Все виды легкой атлетики являются наиболее естественным спортом для человека. С малых лет мы учимся ходить и бегать, кидать мяч – и легкая атлетика являет собой все эти знакомые с детства варианты, но только в несколько усложненном виде. Вероятно, именно благодаря своей органичности легкая атлетика так хорошо влияет на здоровье. К тому же, это один из наиболее древних видов спорта, известный человечеству еще с 776 года до нашей эры.

Легкая атлетика: виды спорта

Виды атлетики довольно различны: сюда входит и спортивная ходьба, и различные виды бега, в том числе кроссы и спринты, а также многоборья, технические виды, такие как прыжки и метания:

  • бег (его виды мы рассмотрим ниже более детально);
  • прыжки: в высоту, в длину, с шестом, тройной прыжок;
  • спортивная ходьба;
  • метание снарядов: копья, диска, молота, ядра;
  • многоборья.

Из всего этого разнообразия наибольшей популярности среди любителей достигли именно беговые виды спорта – это бесплатный и приятный способ поддерживать красоту и здоровье своего тела. Да и особого снаряжения не нужно – только хорошие кроссовки для бега и спортивный костюм. Поверьте, по сравнению с другими видами спорта это очень небольшие затраты!

С прыжками из легкой атлетики всех нас знакомят еще в школе. Обычно после занятий тем ученикам, которые отличаются особыми успехами в этой области, предлагают посещать секцию для дальнейшего развития способностей, откуда прямой путь на городские, областные состязания и далее до мировых чемпионатов.

Особняком в легкой атлетике стоит многоборье – это вид состязаний, в котором спортсмены соревнуются не в одной дисциплине, а в разных, благодаря чему удается выявить наиболее многосторонне развитого атлета. Удивительно, но женщины, которые занимаются многоборьем и отлично владеют бегом на какую-либо дистанцию и прыжками в длину или высоту, способны победить в состязаниях даже узких специалисток конкретно взятых отдельных видов.

Лёгкая атлетика: бег

Беговые виды лёгкой атлетики довольно разнообразны, одни требуют выносливости, другие – умения быстро развивать скорость. Они включают в себя самые разные вариации:

  • спринт (стандартные дистанции - 100 м, 200 м и 400 м);
  • барьерный бег (100 м, 400 м);
  • бег на средние дистанции (обычно к средним дистанциям приравнивают расстояние от 800 до 3000 м, сюда же относится бег с препятствиями на 3000 м);
  • бег на длинные дистанции (стандартно их две - 5000 м и 10 000 м);
  • кросс (бег по пересеченной местности);
  • марафон (бег вдоль трассы на очень длительные расстояния);
  • эстафета (самый командный вид беговой легкой атлетики, включающий следующие варианты: 4×100 м, 4×200 м, 4×400 м, 4×800 м или 4×1500 м).

Легкой атлетикой можно заниматься как на профессиональном уровне, так и на любительском. В США многие жители как городов, так и мелких населенных пунктов регулярно совершают пробежки на средние дистанции для поддержания тела в форме. К тому же, такие занятия прекрасно укрепляют сердечнососудистую систему и легкие, способствуют выносливости и тонусу мышц. Более того, именно бег является главным врагом жировых отложений на животе.

К тому же, как несложно заметить, виды бега в легкой атлетике отнюдь не предполагают исключительно одиночные занятия: эстафета требует от команды особой слаженности, а значит, развивает командный дух и умение работать в коллективе.

Кстати, детей отдавать в секции легкой атлетики можно уже с 7-8 лет. В этом возрасте организм уже готов к нагрузкам такого рода, и к тому же, если окажется, что у ребенка есть способности, в дальнейшем он сможет заниматься спортом профессионально.

