Однажды мой племяш занялся культуризмом. Сразу же встал вопрос питания. Варианта было два - чисто белковый рацион, преимущественно из рыбно-куриного мяса для наращивания мышечной массы. Второй варинат - рацион более сбалансирован и разнообразен, преимущественно включал вегетарианскую пищу. Племяш не вегатарианец, но стремление к фигуристому накачанному телу было очень сильным. В разговоре с ним затронули тему гладиаторов древнего Рима и я вспомнил, что они были вегетарианами. Мне самому стало интересно и я поискал про них информацию. Так появилась эта статья. Может кому-нибудь будет тоже интересно)

Существует много мифов относительно гладиаторов и их сражений на арене. Западный кинематограф снимает сериалы и отдельные фильмы, по сути не имеющие ничего общего с историческими реалиями того времени. Давайте разбираться - где правда, а где миф, основываясь на исторических документах. Меня больше всего интересует питание гладиаторов, помогающее вынести тяжёлые физические нагрузки, бои и способствующее скорому заживлению ран. Но… начнём с начала.

Гладиаторы в древнем мире были очень популярны и узнаваемы в лицо. С некоторых из них, особо популярных, делались слепки и ваялись профили, отливались статуи, их подвиги изображали на сосудах и предметах интерьера. Гладиаторы были из разных социальных слоёв - ошибочно думать, что все гладиаторы были рабами. Первоначально, конечно, так и было - на арену выпускали тех, кого взяли в плен, купили на невольничьем рынке, поймали за убийство или воровство, попавших в долговую яму. Бои на арене устраивались на потеху публике и во время важных религиозных праздников как дар Богам и Богиням. Со временем, чтобы бои были более зрелищные, гладиаторов выбирали тщательнейшим образом и готовили специально для боёв.

Миф о том, что гладиаторы на арене гибли как мухи - не больше, чем миф. Жизнь гладиатора стоила очень дорого - гладиатор до выхода на арену должен был несколько месяцев тренироваться, подготовка занимала очень много времени, и поэтому гладиаторов берегли. Наряду с боями на арене между людьми, практиковались и бои между гладиаторами и зверями. В противовес человеческой жизни выходили быки, львы, тигры и крокодилы. По большим праздникам специально привозили Индийских слонов. Особо отличившихся и понравившихся публике гладиаторов одаривали деревянным мечом, символизировавшим свободу. Гладиаторы, «выйдя на свободу», вновь подписывали контракт и выходили на арену. Привыкшие к рёву публики, уважению и ежедневным тренировкам гладиаторы не мыслили себя вне стен арены и тренировочного барака.

Как свидетельствуют раскопки и обрывки истории - успешные гладиаторы были очень состоятельными людьми, имевшими своё поместье, семью и детей. Не обошла участь гладиаторской жизни и некоторых императоров, например Коммода, правившего в 176-192гг. Жажда славы, а может быть и адреналин, толкали императора на всё новые и новые бои. Император приказал каждый его выход на арену отмечать в исторических справках, благодаря чему можно с уверенностью сказать, что это было 735 раз. Много это или мало? За 20-30 боёв гладиатор мог получить свободу. Если гладиатор участвовал в 50 боях и сумел при этом выжить, то его популярность могла сравниться с популярностью нашей Примадонны в эпоху Советского времени. Таким гладиаторам прощалось многое, их люди любили и почитали за богов, увековечивая бюсты и профили в анналах истории.

Гладиаторы должны были обладать следующими ценностями:

  1. Fortitudo (сила)
  2. Disciplina (дисциплина)
  3. Constantia (выдержка)
  4. Patientia (терпение)
  5. Contemptus mortis (презрение смерти)
  6. Amor laudis (жажда славы)
  7. Cupido victoriae (жажда победы)

Это объясняет, почему народ терпел императора-гладиатора, напрочь забывшего о государстве. В 192 году 31 декабря, в результате заговора, Коммоду убили, что вызвало волну негодования по всему Риму, у которого отобрали их «земного бога».

