кл слова: техника, рукопашный бой, захваты

Болевые зоны и методы воздействия на них (Техники RUSSIAN MOO SOOL HAPKIDO)

1. Точка под носом- здесь проходят ветви верхнечелюстного нерва и подглазничного нерва, а также носовой хрящ срастается с черепной костью. Воздействуют ребром ладони, вторыми суставами пальцев, «вилкой»/коготь тигра/.Удар средней силы вызывает острую боль, сильный удар приводит к болевому шоку, сотрясению мозга, потере сознания.
Противник проводит захват шеи с левого бока. Свою левую кисть ребром ладони со стороны мизинца поместить под нос. И, надавливая ребром ладони под носом вверх, под углом 45градусов, опрокинуть нападающего через свою левую ногу.


2. Угол челюсти- здесь находятся поверхностношейные лимфатические узлы, нервы, которые идут к голове. Воздействуют пальцами, вводя их под угол челюсти; непосредственно на сам угол воздействуют кулаками, вторыми суставами пальцев. Воздействия средней силы вызывают острую боль, сильные- потерю сознания.
Противник пытается захватить ноги. Захват своими руками плечей противника, нанести встречный удар правым коленом. Захват пальцами правой кисти зоны под углом нижней челюсти нападающего, левым ребром ладони надавить на его затылок. Надавить, одновременно вставая на правое колено.
3. Жевательная мышца-начинается от переднего и среднего отделов нижнего края скуловой дуги (сильно сомкните зубы, при пальпации щеки жевательная мышца будет хорошо прощупываться). Воздействие вторыми суставами пальцев вызывает сильную боль.
Противник захватил правой рукой вашу левую руку. Выполнить освобождение от захвата разрывом, расположив свою руку параллельно полу ладонью вниз. Захватить своей правой рукой правую руку нападающего, дернуть его на себя. Своей левой ладонью захватить подбородок нападающего, надавить вторым суставом правого кулака на жевательную мышцу, вставая на правое колено, заставить противника упасть.

БЛОКИ И ЗАХВАТЫ

Защита от ударов холодным оружием, ногами и руками осуществляется двумя основными способами: различными уходами от ударов (шагом назад, в сторону, наклоном корпуса, нырком, приседанием, прыжком) и блокировкой.

В свою очередь, блокировка бывает двух видов.

Во-первых , это жесткая остановка атакующей конечности путем подставки на ее пути предплечий (а в некоторых случаях — ноги, корпуса либо головы).

Наиболее распространенные блоки такого рода следующие:

Двумя предплечьями, сложенными крест-накрест;

Двумя предплечьями, поставленными параллельно друг другу;

Одним предплечьем снизу-вверх,

Плечом и предплечьем снизу-вверх.

Блок двумя предплечьями, сложенными крест-накрест

Блок предплечьями, поставленными параллельно друг другу

Блок предплечьем снизу-вверх

Блок плечом и предплечьем снизу-вверх

Удар основанием кулака

Удар ребром ладони

Но независимо оттого, каким конкретным способом осуществляется блокировка, надо всегда стремиться к тому, чтобы от блоков переходить к захватам атакующих конечностей.

При этом захваты производят либо за обнаженную часть конечности (лучезапястный сустав, пальцы) либо за одежду (рукав, воротник, плечо).

Некоторые считают, что выполнив захват обнаженной части руки невозможно удержать последнюю, особенно при сильном сопротивлении. Другие считают, что тренировка на захваты только за одежду приведет к тому, что боец не сможет работать против руки с оружием (особенно с ножом).

Истина в том, что если на человека нападают с ножом, кастетом или пистолетом, то обороняющийся в первую очередь старается все же схватить вооруженную руку и тем самым обезопасить себя от угрозы оружием. А надежно захватить вооруженную руку можно только путем захвата за обнаженную ее часть, так как при захвате за одежду рука с оружием, свободная в лучезапястном или локтевом суставе, может совершать обширные движения.

Следует также помнить, что при захвате за одежду удобнее делать бросок, а при захвате за обнаженную часть руки — болевой прием.

Во-вторых, это удары основанием кулака или ребром ладони по атакующей конечности с целью отклонения ее траектории в сторону от первоначальной.
Захваты производятся одной и двумя руками накладкой сверху, снизу или сбоку; локтевым сгибом за шею, руку либо ногу; пальцами за половые органы, горло, волосы на голове.


Различные методы и теории барабанного искусства, которые развиваются уже на протяжении многих лет, особенно касающиеся того, как мы держим барабанную палочку, – это результат целых поколений проб и ошибок, и они предлагают нам бесчисленные способы отточить свое мастерство, в то же время максимально расширив свои физические возможности. Надеемся, что представленный здесь разбор основных разновидностей захвата палочек поможет набить руку (извините за каламбур) как начинающим, так и опытным барабанщикам. Изучите каждую из этих техник, возьмите на вооружение преимущества, которые каждая из них предлагает, и используйте их для развития и углубления собственного уникального стиля и техники. Кто знает? Быть может, вы изобретете совершенно новый захват, который внесет революцию в барабанное искусство, но сначала не повредит повторить азы.

Существует парочка принципов, которые являются фундаментальными практически для любого известного захвата и любой техники постановки рук. Прежде всего, настоятельно рекомендуем вам учиться держать палочку во время игры расслаблено. Конечно, до разумных пределов, а иначе вашим товарищам по группе придется надевать защитные очки, когда они рядом с вами; но тем не менее захват должен быть достаточно свободным, и тогда эта техника сможет творить чудеса. Пресловутая "мертвая хватка" полезна лишь тогда, когда нужно что-то насмерть угробить, в данном случае – ощущение и грув, не говоря уже о сухожилиях и нервах ваших рук.