1-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы; выпадами; семенящий шаг с ориентирами; ходьба в приседе, полуприседе; ходьба с высоким подниманием бедра; ходьба по ориентирам (по линиям, т.е. разметке спортивного зала, по разметке в виде расположенных равномерно/неравномерно геометрических фигур, точек и др.); ходьба с захлестыванием голени; ходьба с опорой на руки, согнувшись вперед, назад, в сторону; приставными шагами; в «коридоре»; по уменьшенной опоре; переступанием через предметы; по кубам, скамейкам; с изменением направления.

Упражнения в беге

Бег на носках; бег боком приставными шагами; многоскоки; бег с выпрыгиванием вверх к зрительному ориентиру; быстрый бег на дистанции 10 м, 20 м, 30 м; медленный равномерный (дозированный) бег от 300 м до 2 км; бег с преодолением небольших препятствий; бег на короткие дистанции из различных и.п.; бег с высоким подниманием бедра и с захлестыванием голени; бег с ускорением и с изменением направления движения («змейкой», по кругу, спиной вперед); из разных и.п. и с разным положением рук; высокий старт с последующим ускорением.

Бег в «коридоре»; бег по гимнастическим скамейкам; бег с преодолением препятствий (через скамейку, обруч, набивные мячи).

Упражнения в прыжках

Прыжки на двух ногах (на месте, в движении, лицом вперед); прыжки в положении присев в движении, лицом вперед; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на одной ноге и с чередованием двух ног; запрыгивание и спрыгивание толчком двумя ногами, одной ногой на небольшое возвышение (кубы, гимнастическую скамейку, горку матов и др.); прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия; выпрыгивание вверх по сигналу (зрительному, слуховому, тактильному); прыжки на двух ногах через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.) в длину и высоту. Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком двумя ногами с опорой руками на скамейку.

Прыжки в высоту на месте с доставанием подвешенных ориентиров; выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа на двух ногах.

Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места.

Прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах.

Игры: «Пятнашки», «Хвостики», «К своим флажкам!», «Не оступись!», «Быстро по местам!», «Третий – лишний», «Салки-догонялки», «Горелки», «Рыбки», «Не попади в болото!», «Волк во рву», «Кто быстрее?», «Охотники и утки» и др.

Все перечисленные игры строятся на беговых и прыжковых упражнениях, а также на упражнениях в метании и комбинациях перечисленных упражнений. Самые простые игры – с однократными перебежками из одного места в другое (по сигналу учителя). Смысл этих игр сводится к тому, чтобы перебежать на другую сторону игровой площадки через «опасную зону» и не быть осаленными водящим (водящих в игре может быть несколько, например, двое, трое или даже больше, в зависимости от задач, которые решаются игрой данного типа). К таким играм из данного списка можно отнести: «Быстро по местам!», «К своим флажкам!», «Третий – лишний» (в данном случае команду к бегу дает убегающий игрок).

К простым игровым действиям можно отнести также игровые задания на однократное выполнение того или иного легкоатлетического упражнения, например, «Кто быстрее?» («Кто быстрее добежит до противоположной стороны зала или до определенной ограничительной линии?» При этом перебежки делаются небольшими группами и выполняются целыми сериями. По результатам забега начисляются очки каждому его участнику. Например, в группе из пяти человек первому начисляют в одной перебежке 5 очков, а последнему – 1 очко. Очки суммируются после каждой последующей перебежки, и по наибольшей сумме определяется, кто в группе самый быстрый).

Более сложные игры с бегом не ограничиваются однократными перебежками в одну и другую сторону (или по кругу), а представляют собой игровое пространство с постоянно сменяющимися условиями и обстоятельствами, когда все играющие перемещаются по площадке одновременно в разных направлениях и по различным траекториям, и это вносит определенную осмысленность в действия играющих (когда требуется замедлить бег, а когда – ускорить его, когда – остановиться, а когда – начать бег). Водящему также предоставляется возможность перестраивать свои действия по ходу игры: менять «объекты» преследования, выжидать, делать «броски» в сторону бегущего рядом. К таким играм можно отнести «Пятнашки», «Хвостики», «Салки-догонялки». Описание такого типа игр можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства» (Высоцкий В.Л. Освоение сложноорганизованного пространства: физическая культура в 1 классе. – М.: Чистые пруды, 2007 // Библиотечка «Первое сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 2 (14)).