Однако боями на арене гладиаторские бои не ограничивались, продолжаясь боями на воде. Бои на кораблях назывались навмахии, от греч. «Ναυμαχία» — морская битва. Первое морское сражение история запечатлела в 46г. до н.э. Организатором морской битвы стал Гай Юлий Цезарь, положивший начало совершенно новому направлению в зрелищных битвах. Для этого боя было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. Чтобы оценить размах сражения и подготовки к нему - достаточно сказать, что на озере размещалось 16 галер с 2 тысячами гладиаторов в них. Другим крупным сражением на этом же озере была имитация саламинского сражения между грецкими и персидскими флотами, участвовало 24 боевых корабля и 3000 гладиаторов. Крупнейшей же навмахией стало «шоу» по приказу императора Клавдия. Вместить 50 боевых кораблей и 20 тысяч гладиаторов смогло озеро Фучино близ Рима. Особенностью «морских» баталий было то, что на них не было места персональным или личностным сражениям - успех зависел от слаженной работы команды, поэтому только на таких баталиях кровь и текла рекой.

На навмахию Клавдия собралось более полумиллиона зрителей. Все гладиаторы, оставшиеся в живых, были освобождены от гладиаторских обязательств и выпущены на свободу. Исключение составили экипажи нескольких галер, уклонявшихся от основного сражения.

Не смотря на серьёзность битв, были случаи, когда на арене шутили. Так в правление императора Галиена тореадор не мог поразить быка за 10 попыток, но, тем не менее, удостоился лаврового венка победителя. Когда публика ревела в негодовании, император через глашатаев объявил, что награждает победителя за то, что он сделал невозможное - невозможно не поразить быка за такое количество попыток… Своеобразная, конечно, шутка. Другая история свидетельствует о ювелире, который обманул жену императора, вручив кольцо с фальшивыми драгоценностями. Трясущегося ювелира вывели на сцену, объявив, что тот будет сражаться со львами. Однако выпустили под общий смех публики петухов.

Быт гладиатора был похож на современные солдатские будни - гладиаторы жили в бараках, запиравшихся на ночь. Утром их ждал завтрак и многочасовые тренировки. Перед заходом солнца - ужин и сон. Дисциплина была жёсткой, а тренировки тяжёлыми. К гладиаторскому бараку был прикреплён лекарь, который часто осматривал солдат на предмет их физического и морального здоровья, составлял рацион питания и рекомендовал интенсивность тренировок.

Нельзя не поговорить и о гигиене, которой римские врачи уделяли большое внимание. Пословица - «Лучше предотвратить болезнь, чем её лечить» - как раз из Рима. Гигиена была на высшем уровне, чистоте питьевой воды, продаваемым фруктам и овощам уделялось самое пристальное внимание. Специальные служащие проверяли на чистоту все питьевые водоёмы и весь продаваемый товар.

Питание у гладиаторов, как это не парадоксально, было строго вегетарианским, а вино, развлечения с женщинами и знатные пирушки после боя - удел режиссёрской фантазии и правящей элиты Рима. Вином гладиаторы удостаивались лишь по большим праздникам, что было крайне редко, но и то, не для всех. Римская цивилизация славилась не только своей высокой культурой, но и медициной, которая была очень прогрессивна для того времени. Читая трактат врача Атеная, понимаешь, что он актуален и сейчас:

  • Не следует пить молока, чтобы не заболеть (молоко римляне в чистом виде не пили и всегда разбавляли водой).
  • На ночь не стоит употреблять тяжёлую пищу.
  • Здоровая пища - это фрукты и мучные изделия.
  • Не следует кушать сдобный хлеб, сырое мясо, изюм и копчёности.

Пищу готовили с большим количеством специй, компенсируя таким образом недостаток вкусов и питательных микроэлементов. Пищу не солили. Соль использовалась как консервант для продуктов, чтобы они не пропали, поэтому пища была ароматной и всегда свежей. Древние врачи изучали действия тех или иных продуктов на организм, отмечая свои наблюдения и записывая результаты, благодаря чему множество трудов дошло до нашего времени.

