших кораблекрушение гибнет в первые три дня. Как врач, он знал, что человеческий организм способен прожить без воды 10 дней , а без пищи даже до 30. «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха», – твёрдо заявил Бомбар, решив доказать на собственном опыте силу мужества и веры в себя.

Хорошо зная резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что смерть от страха и отчаяния настигала не только пассажиров военных кораблей и комфортабельных лайнеров, но и профессиональных моряков. Они привыкли смотреть на море с высоты корпуса корабля. Корабль – это не просто средство передвижения по воде, это еще и психологический фактор, ограждающий человеческую психику от страха перед чуждой стихией. На корабле у человека есть уверенность в том, что он застрахован от возможных случайностей, предусмотренных конструкторами и кораблестроителями, что в трюмах корабля заготовлено достаточное количество всякой пищи и воды на весь период плавания и даже сверх того…

Но ещё во времена парусного флота говорили, что настоящее море видят только китобои и охотники за морскими котиками. Они нападают на китов и котиков в открытом океане с небольших шлюпок-вельботов и порой долго блуждают в тумане, отнесённые штормовыми ветрами от своих кораблей. Эти люди заранее были подготовлены к длительному плаванию по морю на шлюпке и поэтому погибали гораздо реже. Даже потеряв корабль в открытом океане, они преодолевали громадные расстояния и всё же приходили к земле. А если некоторые и гибли, то лишь после многих дней упорной борьбы, истощив последние силы своего организма.

Французский доктор Ален Бомбар был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добыть ее в виде рыбы или планктонных животных и растений. Он знал, что все спасательные плавсредства на кораблях имеют набор лесок и даже сетей, что при необходимости их можно изготовить из подручных средств. Значит, можно добыть пищу, так как в морских животных заключено почти все, в чем нуждается наш организм, в том числе пресная вода. И даже морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может спасти организм от обезвоживания.

Ален Бомбар хорошо знал силу внушения и самовнушения. Он знал, что полинезийцы, которых ураганы иногда уносили далеко от земли, могли неделями и месяцами носиться по бурному океану и всё же выживать, добывая рыбу, черепах, птиц, используя соки этих животных – невкусные, даже противные, но спасающие от жажды и обезвоживания. Во всём этом полинезийцы не видели ничего особенного, так как морально были подготовлены к таким передрягам. Но те же выжившие в океане островитяне покорно умирали на берегу при полном изобилии пищи, когда узнавали, что их кто-то «заколдовал». Они верили в силу магии и умирали от самовнушения.

Чтобы заставить потенциальных жертв кораблекрушений поверить в себя, в реальную возможность преодолеть и силы стихии, и свою кажущуюся слабость, Ален Бомбар в 1952 году поставил эксперимент на себе – отправился в плавание по Атлантическому океану в обычной надувной лодке. К её снаряжению Бомбар добавил лишь планктонную сетку и ружьё для подводной охоты. Своё резиновое судно он назвал вызывающе – «Еретик ».

Бомбар избрал для себя маршрут, пролегающий далеко от морских трасс, в тёплой, но безлюдной зоне океана. Предварительно, в качестве репетиции, он вдвоем с товарищем провёл две недели в Средиземном море. 14 дней они обходились тем, что давало им море. Первый опыт длительного путешествия на иждивении моря удался. Конечно, и это было трудно, очень трудно! Участник плавания Джек Палмер рассказывал: «Ощущения, и без того специфически негативные, усугублялись солнечной радиацией, обезвоживающей организм жаждой и гнетущим чувством абсолютной незащищённости от волн и неба, в которых мы растворялись, постепенно утрачивая собственные Я. Сотни преодолённых миль, считанные дни броска к спасению, однообразное меню из мяса, сока, жира пойманных рыб, не давали действовать полноценно. Была возможность лишь имитировать жизнь, выживать по существу на остро заточенном лезвии ножа неопределенности…»

Джек Палмер был опытным моряком, ранее он в полном одиночестве переплыл Атлантический океан на небольшой яхте, снабженной всем необходимым, но в последний момент он отказался от участия в океанском плавании с Бомбаром. Он уверял, что верит в идею своего друга, но не хочет снова питаться сырой рыбой, глотать целебный, но противный планктон и пить ещё более противный рыбий сок, разбавляя его морской водой.

