После покупки лыж и ботинок, выбирают крепления. С их помощью удерживается стопа на лыже и контролируется весь процесс езды. Если были выбраны неправильно, катание будет некомфортным и опасным.

  1. Первое что нужно сделать, это определить центр тяжести. Для этого, лыжу устанавливают на любой предмет, чтобы получились своеобразные «качели». Точка, в которой лыжа будет находиться в равном соотношении с обеих сторон и есть центр тяжести.
  2. Отмечаются габариты крепления, и выбирается центр. Для этого, нужно провести продольную линию, разделив лыжу на две равных части.
  3. Когда все метки сделаны, необходимо приступать к фиксации. Для этого нужно просверлить дырки и зафиксировать изделие шурупами. Можно дополнительно покрыть поверхность конструкции клеем.

После того как все действия сделаны, необходимо оставить лыжи на просушке. Это процесс занимает не менее 12 часов. Желательно оставить их на сутки.

При , необходимо учитывать индивидуальные параметры человека. Чтобы они были комфортными, необходимо учитывать анатомию человека и обувь, используемую для езды.

Выбрать лыжные крепления становится сложнее из-за борьбы брендов за удержание клиента. Если до 2015 года была только бесшурупная платформа NIS, которую все без проблем сверлили и ставили любые крепления, то с 2016 года все усложнилось. Появилась система IFP с новой платформой, на которую не так просто поставить крепления на шурупах без переходника. Теперь выбор креплений – головная боль для непосвященного в эти маркетинговые войны пользователя.

В статье кратко и понятно рассказываем о типах лыжных креплений, платформ, их совместимости и какую лучше выбрать.

Виды лыжных креплений: отличия SNS, NNN и Turnamic, совместимость

На конкуренции систем SNS и NNN выросло не одно поколение лыжников, к этому уже все привыкли – отличие SNS от NNN в количестве направляющих. В 2005 году NNN перешла на бесшурупную платформу NIS и постепенно отказалась от креплений на шурупах. В 2016 году выходит система IFP с креплениями Turnamic – с ней выпускаются только лыжи Fischer и Rossignol. Salomon и Atomic выпускают свою систему Prolink – аналог NNN, только на шурупах. Теперь разберемся в этой чехарде, чтобы все стало понятно.

Лыжные крепления NN75

Устаревшая система креплений Nordic Norm 75 . Не имеет никаких преимуществ, кроме цены. Редко встречается в продаже и даже в лыжных прокатах.

Крепления стандарта NN 75

Лыжные крепления SNS (Salomon Nordic System )

Система французского бренда Salomon, со временем ее стали копировать неизвестные производители, в том числе китайские. Крепления SNS отличаются одной широкой направляющей. Делятся на Pilot (2 скобы крепления ботинка) и остальные с одной точкой крепления (без слова Pilot в названии). Все крепления этой системы ставятся на шурупы в просверленные лыжи.

Ботинки SNS совместимы с креплениями:

  • Salomon Profil и SNS Access
  • Salomon Pilot (крепления Pilot подходят только к ботинкам Pilot, ботинки Pilot подходят к любым креплениям SNS)

Совместимость лыжи-крепление:

  • Крепления SNS ставятся на шурупы на любые лыжи

Подошва ботинка SNS Pilot

Лыжные крепления NNN (New Nordic Norm )

Система норвежского бренда Rottefella. Крепления NNN существуют на шурупах и бесшурупных платформах. В 2016 году вышла система креплений Turnamic и ботинки с подошвой Turnamic (Fischer, Rossignol) – аналогичны подошве NNN, ботинки полностью совместимы. Salomon и Atomic не остались в стороне, а выпустили свои крепления Prolink – те же NNN, но на шурупах.

Ботинки NNN и Turnamic совместимы с креплениями:

  • Rottefella NNN, NIS , Move
  • Fischer Turnamic и Rossignol Turnamic
  • Salomon Prolink и Atomic Prolink

Совместимость лыжи-крепления:

  • Крепления Rottefella NIS только на платформы NIS
  • Крепления Turnamic только на платформы IFP
  • Крепления Prolink только на шурупах (можно просверлить любую платформу, но об этом ниже)

Подошва ботинок NNN и Prolink. Turnamic совместима, но идет без протектора в средней части.

Коньковые и классические крепления

Крепления делятся на коньковые и классические. На креплениях для коньковых лыж флексор (резинка) более жесткий, а на SNS Pilot есть вторая точка фиксации ботинка. Крепления для классических лыж имеют более мягкий флексор. В любительских комбинированных креплениях стоит универсальный флексор, который подойдет только для катания классикой и прогулок.

В коньковом ходе лыжа будет болтаться на мягком флексоре в фазе проноса. В классике наоборот нужен флексор помягче, чтобы не мешал работе стопы и отталкиванию. Обязательно обратите внимание при покупке, для какого стиля предназначены крепления.