Еда, только попавшего в гладиаторский барак новобранца, включала в себя похлёбки и каши, похлёбка была своеобразной диетой для очистки организма от «прежней» пищи. Рецепт одной из похлёбок включает в себя смесь муки, мёда, тёртого сыра, оливкового масла и воды. Уже потом, спустя время, новобранцу разрешалось употреблять в пищу каши, а позже и основные блюда. К основным блюдам можно отнести ячневую крупу и фасоль. Фасоль употребляли с большим количеством овощей. Также в рационе были сухофрукты и минеральная вода.

В рационе гладиаторов было одно блюдо, которое «некая национальность» выдаёт за собственное изобретение. В том виде, в котором есть сейчас - возможно, но первый рецепт и сама идея принадлежит Греции, откуда перенял Рим! Это… борщ!!! «Умойтесь», братья и сёстры из родственной Украины. С салом - это ваше изобретение, а вот питательный, полезный и вкусный - это греческое… Для борща специально выращивали свёклу и капусту. Удивительно, но… самым целебным в борще считали капусту. В рацион не только гладиаторов, но и всего Рима входило огромное количество рецептов на основе капусты. Даже Цицерон посвящал капусте свои хвалебные оды. Рецептов борщей было очень много, именно Римляне догадались, прежде чем варить борщ, обжарить в масле свёклу.

Хлеб, который пекут, как уже писалось выше - не входил в рацион гладиаторов, но его заменяли ячменные лепёшки. Пили воду или напиток на основе забродившего ячменя - квас в нашем понимании. Пиво в Риме варили, но этот напиток был удел бедняков и низшего сословия.

Очень любопытно, что, прежде чем новичка допускали до тренировок, должно было пройти 1-2 месяца вегетарианской диеты. Через 4 месяца уже можно было заниматься тяжёлыми тренировками и тренировками с оружием. Только через год можно было выходить на арену, и дело тут вовсе не в том, что за год бойцов готовили к сражению, были ведь и опытные пленные воины. А в том, что на растительной пище бойцы быстро набирали нужный вес, кости приобретали крепость, организм очищался от шлаков, которые вызывали излишнее перенапряжение в мышцах и снижали скорость реакции гладиатора, мешая его победе. Гладиаторы были отнюдь не мускулистыми и поджарыми «голливудскими бугаями», а крепкими мужчинами плотного телосложения с небольшим «брюшком». Жировая прослойка защищала организм от падений, ударов и травм.

Исследователи из Медицинского университета Вены, проанализировав несколько тысяч костей, принадлежащих гладиаторам, подтвердили факт вегетарианского питания. Сравнив кости гладиаторов с костями «рядовых жителей Рима», учёные отметили, что у гладиаторов, по химическому составу, кости крепче.

Почему же вегетарианское питание было обязательным для гладиаторов? Учёные считают, что вегетарианская диета помогала им оставаться сильными, а слой жира служил дополнительной защитой от холодного оружия при поединках. Стронций, содержащийся в растительной пище, укрепляет кости и способствует скорейшему заживлению ран. Подкожно-жировая клетчатка, при вегетарианском питании, плотная и хорошо снабжается кровью. При мясном питании - она очень рыхлая и кровоснабжение очень затруднено. Не верите? Проверьте…J

Вегетарианское питание очень лёгкое для пищеварительной системы, пища быстрее усваивается и переваривается, лёгкость в теле появляется уже через полчаса после приёма пищи. В организме не образуются токсины, не происходит перенапряжение желудочно-кишечного тракта от излишней его работы. Ведь даже Гиппократ писал, что говядина вызывает меланхолию и плохо переваривается желудком. Он рекомендовал употреблять в пищу бобы и злаковые, что получило широкое распространение.

Уж если гладиаторы со своими интенсивными тренировками, повышенными физическими нагрузками и частыми множественными травмами отдавали предпочтение растительной пище, может стоит задуматься о рационе своего питания…

Гладиаторами были люди разных национальностей, попавших в рабство, но ставших среди десятков тысяч римских рабов настоящей элитой. Теми, кто постоянно оттачивал своё фехтовальное мастерство, только за тем, чтобы сразиться насмерть на потеху публике.