Кстати, о рыбьем соке. Как врач, Бомбар знал, что вода гораздо важнее пищи. Предварительно он исследовал десятки видов рыб, которые могли ему достаться на обед в океане, и доказал, что пресная вода составляет от 50 до 80 % веса рыбы, а тело морских рыб содержит значительно меньше соли, чем мясо млекопитающих. Бомбар также убедился, что в каждых 800 граммах морской воды содержится примерно такое же количество солей (не считая поваренной), какое есть в литре разных минеральных вод. Во время своего путешествия Бомбар убедился, что чрезвычайно важно не допускать обезвоживания организма в первые дни, и тогда уменьшение водного пайка в дальнейшем не будет губительным для организма.

У Бомбара было много друзей, но были и скептики-недоброжелатели, и просто враждебные ему люди. Не все понимали гуманность его идеи. Газетчики искали сенсацию, а раз её не было, выдумывали. Но люди, хорошо знакомые с историей мореплавания и кораблекрушений, горячо поддержали идею Бомбара. Больше того, они были уверены в успехе эксперимента.

14 августа 1952 года одиночная экспедиция Бомбара стартовала из Монте-Карло. Для подстраховки, на случай угрозы неминуемой гибели, он всё-таки взял неприкосновенный запас – небольшой набор высококалорийных консервированных продуктов. Была на борту «Еретика» и герметично упакованная коротковолновая радиостанция. Правда, она довольно скоро вышла из строя. Последним радиопосланием Бомбара было его твердое обещание: «Я непременно докажу, что жизнь всегда побеждает!»

Морская стихия постоянно подбрасывала Бомбару испытания, одно серьезнее другого. Шквальный ветер рвал парус, мешая держать курс. Частые дожди не оставляли сухой нитки и промачивали до костей. А лодку преследовали наглые акулы. Они же препятствовали лову рыбы и просеиванию планктона. Тело мореплавателя покрылось незаживающими язвами, с трудом сгибались пальцы, от постоянного нервного напряжения и недосыпания кружилась голова.

Нагоняла тоску вода, то похожая на бурлящий котёл, а то создающая иллюзию неподвижности. Ален упрямо отгонял отчаяние. Назвавшийся еретиком все же чувствовал, что это – большой грех, а врач знал, что чувство отчаяния вредно для здоровья, в его же условиях просто опасно для жизни. И движение к цели продолжалось – медленное, извилистое, но – движение.

65 дней плыл Ален Бомбар через океан. В первые дни он опроверг уверения знатоков, что в океане нет рыбы. Да, так утверждали многие авторитетные путешественники, многократно бороздившие океан. Это их заблуждение было вызвано тем, что с больших кораблей трудно заметить жизнь в океане. Но Бомбар то пересекал океан на лодке, от борта которой до поверхности воды – какие-то сантиметры. И доктор на собственном опыте убедился, что океан часто бывает безлюден в течение многих недель пути, но в нем всегда есть существа, которые могут быть полезными для человека.

«Когда силы мои иссякли и в душу вползли пораженческие настроения, – вспоминает Бомбар, – меня подняла на борт команда британского судна «Аракока» . От штурмана я, истерзанный отчаянием, узнал, что нахожусь на 850 миль восточное, чем предполагал. Что делать? Исправлять ошибку, только и всего. Капитан принялся отговаривать, убеждая, что жизнь – бесценный дар. Я ответил, что делаю свое дело ради сохранения других жизней. «Еретика» опять приняла Атлантика. Опять одиночество, жёсткое солнце днем, промозглый холод ночью, опять рыба и планктон, дозированно дающие силы, теперь достаточные только для того, чтобы худо-бедно справляться с парусом неуклюжего резинового суденышка».

Бомбар чувствовал себя счастливым, как никогда прежде, и занес карандашом в отсыревший, заплесневевший бортовой журнал пророческие слова: «Ты, терпящий бедствие брат мой, если ты будешь верить и надеяться, ты увидишь, что твои богатства начнут увеличиваться изо дня в день, как на острове Робинзона Крузо, и у тебя не будет оснований не верить в спасение».

Когда путешественник наконец увидел берег, это оказался остров Барбадос . И снова испытание – для души и воли. Бомбара встретили голодные рыбаки, ничуть не удивившиеся появлению полуживого человека в резиновой лодке, и начали умолять Алена отдать им продовольственный неприкосновенный запас. Какое испытание для врача! Но Бомбар, преодолевая естественный порыв души, устоял. Позже он вспоминал: «Это было счастьем, что они не съели неприкосновенный запас. А то чем же я доказал бы, что за 65 дней плавания не притронулся к нему?!».