Бытует мнение, что тендинит [дистрофия тканей сухожилия – прим. сайт ] у барабанщиков вызывается, главным образом, длительными повторяющимися движениями, свойственными драммингу, однако он в значительной мере может быть усугублен и из-за чрезмерно зажатого захвата. Почтенный гуру техники Jim Chapin в своем задушевном видео 1992 года под названием "Speed, Power, Control, Endurance" ("Скорость, мощь, контроль, выдержка") поясняет, что сила захвата должна быть такой, как будто вы держите в руках оперившегося птенчика, – иными словами, сжимать палочку следует ровно настолько, чтобы она не улетела. "Палочка у меня в руке не должна быть как прикованная, – подчеркивает он, добавляя: – Если кто-то тебе говорит: "Без боли нет результата", пристрели его!"

Второй "закон захвата" – правильное использование замка пальцев [англ. finger fulcrum ("точка поворота") – место фиксации палочки пальцами – прим. сайт ]. Замок это ось вращения удерживаемой вами палочки. В обычных обстоятельствах за исключением случаев, когда вы контролируете палочки одними только пальцами, а ваши запястья, руки и верхняя часть туловища остаются неподвижными, словно статуя, – как при скоростном ударе, обрисованном ниже, замок пальцев – лишь один из целого ряда замков, которые работают в совокупности при выполнении удара. Выражаясь техническим языком, все эти оси вращения представляют собой комплексную систему рычагов, в которой задействованы пальцы, запястье, локоть и плечо – а возможно, даже талия. Точное место расположения замка больше всего зависит от применяемого захвата (в большинстве захватов используется либо указательный, либо средний палец), при этом можно четко выделить две категории – "традиционный" захват и "симметричный" захват.

Традиционный захват

Традиционный захват показанный на фото с ведущей рукой в положении американского захвата. Традиционный захват – это выбор де-факто для джазменов и тех, чей опыт опирается на классическую школу.

Традиционный захват, иногда называемый еще "ортодоксальным захватом" (несомненно, это более впечатляющее название, поскольку в нем чувствуется отношение к барабанному искусству как к религии), – это живое свидетельство былой исторической роли барабанщика в обществе, когда он являлся хранителем порядка на поле боя и служил главным звеном коммуникации между солдатом и командиром. С небрежно перекинутым через плечо маршевым барабаном военному барабанщику прежних времен необходимо было сохранять полную маневренность, чтобы уверенно выполнять свою работу. Это достигалось за счет ношения барабана под углом 45 градусов, так чтобы кожа мембраны была обращена к ведущей руке. В результате, чтобы приспособиться к этому углу, для второй (не ведущей) руки развился уникальный нижний захват, который и по сей день сохраняется в мире барабанщиков, надолго пережив свое первоначальное назначение.

Cлегка согните безымянный палец и мизинец и положите передний конец палочки на основание ногтя безымянного пальца. И наконец, опустите на палочку указательный палец так, чтобы он перекрещивался с большим пальцем, и закройте захват. Главное ударное движение при ударе традиционным захватом требует вращения запястья по направлению внутрь, как если бы вы поворачивали круглую дверную ручку (по часовой стрелке левой рукой, против часовой стрелки – правой).

Согласно специалисту по истории барабанного дела Sanford A. Moeller’у, для ведущей руки у барабанщиков времен Гражданской войны использовался так называемый "античный захват", при котором мизинец фиксировал комель палочки в кисти, образовывая замок, в то время как другие пальцы сохраняли лишь слабый контакт с палочкой, а большой палец размещался под ними, наподобие того, как держат бейсбольную биту.

Если говорить о практичности, сторонники традиционного захвата настаивают, что он способствует исполнению более тихих пассажей, в то время как критики заявляют о его неполноценности в том плане, что ему недостает мощи для удара. Ярким исключением из этих общих точек зрения является мнение Stewart Copeland’а. В интервью с Rolling Stone 1997 года Copeland клянется в верности традиционному захвату, заявляя о его непревзойденной мощи и сопровождая свои слова "анатомическим" пояснением: "Вся суть использования традиционного захвата состоит в том, что это наиболее эффективный способ использовать вашу руку, чтобы бить в барабан. С традиционным захватом вы можете бить в 50 раз сильнее, чем с симметричным. Симметричный захват не дает вам мощи: при симметричном захвате вы используете только мышцы верхней части предплечья вместо того, чтобы использовать большие мышцы нижней его части, как при традиционном захвате. Таким образом, вы можете получить гораздо более сильный удар". С тех пор Copeland неоднократно подтверждал свою позицию на этот счет. Среди других современных приверженцев традиционного захвата – такие музыканты, как Steve Gadd, Lenny White, а также недавно обращенный в "ортодоксальную веру" Neil Peart.

И все-таки, со всеми ярыми критиками и защитниками, традиционный захват, несмотря на то, что в последнее время его пытаются применять и в рок-музыке, остается предпочитаемым захватом джазменов по всему миру. Кроме того, он, похоже, давно и прочно обосновался в высокопрофессиональных маршевых подразделениях барабанщиков и горнистов – дальних "потомках" военных барабанных подразделений, от которых они и берут свое начало. Именно благодаря этой связи с подразделениями барабанщиков и горнистов традиционный захват прочно ассоциируется с классическим изучением рудиментарной игры на ударных.

В конечном итоге барабанщики по обе стороны баррикад, кажется, сходятся во мнении, что подлинное преимущество традиционного захвата над любой разновидностью симметричного захвата – это его эстетический внешний вид (что вполне понятно на фоне цветастых тарелок и украшенных графикой барабанных пластиков). Намеренно или нет, но любой из нижеследующих пунктов может подразумевать использование этого захвата: 1) Я испытываю определенное почтение к былым мастерам драмминга и к прекрасной традиции, которую они помогли взрастить. 2) Я люблю и/или играю джаз – либо желаю походить на тех, кто ее любит и/или играет. 3) Я изучал рудиментарную игру на ударных классическим способом.