Из истории Римской империи известно – на аренах друг против друга выставлялись бойцы разных классов. Они отличались не только техникой ведения боя, но и амуницией.

Мурмиллон, в переводе с латинского «морская рыба». Название пошло от украшения в виде рыбы на закрытом тяжёлом шлеме. Предплечье, рука и ноги мурмиллона были защищены доспехами, а вооружался он щитом и сорокасантиметровым мечём – гладиусом. Против такого бойца обычно сражался ретиарий – то есть рыбак. Кроме одной металлической пластины на плече, тело ретиария ничем не защищено. Но зато оружие куда более экзотично – в правой руке длинный трезубец, а в левой рыболовная сеть. Задача ретиария сетью захватить противника и повалить его в песок. А трезубцем можно выхватить гладий или сделать подсечку.

Но иногда одна только сеть в руках ретиария становилась смертоносным оружием. Она была утяжелена по периметру. И её можно было использовать как цепь.

Бои мурмиллонов с ретиариями – это классическая комбинация гладиаторских поединков на аренах древнего Рима. Всего видов и классификаций гладиаторов существовало больше 20! Все они наносили друг другу совершенно разные повреждения. К примеру, скиссор кроме гладиуса был вооружён коротким ножом с двумя лезвиями и одной рукояткой. Им, не нанося глубоких ран, скиссор резал артерии врага, пока тот не истекал кровью. А димахер сражался только двумя кинжалами.

Но существовал и вид гладиаторов, противниками которых на арене выступали не люди, а дикие животные. Их называли венаторами. Это были гладиаторы, приговорённые к бою со львами за какое-либо преступление. Шансов выжить у них было немного.

В боях, как против диких зверей, так и против друг друга гладиаторы часто использовали дротики или копья.

В широком замахе таким копьём можно было перерезать горло как кинжалом, только не сокращая дистанцию с противником. Или метнуть с нескольких метров.

Но кроме разного вооружения, защиты и техники гладиаторы различались между собой и по весовым характеристикам. Кто-то двигался гораздо медленнее, кто-то быстрее. Но драться, передвигаясь по песку на ярком солнце было непросто в любом весе. Поэтому металлическими доспехами чаще всего защищалась только рука, держащая оружие, и одна нога – та, что чаще выставлялась вперёд. Щит, если он был, выполнял двойную функцию. Для защиты и атаки.

Гладиаторский поединок для римлян был одновременно драматическим спектаклем, цирковым представлением и боксёрским матчем. Эти действа организовывались заранее специальными людьми – эдиторами. Эдиторы готовили площадку для боя, занимались рекламой и распространяли билеты. Каждый желающий мог поставить на одного из бойцов любую сумму.

Тренировались гладиаторы в специальных школах, которыми руководил ланиста – то есть одновременно тренер и управляющий группой гладиаторов. В особо перспективных бойцов вкладывались немалые деньги. В этих школах военнопленных и преступников, которые считались рабами, обучали навыкам, необходимым для того, чтобы сражаться насмерть. Ланиста следил за тем, чтобы его гладиаторы хорошо питались, и не болели. Ведь они считались собственностью гладиаторской школы, и приносили невиданный доход. Но некоторые гладиаторы не были рабами, а шли на риск только ради денег или острых ощущений.

Первым делом учителя фехтования учили подопечных управляться с деревянным мечём, и только после успешных занятий те получали стальной. А по окончании школы участвовали в так называемой «Либера цена» - общем пире, где зрители могли познакомиться с характеристиками бойцов, и подумать о ставках. При этом, во времена императора Нерона, часто ставили на женщин. Ведь именно слабый пол пользовался тогда у зрителей особым спросом в качестве гладиаторов.

Парадокс заключался в том, что гладиаторы, вышедшие из многих боёв победителями, становились невероятно популярны в обществе, зарабатывали за один бой больше чем римский солдат за целый год, имели собственное жилище, но при этом всё же оставались рабами. А профессия ланисты в Риме считалась постыдной – ведь он, как и сутенёр, торговал телами. То есть гладиаторское ремесло многими приравнивалось к проституции.