Доктор Ален Бомбар доказал, что человек многое может, если очень захочет и не потеряет силы воли, что он способен выжить в самых тяжёлых условиях. Описав этот беспримерный эксперимент над самим собой в сенсационной книге «За бортом по своей воле», разошедшейся многомиллионными тиражами, Ален Бомбар спас десятки тысяч жизней тех людей, которые оказались наедине с враждебной стихией и не испугались.

Вернувшись из плавания, Ален Бомбар организовал в Сан-Мало (Франция) лабораторию по изучению проблем моря . Теперь он твёрдо знал, что изучать их жизненно необходимо. Эти исследования крайне важны, потому что направлены на выработку оптимальных режимов выживания в экстремальных условиях. Практические результаты заявили о себе очень скоро. Те, кто следовал рекомендациям Бомбара и сотрудников его научного центра, выжили даже там, где выжить, казалось бы, невозможно.

Умер великий путешественник Ален Бомбар в преклонном возрасте (80 лет) в южном французском городе Тулоне 19 июля 2005 года.

Ален Бомбар (Alain Bombard) - французский биолог, врач, политик.

Ален родился в Париже 27октябрь 1924. Будучи практикующим врачом в приморской больнице, Ален Бомбар был буквально потрясен тем, что ежегодно десятки и даже сотни тысяч людей гибнут в море! И при этом значительная часть их гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, гибла только потому, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Их убивало отчаяние, безволие, кажущаяся бесцельность бороться за свою жизнь и жизни товарищей по несчастью. "Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха", - твердо заявил Бомбар, решив доказать на собственном опыте силу мужества и веры в себя.

Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине вынуждены были расстаться с комфортом корабля и спасаться на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние.

Желая заставить неподготовленных людей поверить в себя, в возможность преодолеть и силы стихии, и свою кажущуюся слабость, Ален Бомбар - не зверобой и не моряк, а обычный врач решил отправился в плавание по Атлантическому океану в обычной надувной лодке.

Бомбар около года готовился к плаванию и теоретически, и психологически. Друзей, горячо поддерживавших идею Бомбара и оказывавших всяческую помощь, было много, но были и скептики-недоброжелатели, а то и просто враждебно настроенные люди. Не все понимали гуманность идеи, даже называли ее ересью, а самого автора - еретиком. Словно бросая вызов всем своим скептикам, Бомбар назвал свою лодку "Еретиком".

Ален Бомбар доказал, что человек многое может, если очень захочет и не потеряет силы воли. Он способен выжить в самых тяжелых условиях, в которых случайно может оказаться.

Плавание на «Еретике» и издание книги «За бортом по своей воле» были звездным часом Бомбара. Именно благодаря ему в 1960 году Лондонская конференция по обеспечению безопасности мореплавания приняла решение об оснащении судов спасательными плотами. Впоследствии он еще не раз предпринимал плавания с самыми разными целями, занимался изучением морской болезни и бактерицидных свойств воды, боролся с загрязнением Средиземного моря.

Но главным итогом жизни Бомбара остаются десять тысяч человек, которые написали ему: «Если бы не ваш пример, мы бы погибли!».

Когда об этой планируемой экспедиции через Атлантический океан стало известно из прессы, молодого французского врача Алена Бомбара забросали письмами. Один из энтузиастов предлагал взять его на борт, в том числе и из чисто гастрономических соображений: в случае чрезвычайных обстоятельств он разрешал себя съесть.

Разумеется, такая жертва не была принята. Вообще-то, в лодке находился запас продуктов, но – опечатанный – ведь Бомбар хотел доказать возможность выжить, питаясь тем, что найдется в пустыне океана. Какая уж тут человечина! И, кстати, когда он, изможденный, но безмерно счастливый завершил через 65 дней свой беспримерный рейс через океан на остров Барбадос, то больше всего ему пришлось беспокоиться именно о металлических коробках с продуктами. Радостные туземцы, помогавшие вытащить почти растерзанную прибоем лодку, посчитали консервы подарком судьбы. Но Бомбар прежде всего должен был удостоверить их сохранность официально.