Симметричные захваты

В противоположность традиционному захвату, вы встретите всевозможные разновидности верхних захватов для ведущей руки, которые, при применении к обеим рукам, известны под термином "симметричный" захват. Они мало что могут сказать с визуальной точки зрения (разве то, что вы, возможно, не были воспитаны на барабанных поединках Buddy Rich/Gene Krupa) и, пожалуй, уделяют большее внимание эргономичному стилю игры. Преимущества очевидны. К примеру, вам не нужно учиться дважды, как держать палочку: обе руки выполняют в точности одну и ту же операцию. Благодаря этому проще достичь стабильного однородного звучания.

Раскройте кисть руки ладонью вверх, поместите в нее палочку, так чтобы головка была направлена в сторону от вас, и закройте ладонь естественным способом, прочно поместив подушечку большого пальца (замок в любой разновидности верхнего захвата) на палочку напротив указательного или среднего пальца. Теперь движение работающей палочки зависит от выбранной вами разновидности верхнего захвата. Подавляющее большинство барабанщиков используют какую-либо вариацию "немецкого", "французского" захвата или гибридную комбинацию того и другого, известную под названием "американского" захвата.

В немецком захвате ладони держим параллельно пластику барабана, так чтобы большой палец помещался сбоку палочки, а тыльная часть кисти руки оставалась плоской. Главное движение удара сочетает в себе в равной степени действие пальцев со сгибанием запястья вверх и вниз. Из-за активного участия внутренних мышц предплечья, используемых в данной технике для резких движений запястьем (и чтобы уважительно поспорить с Stewart Copeland’ом), часто считается, что этот захват обеспечивает более мощный удар.

И наоборот, в французском захвате ладони обращены внутрь, а большой палец помещен непосредственно сверху палочки. Это снимает какую-то часть ответственности с запястья, в результате чего получается удар, который в большей степени зависит от действий пальцев. Считается, что именно роль более мелких мышц ладони и пальцев обеспечивает больше контроля, изящности и скорости в более обширном динамическом диапазоне. В число знаменитых приверженцев французского захвата входят John Bonham, Billy Cobham и Bill Bruford. Также, если вы когда-нибудь смотрели конкурс "Самый быстрый барабанщик в мире", вы отметите, что победители конкурса неизменно пользуются разновидностью этой техники с неподвижным запястьем, когда все зависит только от действий пальцев, что в данном случае мы называем "скоростным ударом" (speed stroke).

В действительности, большой процент барабанщиков не придерживаются строго какого-либо одного их вышеперечисленных захватов. Среди них всегда будут новички и самоучки, которые просто берут палочки и начинают играть, держа их так, как им наиболее удобно. Эти ребята применяют захват, который обычно называется "американским". При этом захвате ладони не обращены ни прямо вниз, ни внутрь, и американскому захвату можно обучаться либо как намеренному сочетанию немецкого и французского захватов с поиском особых преимуществ того и другого, либо в результате отказа от строгих требований (или их игнорирования), связанных с эргономичностью. В конечном счете, американский захват обладает одной важной, положительной особенностью: он носит "инстинктивный" характер и таким образом требует наименьшего количества внимания и тренировки мышц, чем любой другой.

Теперь разберем каждый из симметричных захватов еще раз, но с фото:

Немецкий захват

Ладони держим полностью параллельно пластику барабана, палочки лежат так, что образуют как бы широкий "кусок пирога" над барабаном. Комбинированное использование запястья, пальцев и внутренних мышц предплечья придает данному захвату существенное преимущество в плане мощи.

Французский захват

Ладони повернуты перпендикулярно пластику барабана, большие пальцы лежат на палочках сверху – это французский или "литавровый" захват; локти располагаются ближе к телу, а пальцы имеют больший контакт с палочкой, что обеспечивает более контролируемый и изящный удар.

Античный захват

Малоизвестный захват, хорош разве что для громкости и мало для чего еще – этот захват не особо часто практикуется со времен войны (имеется в виду Гражданская война). Большой палец охватывает палочку снизу, мизинец же исполняет роль "замка", и получающийся в результате удар практически полностью зависит от действий запястья, а такие вещи, как отскок и динамика, так слабы, что проявляются едва заметно.

Техника Moeller’а

Независимо от того, какой захват вы предпочитаете, важно знать две классических школы постановки рук. Первая и наиболее известная из этих методик, впервые разработанная Sanford A. Moeller’ом в начале 20-го века и широко пропагандируемая поздним Jim Chapin’ом, – это прославленная техника Moeller’а. Чаще всего ассоциируемая с немецким захватом, техника Moeller’а делает ставку на развитие скорости рук, мощности и контроля над палочками, а также на полную расслабленность мышц всей руки.

Техника эта достигается за счет освоения особого удара, который многие описывают как сильное "хлёсткое" движение по направлению вниз. За этим хлещущим ударом, обычно акцентированным, затем следует либо один-два неакцентированных "движения вверх" (upstroke), во время которых кисть руки возвращается в исходное положение, попутно ударяя в барабан. Хотя некоторые приверженцы техники Moeller’а твердо придерживаются мнения, что удары при движении вверх (upstroke) должны порождаться только за счет отскока, Chapin практиковал очень специфический подход к индивидуальной артикуляции каждой ноты. Он настаивал, что влияние отскока минимальное и каждому удару требуется уделять столько же усилий, сколько и предыдущему.

Но каким бы блистательным музыкантом ни был мистер Chapin, в плане вербальной артикуляции он несколько менее талантлив, и поэтому самый великий последователь Moeller’а не всегда умел дать внятное объяснение относительно того, что же требуется для овладения данной техникой. Вместо этого самый величайший его дар для нас (помимо коллекции превосходных методических пособий, одно из которых, "Передовые техники для современного барабанщика" , и по сей день считается "библией" по развитию джазовой координации движений) – это то, с каким потрясающим великолепием демонстрирует он эту технику в различных запечатленных на видеопленку ситуациях (некоторые из этих съемок можно найти YouTube, если ввести в поисковой строке его имя). Вам будет полезно просмотреть как можно больше видеоматериалов с этим приятным и непоследовательным человеком, чтобы развить понимание механики, которая лежит в основе техники Moeller’а.