В школы гладиаторов попадали рабы разного возраста и национальностей. Но до зрелости доживали не многие. Жизнь раненого на арене гладиатора чаще всего зависела от публики. Если по каким-то причинам у большинства он вызывал симпатию, зрители голосовали за жизнь, показывая кулак со спрятанным большим пальцем. Когда выбирали смерть – большой палец вытягивали в сторону. И победивший выполнял волю толпы, для того, чтобы в следующем бою, возможно, погибнуть самому.

Любимые публикой и порой презираемые элитой, римские гладиаторы были героями античности. В течение почти семи веков они притягивали толпы народа к аренам и амфитеатрам, показывая свое умение, силу и ловкость. Кровавые бои гладиаторов были в равной мере спортом, театральной постановкой и хладнокровным убийством.

Вот несколько фактов о таинственных воинах, ставших столпом самого массового, жестокого и популярного развлечения, которое сохнанила история Древнего Рима.

Не все гладиаторы были рабами

Большая часть первых воинов была привезена в гладиаторские школы в цепях, однако к первому веку н. э. соотношение рабов и свободных людей очень изменилось. Крики и признание толпы, трепет и возбуждение привлекали в школы гладиаторов множество свободных людей, которые надеялись получить славу и деньги. Эти вольные птицы были чаще всего отчаявшимися людьми, которым нечего было терять, либо бывшими солдатами, обладавшими необходимой подготовкой и знаниями для боев на арене. Иногда к строю гладиаторов временно примыкали некоторые патриции и даже сенаторы, желающие показать свою военную подготовку.

Бои гладиаторов изначально были частью похоронной церемонии

Большинство современных историков настаивает на том, что выступления гладиаторов на арене берут корни из кровавой традиции устраивать бои между рабами или преступниками на похоронах выдающихся аристократов. Такого рода кровавый некролог следует из поверья древних римлян о том, что человеческая кровь очищает душу умершего. Таким образом, эти жестокие обряды замещали собой человеческое жертвоприношение. По случаю смерти своего отца и дочери Юлий Цезарь организовал бои между сотнями гладиаторов. Представления пользовались массовой популярностью и в первом веке до н. э. Древний Рим стал устраивать гладиаторские бои всякий раз, когда правительству необходимо было успокоить, отвлечь или заручиться поддержкой толпы.

Они не всегда бились насмерть

Несмотря на популярное изображение гладиаторских боев в литературе и кинематографе как стихийных и бесконтрольных кровопролитий, большинство из них осуществлялось согласно строгим правилам. Чаще всего бои были один на один между гладиаторами схожего телосложения и с равным боевым опытом. Судьи присматривали за сражением и останавливали его, если один из противников получал серьезное ранение. Иногда бои оканчивались ничьей, в случае если они были слишком затянуты. Если гладиаторам удавалось показать интересное представление и довести толпу до восторга, обоим противникам позволялось покинуть арену с честью.

Знаменитый жест «палец вниз» не означал смерть

Когда гладиатор был серьезно ранен или предпочитал признать поражение, откинув оружие в сторону, решить его судьбу предоставлялось зрителям. Различные художественные произведения часто описывают толпу с выброшенными вверх указательными пальцами, если зрители желали спасти проигравшего. Но, вероятно, это мнение не совсем верно. Историки полагают, что жест пощады был иным - спрятанный в кулак большой палец. Дело в том, что палец символизировал меч, и им толпа показывала, как именно нужно было убить проигравшего: палец вверх мог означать перерезанное горло, палец в сторону - удар мечем между лопаток, а палец вниз - глубокий удар мечем в шею, по направлению к сердцу. Жесты зачастую сопровождались громкими криками с требованием отпустить или убить.