Еще в студенческие годы этот морской врач, отличный пловец и мореход, занялся проблемой выживания в экстремальных условиях. Где предел выносливости человеческого организма? Почему так редко спасаются люди после кораблекрушений? Лишь в некоторых случаях человек, перешагнув все нормы, обусловленные физиологией, всё же оставался в живых…

«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, – писал Бомбар в своей книге «За бортом по своей воле», – я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Как же бороться с отчаянием, которое убивает вернее и быстрее любых физических лишений?

Обычно спасательные службы вели поиск потерпевших катастрофу в открытом океане не более 10 дней. Считалось, что человек выдержит примерно неделю. В те годы Мировой океан ежегодно отнимал жизни у 200 тыс. человек, причем почти три четверти из них не тонули, а погибали, сходили с ума уже в спасательных шлюпках или на плотах, где оставались даже съестные припасы. А Бомбар утверждал: пищу и питье можно добыть в самом океане, и если человека не покинет мужество, то он сможет ждать помощи на плоту длительное время.

Лучшее доказательство – испытание в реальных условиях, и Бомбар решил провести его на себе самом. Маршрут проложить в тропической Атлантике в стороне от основных путей грузовых и пассажирских кораблей. Пассаты и течения неизбежно отнесут дрейфующую лодку к противоположным берегам океана. Недаром с эпохи великих плаваний Христофора Колумба здесь проходили парусники.

Аэронавтом Дебрутелем для Бомбара была придумана надувная резиновая плоскодонка длиной 4,6 и шириной 1,9 м, по форме вытянутой подковы, соединенной по концам деревянной кормой. Благодаря этому лески не перетирали резину. На резиновом дне – легкие деревянные слеги, брус делил лодку надвое по длине. Впереди мачта с четырехугольным парусом, два выдвижных киля.

Друзей, поддержавших Бомбара, было немало, но скептиков, сомневавшихся в необходимости такого эксперимента, больше. Им в ответ Бомбар назвал лодку «Еретик». Испытать лодку и возможность обходиться без привычной пищи помог французскому врачу английский яхтсмен Г. Пальмер. Эта репетиция задуманного пути через океан прошла в мае 1952 года в Средиземном море. За две недели Бомбар убедился в правильности своих научных разработок и решил продолжить эксперимент. Ведь даже простейшими снастями они ловили рыбу, «рыбьим соком» возмещали пресную воду, понемногу пили морскую. Алена Бомбара не остановил отказ Пальмера участвовать в трансатлантическом рейсе.

19 октября 1952 году «Еретик», выйдя из Лас-Пальмаса на Канарских островах, направился сначала к островам Зеленого Мыса, чтобы не попасть в Саргассово море с его частыми штилями. Первые дни с 3-4-балльным северо-восточным ветром стали серьезным испытанием для надувной лодки. «Господи, как ярится этот пассат!» – восклицал мореплаватель. В течение двух часов ему пришлось лихорадочно вычерпывать воду, «Еретик» был спасен. «Потерпевший кораблекрушение, – записывает после этого в дневнике мореплаватель, – всегда будь упрямее, чем море, и ты победишь!»

Первое время чувство одиночества не возникало, но спустя две недели Бомбар замечает: «Я всего лишь пылинка, затерянная в просторах океана, где теряют смысл все привычные человеку понятия о расстояниях».

Бомбара не отпускала постоянная тревога за сохранность суденышка. Даже легкая потертость покрытия там, где он опирался спиной, сидя за рулем, была нежелательна, пришлось подкладывать подушку. Лодку постоянно сопровождали стайки макрели и летучих рыб, иногда птицы, но опасность представляла любопытствующая меч-рыба: ее полутораметровое «оружие» способно проткнуть резиновую оболочку.

«Морепродуктов» Бомбару хватало, чтобы не чувствовать себя голодным. 53 дня путешествия его единственной пищей была рыба, иногда с добавкой планктона, отцеженного тканью. Правда, как-то на приманку попалась крачка, да и та насквозь была пропитана рыбой. Способ добычи «рыбьего сока» – треугольный надрез у спинного плавника. Но дневнику мореплаватель признавался: «Больше всего я страдаю от отсутствия пресной воды. Мне надоело есть рыбу, но еще больше – ее пить…» Бывало, он мечтал, что, вернувшись на землю, устроит пиршество из самых любимых изысканных блюд французской кухни.