Еще один известный последователь Moeller’а, Dave Weckl, демонстрирует хлёсткие удары на подъёме кисти (upstroke) и несколько более внятно разъясняет их механику в своей видеошколе 2000 года: Dave Weckl, A Natural Evolution – How To Develop Technique ("Dave Weckl: естественная эволюция – как развить технику"). Хотя с виду это похоже на технику и демонстрацию Chapin’а, однако описание Weckl’а отличается тем, что он утверждает: для верного исполнения удар должен зависеть от отскока.

1. Специфичное "хлещущее" движение Moeller’а начинается с поднятия локтя, при этом запястье и пальцы остаются как можно более расслабленными.

2. При опускании локтя предплечье и палочка образуют угол, обращенный вершиной вверх, который предваряет хлещущее движение.

3. Первый удар по направлению движения вниз (downstroke) служит в качестве акцентированной ноты триольного рисунка.

4. Второй удар зависит либо от энергии отскока при первом ударе, либо от намеренного контролирования пальцев, в зависимости от вашей научной школы и/или скорости удара.

5. Третий и последний удар выполняется на движении вверх (upstroke), в то время как локоть поднимается, чтобы начать очередной цикл движений по технике Moeller’а.

Техника Gladstone"a

Вторая школа постановки рук, разработанная на основе уникального стиля игры на ударных, которым владел Billy Gladstone, участник коллектива Radio City Music Hall в эпоху 1930-40 гг, характеризуется существенно меньшей популярностью, чем предыдущая – можно даже сказать, что она малоизвестна – возможно, из-за сравнительно молодого возраста ее именно как методики. Как бы там ни было, техника Gladstone’а может похвастаться целым рядом преданных последователей, практикующих легкую скоростную игру, начиная с некоторых наиболее выдающихся последователей: Joe Morello, Buddy Rich’а и Shelly Manne’а (это лишь несколько имен).

Вступая в некоторые разногласия с техникой Moeller’а, техника Gladstone’а делает ставку на полное совершение отскока и максимизацию энергии, которая уже присутствует в движущейся барабанной палочке. Хотя следует заметить, что обе системы полностью согласуются друг с другом по поводу отказа от какого бы то ни было мышечного напряжения, техника Gladstone’а развивает этот принцип несколько глубже, подчеркивая, что никогда не следует прилагать никаких усилий на то, чтобы поднимать палочку после удара. В итоге действует только ответная реакция при отскоке, и барабанщику остается лишь бить палочкой в барабан как можно быстрее, с силой, достаточной для того, чтобы палочка возвращалась в исходное положение (вспомните, как ведут мяч в баскетболе). Это называется "свободный удар" (free stroke).

Контролируя возврат палочки путем остановки ее на определенном расстоянии от пластика барабана – в низком, среднем или высоком положении, – барабанщик определяет, насколько интенсивной будет динамика следующего удара, который называется "контролируемым ударом" (control stroke). Все это, естественно, выполняется при таком расслабленном захвате, что говорят даже: если палочка периодически не вылетает у тебя из рук, значит, ты делаешь что-то не так.

Jojo Mayer, знаменитый приверженец техники Gladstone’а, в своей продолжительной, высокоинформативной видеошколе "Секретное оружие для современного барабанщика" предлагает великолепную демонстрацию, равно как и описание комбинированного действия запястья и пальцев, которое составляет технику Gladstone’а.

Как бы там ни было, нет двух одинаковых человеческих тел, и поэтому постоянно будут развиваться различные вариации разных техник, чтобы отвечать потребностям постоянно растущей и разнообразной армии барабанщиков. Поэтому, прежде чем ломать голову над тем, становиться ли вам преданным поклонником Moeller’а или же несгибаемым апостолом Gladstone’а, помните, что игра на ударных – это форма художественного выражения, и не существует самого лучшего способа ее осуществления, есть лишь способ, который лучше всего подходит вам.

Захваты запястья

Для начала уточним, что не все относящиеся к этой категории техники основаны на использовании слабых мест запястного сустава. Иногда запястье противника сгибается для того, чтобы использовать кисть его руки как рычаг для выворачивания предплечья. Боль в этих случаях ощущается именно в запястье, но эффективное использование приемов ограничивает подвижность локтевого, а не запястного сустава. Но чаще все манипуляции производятся непосредственно с запястьем.

В реальном бою схватить и прочно зафиксировать запястье противника бывает непросто. Захваты запястий требуют очень точных и молниеносных движений. Гормоны, выбрасываемые в кровь во время настоящего поединка, значительно притупляют нашу моторику. Кровь и пот на ваших ладонях, сопротивление противника также могут помешать надежно захватить его руку. И все же эти приемы при полноценном овладении ими выручат вас в любой ситуации борьбы.

Наиболее употребимы буквально два-три захвата, но мы рассмотрим разные их виды, чтобы желающие могли пополнить свой арсенал приемов. Для этого я дам и относительно подробные их описания.

Вам удалось захватить кисть противника ладонью сверху (рис. 1). Ваши пальцы обхватывают его запястье, а большой палец прижат к тыльной поверхности кисти. Быстро дерните пойманную кисть по диагонали в сторону, обхватите второй рукой запястье противника снизу (рис. 2). Потяните кисть противника назад, сгибая ее в запястье, а собственные кисти подтяните ближе к себе (рис. 3). Давите на руку противника и поворачивайте корпус, продолжая выкручивать его запястье. Как минимум, противник потеряет равновесие, и тогда заставить его оказаться на земле – только дело техники (рис. 4).