Какие крепления для лыж лучше: механические или автоматические

Все производители имеют в своей линейке автоматические и механические крепления. Автоматические защелкиваются сами, а отстегиваются вручную. Механические – застегиваются и отстегиваются вручную.

  • Автоматические крепления менее надежны и предназначены для прогулок на лыжах, стоят значительно дешевле механических. Могут отстегиваться в самый неподходящий момент, если перед катанием в механизм забился снег.
  • Механические крепления надежные и долговечные, предназначены для тренировок и соревнований, выдерживают большие нагрузки. Стоят дороже, но работают как часы – не отстегиваются в неподходящий момент, механизм не замерзает.

SNS или NNN: какая система лучше?

Маркетинг и война патентов вынуждают лыжников идти на компромиссы. В этой войне не стали огораживаться только Salomon и Atomic – выпустили ботинки с разными подошвами под разные крепления. В статье , мы писали, что лучше выбирать крепления под ботинки, а не наоборот. Нельзя сказать, лучше NNN или SNS – обе надежные и качественные. Единственное, что может остановить от покупки ботинок SNS – они постепенно теряют популярность, в продаже их становится все меньше. К тому же многие не хотят сверлить свои новые лыжи, если их можно не сверлить.

Крепления какого бренда выбрать?

Ответ, наверное, предсказуем. По возможности выбирайте крепления именитых брендов, таких как Salomon, Rottefella, Fischer, Rossignol, Atomic. Они будут дороже российских и китайских аналогов, но изготовлены из прочного, морозоустойчивого пластика и проходят жесткий контроль качества. У российских и китайских аналогов выше процент брака, хуже качество, но ниже цена.

В чем преимущества NIS и Turnamic перед креплениями на шурупах?

Основное преимущество отнюдь не в упрощении монтажа, а в возможности перемещать крепление по лыже и адаптировать работу лыж под свои нужды. Это удобно в классике, когда смещением можно регулировать держание лыж. Сдвинув на пару щелчков вперед, получите лучшее держание, но чуть пострадает скольжение. Сдвинув назад – наоборот, скольжение улучшится, но держание станет хуже. На регулировать держание и скольжение можно только сдвигом креплений.

В коньковом ходе смещением креплений настраивается соотношение устойчивость/скорость. Смещение вперед увеличивает устойчивость лыж, смещение назад – уменьшает устойчивость, но увеличивает выкат. Эффект не столь значительный, как на классике.

Как установить крепления NIS и IFP на лыжи без платформы?

Платформы NIS и IFP продаются отдельно и устанавливаются шурупами на любые лыжи.

Как установить крепления SNS на лыжи с платформой NIS и IFP?

Как пользоваться креплениями NIS?

Как пользоваться креплениями IFP Turnamic?

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению. 🙂

Подбор лыжного инвентаря начинается с покупки лыж и ботинок, подходящих под рост, вес и стиль катания лыжника. Следующий этап - подбор креплений для лыж. Правильно подобранные лыжные крепления помогут лыжнику-любителю или профессионалу получить максимальную отдачу от приложенных усилий. Расскажем подробнее о всех видах крепежа для беговых лыж.

Виды беговых лыжных креплений

В настоящее время используется 3 типа креплений для беговых лыж. Все они не совместимы между собой. Поэтому подбирать их необходимо под конкретные ботинки . Например, если ваши ботинки системы NNN, то в крепление SNS они просто не встанут, и наоборот.

Система SNS

Salomon Nordic System - собственная разработка французской марки Salomon . От крепления NNN отличается тем, что имеет только один продольный полоз , но он в 2 раза шире. Такие модели выпускаются под двумя торговыми марками: Salomon и Atomic.

Различают две разновидности систем Salomon Nordic System:

  • SNS Profil - универсальная модель с одной точкой прикрепления, расположенной у носка ботинка. Подойдет для всех стилей катания.
  • SNS Pilot - модель с двумя скобками крепежа и двумя флексорами, которые помогают лучше контролировать лыжу. Предназначена для конькового хода .

Флексоры SNS отличаются по жесткости : самые мягкие - желтые, средние - сиренево-розовые, красные - жесткие.

Salomon Nordic System обладают высокой надежностью и прочностью. Представлены в автоматическом и механическом варианте. Также выпускаются детские модели.

Система NNN

New Nordic Norm - крепежная система, разработанная норвежской маркой Rottefella . Самый популярный вид лыжных креплений. Выпускается Рутефеллой под различными торговыми марками: Fisher, Madshus, Alpina и Rossignol. Есть как профессиональные модели, так и любительские . Отличаются от SNS наличием двух продольных полозьев для удержания контроля на лыжей.