Первый дождь пошел лишь на 23-й день, и Бомбар смог набрать живительной влаги. А вот радиоприемник отказал на 20-й день. Связь с землей оборвалась, и он очутился как будто на другой планете, «в ином мире, движущемся, живом и поистине непостижимом». А бывало, океан ему казался «странным чудовищем».

Изматывала постоянная сырость. Даже в солнечный день ничего не успевало высохнуть. Малейшая ранка не заживала и начинала гноиться. Ногти совершенно вросли в мясо. Гнойники приходилось вскрывать без анестезии. Для чистоты эксперимента Бомбар не пользовался медикаментами.

«Но все равно я сплю по 12 часов в сутки… Я доверял своей лодке: я знал, что даже если какой-нибудь страшный вал обрушится на нее, опасность будет, но «Еретик» не перевернется… если со мной ничего не случилось днем, почему я должен бояться, что что-то случится ночью». Но все-таки на такой случай – а это была бы верная смерть – доктор держал в кармане рубашки хорошую дозу яда.

Часто крупные морские обитатели развлекались, подталкивая необычного «пришельца», словно мячик, и Бомбар не мешал им. Но вот лодку начала преследовать необычная акула. Может, эта хищница пробовала «человечины» и ничего не боялась. Другие от удара веслом по голове удирали. А эта раз за разом яростно била мордой в днище. Бомбар решил защищаться: привязал нож к концу весла. Когда акула при атаке сбоку, как водится, перевернулась, он нанес удар, распарывая ей брюхо почти до головы.

Однажды Бомбар проверял сохранность оболочки за бортом. Неожиданный порыв ветра начал уносить лодку, и ему с большим трудом удалось ее догнать. Теперь он опускался в воду, только обвязавшись канатом.

Самые критические дни Бомбар пережил в конце ноября – начале декабря. Наступило безветрие. Появившиеся птицы-фрегаты будто говорили о приближении земли. Но напрасно: суша не показывалась. У него началось истощение организма. В субботу 6 декабря он составил завещание: «В заключение я хочу сказать: то, что я погиб, вовсе не лишает надежды всех потерпевших кораблекрушение. Моя теория верна и подтверждается 50-дневным опытом; на большее человеческих сил не хватает».

Но через четыре дня после этого, 10 декабря, он увидел большое грузопассажирское судно «Аракака». Заметили и «Еретика», и пригласили на борт отважного мореплавателя со всем радушием. Приняв душ, позавтракал – чайная ложка печеночного паштета, немного чая. Впоследствии Бомбару ставили в вину пребывание на судне. Упреков он, конечно, не заслужил ни в малейшей степени. Его рейс не был спортивным безостановочным трансатлантическим плаванием. Для чистоты научного эксперимента 53 дня пребывания в открытом океане на лодке более чем достаточно.

Бомбар нашел силы для продолжения одиночного плавания. Он считал, что не для ученых, а для моряков сам факт, что ему удалось самостоятельно добраться до американского берега, имел бы огромную действенную силу.

И он оказался прав. Его опыт помог выжить в пустыне океана тем, кто принял его обращение: «…Лишенный всего после катастрофы… внезапно поставлен перед дилеммой: жить или умереть, и он должен собрать все свои силы, всю свою волю, все мужество для борьбы против отчаяния». Бомбар оказал решительное влияние на введение в практику мореходства надувных спасательных плотов, прообразом которых был «Еретик». Продолжив исследования, он настоял на том, чтобы спасательные плоты были также снабжены палатками, в которых можно было бы согреться или укрыться от солнца.

Подвиг французского врача, рисковавшего своей жизнью ради спасения сотен и тысяч людей, – писал историк мореплавании В. Войтов, – «можно приравнять к подвигу Луи Пастера, который опробовал на себе прививку против бешенства».

Будучи практикующим врачом в приморской больнице, Ален Бом-бар был буквально потрясен тем, что ежегодно десятки и даже сотни тысяч людей гибнут в море! И при этом значительная часть их гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, гибла только потому, что они поверили в неизбежность своей гибели.

Их убивало отчаяние, безволие, кажущаяся бесцельность бороться за свою жизнь и жизни товарищей по несчастью. "Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха", - твердо заявил Бомбар, решив доказать на собственном опыте силу мужества и веры в себя.