Противник пытается нанести вам удар кулаком. Захватите его кисть и начинайте давить ладонью на тыльную сторону его суставов (рис. 5). Притяните обхватывающую его запястье руку к себе и нажимайте обеими руками вниз, заставляя противника согнуть ноги (рис. 6).

Можно усилить прием, шагнув за спину противника. Во время выполнения захвата подайтесь вперед и поставьте вторую ногу позади выставленной вперед, чтобы не потерять равновесие. Через пару секунд противник упадет на спину (рис. 7).

Поймать кисть противника во время яростной драки бывает очень непросто, однако в ряде случаев он сам может помочь нам, хватая нас. Реальный поединок нельзя вести оборонительно. Нужно атаковать противника до тех пор, пока не победите его или вам не представится возможность скрыться. Если враг оказывается сильнее вас, а биться с ним насмерть сейчас нет резона, то не зазорно и отступить. Отступление – это маневр, а не бегство.

Итак, вы наносили удар в верхнюю часть тела противника, а он схватил ваше запястье (рис. 8). В свою очередь, захватите свободной рукой его запястье и зажмите между двумя своими руками держащую вас руку противника. Поверните локоть так, чтобы он оказался поверх его предплечья (рис. 9). Захватив запястье противника, давите локтем вниз и заставьте его согнуть ноги (рис. 10). Прочно зафиксируйте захват одной рукой и нанесите противнику удар кулаком в лицо (рис. 11).

Прием выполняется также и в том случае, когда противник схватил оба ваших запястья (рис. 12).

Противник блокировал вашу атаку рукой снизу и захватил ваше запястье (рис. 13). Зажмите его кисть свободной рукой, поворачивая, обхватите ее обеими руками. Провернув свою блокированную кисть, захватите противника за предплечье (рис. 14). Потяните его на себя так, чтобы предплечье вывернулось. Локоть противника должен согнуться, после чего вы дожмете его до падения на колени (рис. 15).

Давите на руку противника вниз своей ведущей рукой (рис. 16). Быстро подведя другую руку снизу (рис. 17), захватите его запястье и тяните на себя, одновременно нанеся удар ладонью в голову (рис. 18). Той же рукой бьете в сгиб руки противника (рис. 19) и нажимаете на его запястье, пока его рука не согнется вокруг вашего предплечья. Ухватившись за собственное предплечье, сгибайте запястье противника другой рукой и выворачивайте, пока не заставите сдаться или не повредите ему сустав (рис. 20).

Из этого положения легко повалить противника. Через его плечо давите на его кисть вниз, одновременно развернув свой корпус и навалившись сверху всей тяжестью. Противник потеряет равновесие и упадет (рис. 21).

Сядьте, поставив одно колено на голову противника, а другое – на корпус, чтобы ограничить его подвижность (рис. 22). Потянув кисть поверженного врага вверх, вы сможете повредить ему сустав так серьезно, что он не скоро захочет вновь встать у вас на пути – или вообще никогда.

Противник схватил вас за одежду. Резко опустите свое предплечье на его предплечье, нанеся удар ребром ладони в сонную артерию (рис. 23). Ваши пальцы уходят вниз, на внутреннюю поверхность его локтя. Одновременно захватите кисть противника так, чтобы ваш большой палец оказался между большим и указательным пальцами его руки. Остальные ваши пальцы обхватывают ребро его ладони (рис. 24). Развернитесь на 45° и, потянув локоть противника к себе, выверните его кисть так, чтобы пальцы оказались обращены вверх (рис. 25). Противнику не останется ничего другого, как упасть на колени. И тем открыться для вашего удара (рис. 26).

Этот прием позволяет молниеносно захватить запястье противника, принуждая его освободить ваше.

Противник поймал ваше запястье. Нанесите ему удар ладонью (рис. 27). Быстро подведите ударную руку под руку противника так, чтобы она оказалась поверх вашего запястья. Ваши перекрещенные руки должны касаться друг друга (рис. 28). Потяните их вверх и к себе (рис. 29). Запястье противника будет захвачено, а его рука выпрямлена. Вскиньте обе руки вверх, окончательно освобождая свое запястье и отбивая руку противника (рис. 30).

Если противник захватил запястье одной из ваших поднятых рук, вы можете освободить его, применив предыдущую технику «наоборот». Ударьте противника, как в предыдущем захвате. Отведите вашу ударную руку назад так, чтобы ваше предплечье находилось между вашей кистью и запястьем противника (рис. 31). Уводя свои руки вниз, захватите его запястье (рис. 32). Продолжив движение, вырвите свое запястье из захвата.

Вам удалось двумя руками захватить запястье противника и потянуть его руку на себя (рис. 33). Резко надавите своим предплечьем на его предплечье так, чтобы захваченная рука оказалась прижатой к вашей груди (рис. 34). Повернитесь на 90°, доворачивая кисть противника от себя. От боли он рухнет перед вами на колени (рис. 35).

Противник схватил вас за одежду. Зафиксируйте его кисть так, чтобы ваш большой палец оказался между его большим и указательным пальцами, а остальные обхватывали ребро его ладони. Разверните корпус и ударьте его через руку кулаком в челюсть (рис. 36). Затем удар локтем в его предплечье и давим локтем же вниз, выворачивая кисть противника. Стремясь уменьшить болевые ощущения, он «пойдет» за выворачиваемым суставом (рис. 37). Добейте его еще одним ударом в челюсть (рис. 38).

Вам удалось захватить запястье и локоть противника (рис. 39). Согните их, сделав шаг в сторону (рис. 40). Потяните его руку на себя обеими руками, чтобы захватить запястный сустав, и проведите залом кисти противника (рис. 41).