Гладиаторы делились на типы и классы, согласно видам боев и опыту

К открытию Колизея в 80 году н. э., бои гладиаторов стали высокоорганизованным, кровавым спортом со своими направлениями и видами оружия. Деление бойцов на классы происходило по их уровню подготовки, опыту на арене и весовой категории. Разделение на типы зависело от выбора оружия и вида боев, самыми популярными типами были мурмиллоны, гопломахи и фракийцы, оружием которых были меч и щит. Были также эквиты - всадники, эсседарии - бойцы на колеснице, димахеры - вооруженные двумя мечами или кинжалами и многие другие.

Они очень редко сражались с дикими зверями

Среди военных типов были и бестиарии, которые изначально были преступниками, приговоренными к поединку с дикими животными, с незначительным шансом выжить. Позже бестиарии стали специально тренироваться для поединков с животными, они были вооружены дротиками и кинжалами. В боях с животными остальные гладиаторы участвовали очень редко, даже несмотря на то, что бои были организованы так, что у зверя не было шанса выжить. Часто представления с участием диких животных открывали бои и одновременно использовались для публичной казни преступников.

Женщины тоже были гладиаторами

В основном это были рабыни, слишком своевольные для домашней работы, но изредка к ним присоединялись и свободные женщины Рима. Историки не могут точно сказать, когда впервые женщины примерили на себя гладиаторские доспехи, но точно известно, что к первому веку н. э. они были постоянными участницами боев. Они часто становились предметом насмешек со стороны патриархальной римской элиты, но пользовались сравнительной популярностью у толпы. Несмотря на это, император Септимий Север запретил женщинам участвовать в каких-либо играх в начале III века.

У гладиаторов были свои профсоюзы

Невзирая на то, что гладиаторы вынуждены были бороться друг с другом, порой даже насмерть, они рассматривали себя как братство и иногда собирались в коллегии. У гладиаторских профсоюзов были свои избранные лидеры, покровительствующие божества и сборы. Когда один из них погибал в бою, коллегии выплачивали его семье компенсацию и устраивали падшему достойные похороны.

Императоры иногда участвовали в боях гладиаторов

Среди завсегдатаев арены были Калигула, Коммод, Адриан и Тит. Чаще всего они принимали участие в поставленных боях или имели явное преимущество над противниками. Император Коммод однажды победил несколько напуганных и плохо вооруженных зрителей.

Гладиаторы часто становились знаменитыми и пользовались успехом у женщин

Римские историки часто называли гладиаторов необразованными грубиянами, элита смотрела на них свысока, но успешные бойцы пользовались громогласным успехом среди низших сословий. Их портреты украшали таверны и дома, дети играли с глиняными фигурками любимых гладиаторов, а девушки носили заколки для волос, покрытые кровью гладиаторов.

Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

Виды гладиаторов

В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

  • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
  • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
  • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
  • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.

Пожалуй, ни об одних бойцах не создавалось столько мифов, как о гладиаторах. И появились эти мифы уже в настоящее время, когда из-за произведений художественной литературы и фильмов, посвященных гладиаторским боям, отважные бойцы римских амфитеатров стали вновь популярны. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные заблуждения о гладиаторах.

Следует заметить, что обилие мифов о гладиаторах породило банальное отсутствие достоверной информации об этих отважных бойцах Древнего Рима. Дело в том, что долгое время гладиаторские игры и все, что было с ними связано, не было предметом отдельного изучения историков. Вооружение, жизнь и быт этих бойцов рассматривали лишь как довесок к другим исследованиям — например, отечественные историки занимались гладиаторами только в контексте восстаний римских рабов, в частности, восстания Спартака. Или же им уделялось немного внимания как общему элементу древнеримской культуры массовых зрелищ.