Ботинок фиксируется только в одной точке. Но скобка фиксации на ботинке расположена не у носка, а чуть смещена назад. Это обеспечивает лучший контроль над лыжами.

Спереди на креплении расположен упор-флексор из резины, в него носком утыкается ботинок при отталкивании. От жесткости флексора зависит степень контроля лыжи, подбирается он под стиль катания. Для классики используют более мягкие резинки, для конька - более жесткие. Отличить их можно по цвету : красные флексоры самые мягкие, черные - средней жесткости, зеленые - полужесткие, белые - жесткие.

New Nordic Norm пользуется огромной популярностью у лыжников-любителей и профессионалов. Выпускаются ручные и автоматические модели. Для детей подойдут специальные укороченные модели под маленькую ножку.

Крепления NN 75

Nordic Norm 75 мм - популярный еще с советских времен, проверенный временем тип крепежа. Работают так: ботинок устанавливается на металлическую платформу так, чтобы 3 выступа совпали с отверстиями в подошве. Опускается металлическая рамка и закрепляется крючком. Изготавливается данная модель чаще из алюминия и сплавов.

Имеют ряд преимуществ перед старшими моделями:

  • недорого стоят;
  • идеальны для новичков и школьников;
  • очень надежны - практически исключен риск случайного отстегивания.

К недостаткам относятся:

  • сложность в пристегивании и отстегивании;
  • неудобны для конькового хода;
  • нельзя путать левое и правое крепление.

Какую систему выбрать: SNS или NNN?

Особых различий между этими двумя типами креплений нет. Необходимо просто подбирать их к конкретным лыжным ботинкам и стилю катания. Если вы планируете передвигаться коньковым стилем, остановитесь на SNS Pilot. Для любителей подойдут автоматические крепления NNN начального уровня.

Автоматические или механические: что лучше?

Когда определились с типом крепежа, возникает другой вопрос: выбрать автомат или механику ?

Любой профессионал однозначно выберет механический тип . При высокой скорости и большой силе отталкивания возникает риск случайного отстегивания лыжи. Это чревато серьезными травмами. Механические крепления такой риск полностью исключают, поэтому для тренировок и соревнований профессиональные лыжники выбирают именно их. В эксплуатации они неудобны тем, что приходится каждый раз нагибаться, чтобы их пристегнуть или отстегнуть.

Для любительского катания на прогулочной скорости подойдут автоматические крепления. Они гораздо удобнее в эксплуатации. Чтобы застегнуть их, достаточно наступить носком ботинка на углубление в замке. Расстегиваются еще проще - нужно нажать на кнопку у основания ботинка. Это возможно сделать даже палкой, если не хочется наклоняться. Чтобы лыжи не отстегивались в самый неподходящий момент, выбирайте проверенные модели известных фирм.

Механические крепления стоят гораздо дороже автоматических собратьев, поэтому не так популярны среди любителей. Каждый решает сам, что выбрать - механику или автомат. Помните, что выбирать стоит только модели проверенных производителей: Fisher, Rottefella, Salomon, Rossignol, Atomic. При покупке креплений неизвестной фирмы есть риск внезапного отщелкивания - это может привести к травме.

Установка креплений на лыжи

При покупке лыжного комплекта магазины зачастую предлагают бесплатную установку креплений.
Но установить лыжные крепления возможно и самостоятельно в домашних условиях. Видео поможет сделать это правильно.

Системы SNS и NNN. Почему только эти две системы: все просто — они самые распространенные на данный момент (все остальное уходит в прошлое — крепления NN 75 мм (для ботинок с тремя дырками, которые возможно пылятся у вас на балконах) уже менее практичны и не так удобны, плохо фиксируют ботинок относительно плоскости лыжи).

Сразу оговорюсь, обе системы креплений имеют множество моделей, которые разработаны для начинающих лыжников (любителей) и для профессионалов. Спортсмены мирового класса выступают и на тех и на других креплениях, каждый выбирает под себя.

Начну с системы креплений SNS. Разработано фирмой Salomon. Туристические (прогулочные) варианты, как правило, идут автоматы (с автоматическим застегиванием, необходимо только вставить ботинок в крепление) и подходят для комбинированного стиля катания — классикой или коньком. Флексор (резинка) средней жесткости. Их минусы — более тяжелые и иногда замерзают при низких температурах.

Следующей ступенькой будут крепления SNS PROFIL EQUIPE (classic или skate). Различие только во флексорах (резинках). Для конькового стиля катания более жесткие. Подойдут как для любителей, так и спортсменов выше уровнем. На этих креплениях будет лучше контроль над лыжей.