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

11. Захваты и освобождения от них 11.1. Общие положения Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому

Из книги Тактика борьбы самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

11.2. Освобождение от захвата за запястья двумя руками Пример 1 (рис. 22)Ситуация (рис. 22а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.Решение (рис. 226 - 22в): при освобождении необходимо развернуться корпусом назад и вправо с

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

1. ЗАХВАТЫ ДЛЯ НАПАДЕНИЯ Захваты для нападения играют решающую роль как при борьбе стоя, так и при борьбе лежа.Захваты для нападения при борьбе стояЗахваты при борьбе стоя служат для нападения как бросками, так и болевыми приемами, подготавливаемыми непосредственно из

Из книги Хапкидо для начинающих автора Мастер Чой

Захваты 1. Борьба: удушения (контроль воздуха), захваты ног, удержания.2. Дзюдо: выкручивание суставов, удушения, тайминг (соотношение

Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

Освобождение от захвата запястья правой руки Противник захватывает запястье вашей правой руки своей правой рукой.Разверните кисть вашей правой руки снизу-вверх по часовой стрелке вокруг запястья правой руки противника так, чтобы ладонь вашей правой руки упиралась об

Из книги Растяжка-расслаблением автора Цацулин Павел

Освобождение от захвата запястья левой руки Противник захватывает запястье вашей левой руки своей правой рукой.Перенесите вес тела на правую ногу. Разворачивая носок левой ноги слева-направо выполните резкое движение левой рукой вправо. Освободившись от захвата

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

5. Захваты за конечности Эта часть книги будет неожиданно подробной и прикладной. Дело в том, что практика преподавания показывает: попав в «замок» или захват, человек теряется и начинает бестолково вырываться, из-за чего пропускает решающий удар. А все потому, что

Из книги Спецприёмы рукопашного боя [Практическое пособие] автора Петров Максим Николаевич

б. Захваты за корпус Захват за одежду на груди – из той же оперы, что и захват за плечо. Накрывай руку нападающего своей, а другой одновременно с шагом назад дави на его предплечье против естественного сгиба (рис.25). Противника поведет вперед, и ты сможешь ударить его ногой

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Из книги автора

Из книги автора

Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава. Помните, что подвижность

Из книги автора

ЗАХВАТЫ ГОРЛА Мы начнем с самого простого - с захвата за горло одной рукой. Вытянутая рука захватывает горло противника обычным способом: большой палец с одной стороны, остальные - с другой. Как прием нападения этот захват не имеет никакого смысла, но он часто

Из книги автора

Болевые приёмы на суставы являются основной техникой в Современном Джиу-джитсу для достижения победы над противником (на втором и третьем местах стоят соответственно удушающие приёмы и ударная техника).

В Современном Джиу-джитсу допустимы любые болевые приёмы на любые суставы.

Болевые приёмы возможны при любых положениях противников:

  • оба противника стоят;
  • один лежит;
  • второй стоит;
  • оба противника лежат, т.е. находятся в партере.

Наиболее надёжны болевые в положении, когда оба противника находятся в партере. Болевые приёмы в стойке имеет смысл делать только в том случае, если один из них существенно опытнее второго. На более опытном противнике, или даже на равном по опыту, подобные болевые в большинстве случаев работать не будут.

По месту воздействия можно выделить такие группы болевых приёмов, как:

  1. Болевые приёмы на кисти
  2. Болевые приёмы на локтевые суставы
  3. Болевые приёмы на голеностопы
  4. Болевые приёмы на колени

Болевые приёмы на оставшиеся суставы, — плечевой и тазобедренные, имеют малую практическую ценность, т.к. эти суставы окружены мощными мышцами и имеют хорошую подвижность. Оба эти фактора сильно затрудняют болевые воздействия на эти суставы.

По способу воздействия все болевые приёмы можно разделить на четыре большие группы:

Болевые приемы на пальцы и кисти для освобождения от захватов - уроки борьбы

Практическая ценность подобных болевых приёмов относительно невелика вследствие хорошей подвижности, гибкости и чувствительности пальцев. В основном, подобные приёмы носят вспомогательную роль для отвлечения внимания противника при подготовке основного приёма, либо служат в качестве контрприёма для разъединения рук противника при его захватах и обхватах.

Однако на малоопытных или неосторожных противниках удаётся сделать и настоящие болевые приёмы на пальцы рук. В большинстве случаев все болевые на пальцы рук сводятся либо к рычагам на их суставы, либо к дожимам большого пальца или мизинца.

При болевых воздействиях на пальцы рук старайтесь одновременно захватить только один или два пальца, захват трёх или большего числа обычно заканчивается неудачей, — противник освобождается от такого захвата.

Болевые приёмы на кисти

Болевые приёмы на кисти намного более ценны, нежели болевые на пальцы рук и представляют собой группу дожимов и скручиваний. Рычагов на кисть не бывает.

Видео: переход с классического болевого на обратный узел руки

В большинстве случаев, прежде чем делать болевой на кисть, имеет смысл сделать узел на кисть. Узел на кисть ценен тем, что на относительно слабые мышцы одной кисти удаётся воздействовать более мощными мышцами обоих предплечий, или ещё более мощными мышцами корпуса. Помимо этого, противнику довольно сложно освободиться от такого захвата.

В случае дожима кисти с узлом на кисть из позиции верхом необходимо упирать локоть противника в собственный корпус, тем самым, ограничивая свободу движений в конечности противника.

Узлы на кисти можно использовать как вспомогательные приёмы при выходах на болевые на локти, а так же и как полноценные болевые приёмы в комбинациях с болевыми воздействиями на локти. Например: рычаг локтя корпусом лёжа на спине, рычаг локтя корпусом лёжа на животе, рычаг локтя корпусом лёжа на боку с захватом ногами за шею, скручивание локтя с узлом на локоть/кисть из позиции верхом.

Болевые приёмы на локтевые суставы

Болевые приёмы на локтевые суставы представляют собой самую многочисленную группу болевых приёмов, делятся на группу рычагов и скручиваний. Дожимов на локти не бывает. Болевые приёмы на локти можно сделать из очень многих позиций и обычно, если противник взят на болевой на локоть, освободиться ему уже практически невозможно.