Однако недавно появилось несколько работ, например, "Игры со смертью" немецкого историка М. Юнкельмана или "Гладиаторы" отечественного специалиста по истории оружия К. Носова, в которых феномен гладиаторских игр рассматривается сам по себе. И сразу же выяснилось, что общие представления об этих бойцах в большинстве случаев совершенно неправильны. Именно такие мифы, порожденные неверным толкованием или ориентировкой не на исторические источники, а на произведения художественной литературы, я и хочу рассмотреть. Итак,

Миф первый: традицию состязаний гладиаторов римляне переняли от этрусков

Следует заметить, что подобное заблуждение часто встречается не только в научно-популярных статьях, но и в научных работах. Причем, как это не странно, оно вообще ни на чем не основано — нет никаких свидетельств того, что этруски устраивали что-то подобное. Не сохранилось ни барельефов, ни мозаик, ни письменных свидетельств того, что на территории, контролируемой этрусками, проходили гладиаторские бои. Есть, правда, фреска из этрусской "гробницы Авгуров", изображающая бой человека с собакой, однако это скорее не гладиаторский бой ("мунус", как называли его римляне), а звериная травля ("венацио").

Корни же венацио и мунеры (множественное число от "мунус") весьма различны — первые берут свое начало от подготовки и тренировок охотников. А вот мунера происходит от ритуала погребения — первые гладиаторские игры всегда устраивались над могилой усопшего. Таким образом, они являлись чем-то вроде жертвоприношения духу умершего римлянина (а кроме того, считалось, что погибшие гладиаторы будут его телохранителями на том свете). Таким образом логично предположить, что если римляне что-то и заимствовали от этрусков, так это венацио — бои людей и животных (или животных друг с другом), но никак не гладиаторские игры.

Что касается места возникновения мунеры, то, по мнению многих ученых, эти игры, скорее всего, появились в Кампании. Там найдены самые древние памятники, указывающие на бои гладиаторов, относящиеся к IV веку до нашей эры — в самом Риме первые бои гладиаторов были устроены на сотню лет позже. Кроме того, именно в области проживания кампанцев были найдены самые древние гладиаторские школы. Так что, судя по всему, мунера появилась именно в этой местности.

Миф второй: в основном гладиаторы были рабами

Скорее всего, подобное заблуждение базируется на том, что именно гладиатор Спартак был предводителем крупнейшего в Древнем Риме восстания рабов. При этом упускается из вида тот факт, что сам Спартак не был рабом до того, как попал в гладиаторы. Его определили сражаться на арену после того, как этот отважный фракиец дезертировал из римской армии (а туда он попал как военнопленный — римляне во время Республики часто пополняли войска захваченными в плен воинами противника). То есть Спартака приговорили к боям на арене за преступление.

Вообще, гладиаторов можно было разделить на четыре категории, и в первую войдут военнопленные. Это, без сомнения, самый древний тип гладиаторов, который существовал и во времена Республики, и в эпоху Империи. Во вторую категорию войдут приговоренные к битвам на арене преступники — эта традиция началась в эпоху поздней Республики и продолжалась во время Империи. Третья категория — это рабы, которых тоже стали отдавать в гладиаторы со времен конца Республики. Однако во время Империи таковых в рядах бойцов на арене значительно сократилось — публике не нравилось, что гладиаторы-рабы часто дрались вяло и без энтузиазма.

Следует заметить, что ни для кого из бойцов вышеупомянутых трех категорий теоретически гладиаторство не было пожизненным занятием. Так, каждый боец — и раб, и преступник, и военнопленный получал за выступление деньги (если оставался жив), причем немалые. Гонорар такого бойца равнялся пятой части его рыночной стоимости. То есть через пять удачных боев раб и военнопленный вполне могли выкупиться на волю. А что касается осужденных преступников, то их срок выступления на арене обычно ограничивался пятью годами, после чего такой боец мог спокойно покинуть гладиаторскую казарму.

Более того, достаточно часто гладиатор, принадлежащий к одной из этих трех категорий мог быть отпущен по желанию зрителей после удачного выступления на арене. Или же освобождение ему дарил эдитор (устроитель игр) за проявленное мужество или первоклассное владение оружием. В знак такого освобождения гладиатору выдавали деревянный меч под названием рудис — отсюда и термин "рудиарий", то есть освобожденный от своих обязанностей гладиатор.