Уровнем выше находятся крепления SNS PILOT EQUIPE (classic или skate). Плюсы: лучшая геометрия, меньший вес, отличный контроль над лыжей. Многие лыжники — профессионалы выбирают эту модель. Дополнительно между этим креплением и лыжей устанавливается пластина WEDGE, которая поднимает переднюю часть ботинка на 5 миллиметров, что по данным исследований Salomon увеличивает фазу отталкивания и прокат на лыже. Бывает двух видов: узкая и широкая, на ваш выбор.

Топовой моделью Salomon стали лыжные крепления SNS PILOT CARBON RC (RC2), выпущенные в 2015 году. Производители не только уменьшили вес и сохранили отличный контроль над лыжей, но и встроили пластину wedge, которая улучшает стабильность и дальность проката при отталкивании. По стоимости значительно превышает предыдущие модели, но она того стоит.

Все крепления Salomon устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Теперь расскажу о системе NNN. Разработано фирмой ROTTEFELLA. Также как у SNS любительскими, прогулочными (для начинающих лыжников) вариантами будут крепления — автоматы, например: step-in, стоимостью около 1000 рублей. Устанавливаются на лыжи с помощью шурупов.

Следующими в линейке NNN идут крепления ROTTEFELLA R3, которые также устанавливаются с помощью шурупов, но в 2015 году их сняли с производства, отсюда делаем вывод, что вся линейка NNN (не включая любительские) идет с безшурупной системой установки (крепления устанавливаются на предустановленную на лыжи платформу NIS c помощью специального ключа). Примерно в одной ценовой категории с R3 идут две модели креплений:

Xcelerator Junior и Exercise (Бывают skate и classic). Первые отлично подойдут для спортсменов разного уровня подготовки с размером ноги не более 42, т.к. больше не позволит длина направляющей платформы — она слитная. Вторые для спортсменов — любителей, среднего уровня подготовки, которые не стремятся достичь высших результатов.

Верхней ступенью эволюции стали крепления ROTTEFELLA XCELERATOR (Skate и Classic). Для спортсменов, серъезно увлекающихся спортом. Легкий вес и практичность делают их совершенством в линейке NNN. В дополнении к коньковому варианту ставят платформу XCELERATOR SKATE SPACER (аналог пластины WEDGE у Salomon), которая приподнимает носок крепления, тем самым улучшает стабильность и отталкивание. Крепится также на платформу NIS с помощью ключа и поверх нее устанавливаются сами крепления.

Или же можно выбрать вариант креплений с уже встроенной платформой — ROTTEFELLA XCELERATOR SSR

Подведем итог. При выборе креплений посмотрите на свои лыжи, сейчас большинство производителей уже встраивают платформу NIS на лыжи (FISCHER, MADSHUS, ROSSIGNOL). В этом случае рекомендую ставить крепления системы NNN, т.к. их легко снять и поставить (можно без проблем использовать и в летний период на лыжероллерах). Если у вас лыжи без пластины (например ее нет на SALOMON, ATOMIC, YOKO, JARVINEN, SKI TRAB), то отлично подойдут крепления от Salomon, или же можно поставить любительские Rottefella step-in.

Я опробовал обе системы в течение многих лет тренировок. На мой взгляд у креплений Salomon Pilot в разы лучше сцепление ботинка с лыжей, за счет двух осей, и соответственно управляемость на высоте. Выбор остается за вами. Ниже фото лыж с платформой NIS и без нее.

На сегодняшний день есть 2 популярных типа крепления это SNS и NNN. Отличие SNS и NNN в количестве выступов для фиксации ботинка.В SNS один центральный,а в NNN 2 небольших по краям.

Имеются коньковые лыжи Valso и крепления TISA типа NNN.

Первое, что делаем при установке креплений это находим центр тяжести каждой лыжи. Я сделал это при помощи уголка.

Лыжи должны балансировать.Чертим на каждой лыже линию центра тяжести.

Прижимаем края лыж к ровной поверхности.
И чертим среднюю линию между центрами тяжести на каждой лыже.

Это я делаю для того, чтобы крепления стояли симметрично. Эта линия должна проходить по месту соединения лыжного ботинка и крепления.

Прикладываем крепление ориентируясь на линию.

Ставим точки в дырках для саморезов. Меряем их симметричность относительно краев.

Сверлим дырки маленьким сверлом. Диаметр сверла должен быть меньше диаметра болта.

Заливаем в проделанные отверстия клей.

Прикладываем крепление.

Закручиваем болты.

Вот что получилось.

По размеру ботинка надо установить подпятники. У подпятника в данном креплении 2 точки фиксации, поскольку он не является продолжением крепления, а идет как отдельный элемент. В других креплениях подпятник выдвигается из крепления на нужную длину и закручивается на один саморез.

Вымеряем и сверлим 2 дырки. В одну вставляем штырек подпятника, а во вторую закручиваем саморез. Таким образом он зафиксирован.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png