Что бы сделать данный болевой из позиции боковой захват за шею, берём свободной рукой ближайшую руку противника и перегибаем её через своё бедро. Захватывать руку противника необходимо так, что бы чётыре пальца своей руки оказались бы сверху, иначе противнику будет легко освободиться.

Если рука противника, перегибаясь, достигает земли, то надо либо приподнять свою ногу от пола, либо подложить дополнительно вторую ногу.

В случае необходимости для усиления воздействия можно помочь себе второй ногой, накладывая её сверху на руку противника и помогая ей перегибать руку через бедро.

Рычаг локтя корпусом лёжа на спине — самый классический вариант рычага локтя. Обычно делается либо из позиции верхом, либо из позиции снизу с захватом верхнего. Для окончания поединка необходимо, плотно прижимая руку противника к своей груди, прогнуться на мостик, опираясь на пол плечами.

Внимание! Будет ошибкой, если локоть противника не будет упираться в нижнюю часть живота, в этом случае либо не удастся сделать сам болевой, либо противник высвободит свой локоть и уйдёт от болевого приёма.

Рычаг локтя корпусом лёжа на животе — очень похож по своей сути на предыдущий приём, отличаясь от него только тем, что оба противника лежат на животах, а не на спинах. Обычно делается либо из позиции верхом, либо из позиции снизу с захватом верхнего. Для окончания поединка необходимо, плотно прижимая руку противника к своей груди, прогнуться назад.

Дополнительно в данной позиции можно сделать дожим кисти, захватив её узлом или близким к нему захватом.

Внимание! Руку противника необходимо захватывать как можно глубже, и плотнее, что бы противник не смог бы выдернуть свой локоть, встав на колени и даже поднявшись в стойку.

Рычаг локтя корпусом лёжа на боку с захватом шеи ногами схож с классическим рычагом на локоть, отличаясь от него только дополнительным захватом ногами за шею. Этот захват ногами позволяет комбинировать болевой на локоть с удушением противника, что существенно осложняет положение противника.

Дополнительно в данной позиции можно сделать дожим кисти, захватив её узлом или близким к нему захватом.

Внимание! Захватывать шею и руку противника необходимо как можно глубже, что бы на шею противника попали колени, а не голени, иначе у противника появляется шанс вырваться из захвата.

Рычаг локтя корпусом лёжа на лопатках обычно является очень неожиданным для противника приёмом. Делается он, в основном, из позиции лёжа на спине с захватом верхнего. Существует масса вариантов выхода на данный приём, в качестве дальнейшего продолжения возможно падение обоих противников либо на спину, либо на живот с выходом в один из двух классических рычагов на локоть.

Внимание! Необходимо плотно и глубоко захватывать руку противника, не давая ему вырвать свою руку из захвата. Захват должен быть таковым, что бы болевой приём можно было бы сделать, даже вися на руке противника в случае отрыва атакующего от земли. Для улучшения захвата рекомендуется сгибать свою ногу в колене с захватом за шею противника, — левая нога нижнего на фотографии.

Обратный рычаг локтя корпусом лёжа на спине обычно является вспомогательным приёмом, выход на него делается, например, при неудачном исполнении рычага локтя корпусом лёжа на спине, при разъединении рук противника, если он их соединил между собой при попытке сделать классический рычаг локтя.

В отличие от предыдущих рычагов, в данном случае надо не откидываться назад и не прогибаться, а, наоборот, согнуться в пояснице вперёд, и опирая руку противника на своё плечо, прижимать его локоть к себе. При этом свои ноги надо согнуть в коленях, не давая тем самым противнику откатиться и вытащить свою руку.

Скручивание локтя с узлом на локоть или кисть из позиции верхом очень похоже на обычный узел на кисть и позволяет сделать болевое воздействие на локоть, выкручивая его наружу с опорой на своё бедро.

Данный приём является комбинированным болевым воздействием, т.к. способен вызывать болевые ощущения помимо локтевого сустава ещё и в плечевом и лучезапястном суставах.

Скручивание локтя с загибом руки за спину лёжа на спине делается с захватом локтя на обратный узел из позиции снизу с захватом верхнего. Иное, более распространённое название данного приёма — загиб руки за спину.

Данный приём является комбинированным болевым воздействием, т.к. способен вызывать болевые ощущения, как в локтевом, так и в плечевом суставах.

Иногда, при попытке выхода из позиции снизу с захватом верхнего на рычаг локтя корпусом лёжа на лопатках не удаётся перекинуть ногу через голову противника, и она остаётся у него плече. В этом случае имеет смысл сделать скручивание локтя с захватом шеи ногами лёжа на спине, — весьма неожиданный и эффективный и болезненный приём.

Внимание! Скручивание локтя происходит не за счёт силы рук, а за счёт давления бедром на локоть вследствие скручивания нижним своего корпуса в пояснице. Глядя на фотографию, может создаться впечатление, что нижний скручивает локоть противника за счёт силы своих рук, но на самом деле его руки только удерживают руку противника, а основное болевое воздействие происходит за счёт воздействия правой ноги атакующего влево и вверх путём скручивания его корпуса.

Ущемление бицепса — это болевой приём не на сустав, а на мышцы вблизи локтевого сустава, на бицепс или на мышцы предплечья.

Для надёжного проведения данного приёма, необходимо отклоняясь назад и вытягивая локоть на себя, прижимать запястье противника вниз. Прижимать можно либо рукой, либо ногой, перекинув её сверху и взявшись за неё рукой.

Ущемление бицепса позволяет либо сразу же завершить поединок болевым воздействием на мышцы, либо расцепить руки противника и выйти на рычаг локтя корпусом лёжа на спине.

Внимание! Иногда встречаются противники малочувствительные к данному болевому воздействию, в таком случае в данной ситуации для разъединения рук противника следует переходить либо на обратный рычаг локтя, либо использовать узлы на кисти или болевые приёмы на пальцы.