Тем не менее этим шансом пользовались далеко не все — имеется немало свидетельств период Империи, когда рудиарии вновь возвращались на арену. Скорее всего, их толкала на это жажда легкого и очень большого заработка — ведь рудиарий получал за каждый бой не менее 12 тысяч сестерциев (для сравнения — на прокорм семьи в течении года у римского крестьянина или ремесленника уходило где-то 500 сестерциев). Но иногда рудиарии вновь оказывались на арене за новые преступления — таков был сирийский гладиатор Фламма, который получал рудис целых четыре раза — и дожил при этом до 30 лет, после чего устроился тренером (римляне называли их "докторами") в гладиаторскую школу.

Но кроме трех вышеперечисленных категорий существовала еще и четвертая — свободные люди, добровольно ушедшие в гладиаторы (ауктораты). Такие появились еще при Республике, однако во времена Империи их количество резко возросло. На некоторых мунера количество аукторатов превосходило число гладиаторов рабов — так, надпись в одном из малоазиатских городов свидетельствует, что на устроенных там в конце I века нашей эры играх на 3-х гладиаторов-рабов приходилось 5 аукторатов.

Интересно, что согласно свидетельствам римских историков, во время Империи в гладиаторы шли не только бедняки, но и дети сенаторов, всадников и богатых торговцев. Бывали случаи, что на арене выступали и императоры, как например, хорошо известный всем Коммод. Кстати, этот император получал за каждое выступление миллион сестерциев — согласитесь, неплохой способ пополнять вечно пустующую римскую казну. Однако в гладиаторы "золотая молодежь" шла не только ради денег — многие делали это для того, чтобы пользоваться успехом у прекрасных дам (гладиаторы всегда нравились женщинам, были даже случаи, когда жены сенаторов и всадников сбегали от своих мужей вместе с этими бойцами) или же из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни (так и напрашивается аналогия с современным увлечением богатых молодых людей экстремальными видами спорта).

Миф третий: гладиаторов на арене заставляли сражаться

Действительно, известны свидетельства современников, говорящие о том, что бойцов на арене принуждали к битве при помощи кнутов и раскаленных железных прутьев. Однако такое применяли только лишь к гладиаторам-преступникам (ноксиям). Профессиональные гладиаторы в понукании не нуждались — они сами с удовольствием вступали в бой, суливший им деньги и славу. Более того, известно, что часто профессионалы жаловались на то, что им приходится редко выступать — дело в том, что гонорар и стоимость профессионала дорого обходились эдиторам, и поэтому они охотнее арендовали у ланист (поставщики бойцов) для представлений новичков.

Кстати, тут следует развенчать еще один миф — крюками с арены тела погибших гладиаторов утаскивали только в тех случаях, когда те были ноксиями, не пережившими своего первого боя. Всех остальных увозили на специальных тележках и после отдавали товарищам по школе, которые хоронили их с честью. В настоящее время известно немало кладбищ гладиаторов при школах, и вид надгробий свидетельствует о том, что эти похороны были, что называется, по первому разряду.

Миф четвертый: жизнь гладиатора была не долгой

На самом деле анализ надгробных надписей свидетельствует о том, что были гладиаторы, которые за свою жизнь провели более сотни боев (рекорд — 158 схваток, и при этом после последней гладиатор остался жив, но вскоре умер от ран). Анализ же известных скелетов гладиаторов показывает, что средняя продолжительность жизни бойца арены равнялась 25-30 годам. Это совпадает со средней продолжительностью жизни всех обитателей Империи того времени — увы, в Риме вообще редко кто доживал до 50-ти лет.

Интересно, что во времена Республики и в начальный период Империи достаточно часто сохраняли жизнь побежденному гладиатору. В среднем из 10 случаев в восьми проигравшему даровали "миссио" (то есть пощаду). Но вот начиная с середины II века до нашей эры уже каждый второй случай проигрыша заканчивался смертью гладиатора по желанию толпы и властей. Однако уже во время правления Диоклетиана (конец III — начало IV века нашей эры) и до самого последнего мунера (404 год нашей эры) смертные приговоры проигравшим вновь выносились достаточно редко — в трех случаях из десяти.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png