Ежегодно до пятидесяти тысяч человек умирает в шлюпках и спасательных поясах, и при этом 90% из них гибнет в первые три дня! Вполне понятно, что при кораблекрушениях, по какой бы причине они ни происходили, люди теряются, забывают о том, что человеческий организм способен прожить без воды десять дней, а без пищи даже до тридцати.

Как врач, хорошо знающий резервы человеческого организма, Ален Бомбар был уверен в том, что множество людей, которые по той или иной причине вынуждены были расстаться с комфортом корабля и спасаться на шлюпках, плотах или других подручных средствах, погибли задолго до того, как их покинули физические силы: их убило отчаяние. И такая смерть настигала не только случайных в море людей - пассажиров, но и привычных к морю профессиональных моряков. Эта привычка была для них связана с палубой корабля, надежной, хотя и качающейся на зыби. Они привыкли смотреть на море с высоты корпуса корабля. Корабль - это не просто средство передвижения по воде, это еще и психологический фактор, ограждающий человеческую психику от страха перед чуждой стихией. На корабле у человека есть уверенность, убежденность в том, что он застрахован от возможных случайностей, что все эти случайности предусмотрены опытными конструкторами и строителями кораблей, что в трюмах корабля заготовлено достаточное количество всякой пищи и воды на весь период плавания и даже сверх того...

Недаром еще во времена парусного флота говорили, что настоящее море видят только китобои и охотники за морскими котиками, так как они нападают на китов и котиков в открытом океане с небольших шлюпок-вельботов и порой долго блуждают в тумане, отнесенные внезапными штормовыми ветрами от своего судна. Эти люди погибали редко: ведь они заранее были подготовлены к тому, чтобы какое-то время плавать по морю на шлюпке. Они об этом знали и были готовы к преодолению стихии на своих утлых и все-таки надежных вельботах.

Даже потеряв по той или иной причине корабль в открытом океане, они преодолевали громадные расстояния и все же приходили к земле. Правда, тоже не всегда: если некоторые гибли, то лишь после многих дней упорной борьбы, в ходе которой они сделали все, что могли, исто-[ щив последние силы своего организма. Все эти люди были психически подготовлены к необходимости провести какое-то время на шлюпке. Это были обычные условия их работы.

Желая заставить неподготовленных людей поверить в себя, в возможность преодолеть и силы стихии, и свою кажущуюся слабость, Ален Бомбар - не зверобой и не моряк, а обычный врач отправился в плавание по Атлантическому океану в обычной надувной лодке.

Он был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добыть эту пищу в виде планктонных животных и растений или рыбы. Он знал, что все спасательные средства на кораблях - шлюпки, катера, плоты - имеют набор лесок, иногда сетей, на них есть те или иные орудия для промысла морской живности, наконец, их можно изготовить из подручных средств. С их помощью можно добыть пищу, так как в морских животных заключено почти все, в чем нуждается наш организм. Даже пресная вода.

Лучшие дня

Впрочем, и морская вода, употребляемая в небольшом количестве, может помочь человеку спасти организм от обезвоживания. Вспомним, что полинезийцы, которые иногда уносились ураганами далеко от земли, умели бороться за свою жизнь и, что, пожалуй, главное, приучали свой организм к потреблению морской воды. Иногда неделями и месяцами носились лодки полинезийцев по бурному океану, и все же островитяне выживали, добывая рыбу, черепах, птиц, используя соки этих животных. Во всем этом они не видели ничего особенного, так как морально были подготовлены к таким передрягам. Но те же островитяне покорно умирали на берегу при полном изобилии пищи, когда им становилось известно, что их кто-либо "заколдовал". Они верили в силу колдовства и поэтому умирали. От страха!..

К снаряжению своей резиновой лодки Бомбар добавил лишь планктонную сетку и ружье для подводной охоты.

Бомбар избрал для себя не совсем обычный маршрут - далекий от морских трасс торговых судов. Правда, его "Еретик", как была названа эта лодка, должен был идти в теплой зоне океана, но это безлюдная зона. Севернее и южнее - маршруты коммерческих судов.

Предварительно, в качестве подготовки к этому путешествию, он вдвоем с товарищем провел две недели в Средиземном море. Четырнадцать дней они обходились тем, что давало им море. Первый опыт длительного путешествия на иждивении моря удался. Конечно, и это было трудно, очень трудно!