Болевые приёмы на голеностопы

Видео: Болевые на ноги для MMA от мастеров. Артак Назарян и Маршалл Савчук.

Болевые приёмы на голеностопы — очень эффективный, быстрый и надёжный способ завершения поединка. Применение данных приёмов возможно при любом взаимном положении противников, т.е. когда оба противника находятся в стойке или оба в партере, либо когда один из них лежит, а второй стоит, см. далее 1,2,3.

Ценность данных приёмов, да и вообще позиции с захватом ногами за ногу, в том, что её очень легко занять, а, следовательно, и выйти на данные болевые приёмы из очень большого числа позиций, и неожиданно для противника. К тому же данной техникой можно даже атаковать стоящего противника из собственного положения лёжа.

Скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу — один из наиболее травматичных приёмов Современного Джиу-джитсу. Чувствительность и подвижность суставов ног человека существенно ниже, чем суставов рук. А при исполнении данной техники противник вообще может не чувствовать болевых ощущений до тех пор, пока не наступит травма голеностопа. Поэтому данный приём, как при отработке техники, так и во время поединков надо применять с большой осторожностью.

Внимание! Внешнюю ногу обязательно перекидывайте через ногу противнику ему на живот, иначе захват ноги противника будет недостаточно надёжным и он сможет освободиться. Положение внутренней ноги — неважно. Обе ноги следует сгибать в коленях и подтягивать к себе, иначе противник может атаковать ваши ноги аналогичными приёмами.

Аналогичный предыдущему приёму приём, выполняемый, в данном случае, из положения лёжа на спине против стоящего противника. Для выхода на данный болевой необходимо как бы обвить ногу противника изнутри наружу своей ногой. Затем, вставая на лопатки, захватить сгибом своего локтя пятку противника и продолжать скручиваться и скручивать пятку. Через какой то момент противник либо сдастся от болевого воздействия на голеностоп, либо упадёт в партер. В этом случае болевой приём сведётся к предыдущей технике — скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу.

Данный болевой приём является как бы обратным к скручиванию пятки стоящего противника из партера. Выход на данный болевой приём можно сделать, например, после броска противника с захватом за две ноги и дальнейшим его переворотом на живот, или освободившись от захвата и поднявшись из позиции с захватом верхнего.

Внимание! Данный приём следует исполнять крайне осторожно, т.к. подвижность и чувствительность суставов ног очень небольшая и есть риск повредить голеностоп прежде, чем противник успеет почувствовать болевые ощущения.

Болевые приёмы на колени

Ценность болевых приёмов на колени несколько ниже, чем ценность болевых приёмов на голеностопы, и но, тем не менее, они активно применяются во время ведения поединков. Болевые приёмы на колени являются как бы смежными приёмами к болевым воздействиям на голеностопы, что позволяет оперативно переключаться между этими двумя группами приёмов.

Помимо положения ступни противника за плечом атакующего можно просто обнимать ногу противника руками и прижимать её к своей груди. При обоих захватах для болевого воздействия на колено необходимо прогибаться назад.

Внимание! Данный приём следует исполнять осторожно, т.к. подвижность и чувствительность суставов ног очень небольшая и есть риск повредить колено прежде, чем противник успеет почувствовать болевые ощущения.

Скручивание колена, воздействуя на пятку

Если в болевом приёме скручивание пятки из позиции с захватом ногами за ногу поместить ступню противника не под разноимённое своё плечё (как показано на фотографии), а под противоположное одноимённое плечё, и производить аналогичное скручивающее воздействие на пятку, то болевые ощущения будут возникать не в голеностопе, а в колене захваченной ноги,

Внимание! Данный приём следует исполнять очень осторожно, т.к. противник практически не может сопротивляться этому болевому воздействию и есть большой риск повредить ему колено.

Данных приём является болевым воздействием не на сустав, а на икроножную мышцу. Захват руками в данной технике образует узел. Применяется данный болевой в основном как контрприём при защите от скручивания пятки.

Захватив и отгибаясь корпусом назад можно сделать болезненное воздействие на икроножную мышцу противника. Для усиления болевого воздействия атакующий на фотографии мог бы схватить правой рукой свою левую ногу, перекинув ногу через бедро противника.

Видео: Семинар Федора Емельяненко. Как делать болевые приемы и как защищаться от них

Часто болевые приёмы на суставы производятся не на один конкретный сустав, а на два, обычно смежных сустава одной конечности. Подобные болевые приёмы называются комбинированными. Ценность комбинированных болевых приёмов в том, что они рассеивают внимание противника между несколькими суставами и тем самым повышают шансы его победить.

Хорошо комбинируются между собой лучезапястный и локтевой суставы, в качестве примеров можно взять рычаг локтя корпусом лёжа на спине или на животе с дополнительным узлом на кисть, либо скручивание локтя с узлом на локоть/кисть из позиции верхом, а так же скручивание локтя с загибом руки за спину лёжа на спине. В ряде случаев скручивание пятки дополнительно приводит к болевому воздействию на колено.

Рычаг на сустав — это воздействие, при котором сустав разгибается дальше его физической возможности. Характерные примеры таких воздействий: рычаг локтя корпусом и рычаг колена корпусом.

Дожим на сустав — это воздействие, при котором сустав сгибается дальше его физической возможности. Характерный пример такого воздействия дожим кисти.

Скручивание сустава — это воздействие, при котором сустав выкручивается по своей оси дальше его физической возможности. Характерные примеры таких воздействий: скручивание кисти, скручивание пятки, скручивание колена.

Ущемления — это болевые не на суставы, а на мышцы возле суставов. В процессе ущемления происходит передавливание мышцы снаружи конечностью противника, а изнутри о собственную кость лежащую под данной мышцей. Примеры таких воздействий: ущемление бицепса, ущемление икроножной мышцы и ущемление шейных мышц.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png