Однако его товарищ, кстати сказать, опытный моряк, переплывший Атлантический океан на небольшой яхте в полном одиночестве, но снабженный всем необходимым в изобилии, в последний момент испугался и попросту исчез. Двух недель оказалось для него достаточным, чтобы отказаться далее испытывать судьбу. Он уверял, что верит в идею Бомбара, но его отпугнула мысль о предстоящей необходимости снова питаться сырой рыбой, глотать целебный, но такой противный планктон и пить сок, выжатый из тела рыбы, разбавляя его морской водой. Возможно, это был смелый моряк, но человек не того склада, как Бомбар: у него не было целеустремленности Бомбара.

Бомбар подготовился к своему плаванию теоретически и психически. Как врач, он знал, что вода гораздо важнее пищи. И он исследовал десятки видов рыб, которые могли ему встретиться в океане. Эти исследования показали, что от 50 до 80% веса рыбы составляет вода, и при этом пресная, а также что тело морских рыб содержит значительно меньше соли, чем мясо млекопитающих.

Тщательно проверив количество растворенных в воде океана разных солей, Бомбар убедился, что если не считать поваренной соли, то в каждых 800 граммах морской воды содержится приблизительно такое же количество других солей, какое есть в литре разных минеральных вод. Мы эти воды пьем - часто с большой пользой. Во время своего путешествия Бомбар убедился, что чрезвычайно важно не допускать обезвоживания организма в первые дни и тогда уменьшение водного пайка в дальнейшем не будет губительным для организма. Таким образом, свою идею он подкрепил научными данными.

У Бомбара было много друзей, но были и скептики-недоброжелатели, и просто враждебные ему люди. Не все понимали гуманность его идеи. Газетчики искали сенсацию, а раз ее не было, выдумывали ее. Специалисты дружно возмущались: кораблестроители - тем, что Бомбар собирается пересечь океан на лодке, которой будто бы нельзя управлять; моряки - тем, что он не моряк, а вот поди же ты... врачи приходили в ужас от того, что Бомбар собирается жить дарами моря и пить морскую воду.

Словно бросая вызов всем своим скептикам, Бомбар назвал свою лодку "Еретиком"...

Кстати, люди, хорошо знакомые с историей мореплавания и кораблекрушений, горячо поддержали идею Бомбара. Больше того, они были уверены в успехе эксперимента.

Шестьдесят пять дней плыл Ален Бомбар через океан. В первые же дни он опроверг уверения "специалистов" в том, что в океане нет рыбы. Многие книги об океанах пестрят такими выражениями, как "пустынный океан", "водная пустыня"...

Бомбар доказал, что это далеко не так! Просто с больших кораблей было трудно заметить жизнь в океане. Другое дело на плоту или на шлюпке! Отсюда можно наблюдать многообразную жизнь моря - жизнь, порой незнакомую, непонятную, полную неожиданностей. Океан часто бывает безлюден на протяжении многих недель пути, но он населен и ночью и днем существами, которые могут быть полезными или вредными для человека. Богат животный мир океана, но мало еще мы его знаем.

Ален Бомбар доказал, что человек многое может, если очень захочет и не потеряет силы воли. Он способен выжить в самых тяжелых условиях, в которых случайно может оказаться. Описав этот беспримерный эксперимент над самим собой в книге "За бортом по своей воле", разошедшейся многомиллионными тиражами, Ален Бомбар, возможно, спас десятки тысяч жизней тех людей, которые оказались наедине с враждебной стихией - и не испугались.

Alain Bombard
jullzaporo 23.05.2009 12:06:57

Я в детстве прочитал его книгу и до сих пор не прошло мое восхищение этим человеком. Несмотря на то, что его доводы затем оспаривались немецким врачом и яхтсменом Хансом Линдеманном,который утверждал, что Бомбар имел или тайно получал в пути воду и пищу. Зачем тогда ему было прибыть на Барбадос, имея вес 25 кг (из англ.данных) я не пойму. Нехороший этот Линдеманн.


Вера и позитивное мышление помогли ему выжить.
nik-rik 03.08.2010 07:54:51

Мне кажется, что он любил жизнь и природу (в данном случае океан) настолько, что смог почувствовать взаимность - увериться, что мать природа о нём позаботится в пути.
Вера и позитивное мышление помогли ему выжить.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png