Еще один тип игр – такие, где используются прыжки. Они могут быть «одноактными», т.е. прыжки выполняются в заданном направлении и по ориентирам так, чтобы играющего не задел рукой водящий, который передвигается тоже прыжками по ориентирам, но имеет большую свободу в выборе направления движения, или «сюжетными», в которых события меняются постоянно, поскольку свободой в выборе направления и ориентиров движения обладают уже все участники игры. К таким играм из приведенного выше списка относятся следующие: «Не оступись!», «Не попади в болото!».

Не менее сложными представляются игры, в которых используются два или несколько легкоатлетических упражнений: бег и прыжки, бег и метание: «Волк во рву» (играющие с разбега перепрыгивают ров, в котором находится «волк» – водящий, таким образом, чтобы, с одной стороны, не попасть ногой в ров, с другой, – не быть осаленным «волком»), «Рыбки» (те же игры-салки, но с метанием мягкого поролонового мяча в бегущих участников).

2-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба перекрестными шагами; ходьба приставными шагами правым, левым боком; ходьба спиной вперед; ходьба с чередованием длины шага; ходьба по бревну описанными выше способами.

Упражнения в беге

Ускорения до 30 м; бег короткими и длинными шагами; бег спиной вперед; бег с выпрыгиванием по сигналу, зрительному ориентиру, медленный равномерный дозированный бег от 300 м до 2500 м (бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой); бег на прямых ногах; бег по ориентирам.

Пробегание коротких отрезков из разных и.п. (привычных и непривычных). Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта.

Упражнения в прыжках

Прыжки спиной, боком, вперед. Прыжки в положение присев, в движении спиной, боком вперед. Прыжки по заданным ориентирам (обручам, кубам, гимнастическим скамейкам, резиновым коврикам и др.) – на удержание равновесия. Прыжки на двух ногах в длину и высоту через препятствия (скамейки, обручи, маты, набивные мячи и т.д.); прыжки в приседе и с выпрыгиванием вверх из приседа. Прыжки способом «перешагивание» лицом, боком к препятствию.

Перепрыгивание через скамейку сбоку толчком одной ногой, напрыгивание на скамейку толчком одной, двух ног; комбинация из толчков и приземлений (скамейка спереди, сбоку, сзади); челночное выполнение прыжков через скамейки (например, комбинация прыжков «3?5», т.е. прыжки через пять расположенных параллельно на равном расстоянии относительно друг друга гимнастических скамеек); прыжки с возвышения и с приземлением в условленное место: в обруч, в круг, на гимнастический мат (на точность приземления), прыжки на месте с поворотом на 90° и 180°, в высоту с прямого разбега.

Броски и метание

Броски большого мяча снизу из положения стоя и из положения сидя от груди.

Метание малого мяча на дальность способом «из-за головы».

Подвижные игры и игровые задания

Игры: «Вызов номеров», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Пилоты» «Мышеловка» и др.

Описание основных характеристик игр, предлагаемых в начальной школе, уже было дано выше, поэтому далее мы просто будем классифицировать игры по типу или дадим их краткое описание.

Игры-перебежки: «Пустое место» (смысл игры – не дать водящему занять пустое место или, по-другому, «дом», перебегая в то место, которое стремится занять водящий. Свободное место может быть одно, но их может быть и больше – в зависимости от того, сколько человек участвует в игре. Все играющие имеют свой «дом» или место. Играющий становится водящим тогда, когда последний занимает его «дом»); «Невод» (по сигналу начинаются перебежки играющих с одной стороны игровой площадки на другую так, чтобы не попасть в «невод» водящих (два-три человека встают в одну линию и берут стоящего рядом за руку); «Заяц без дома» (правила игры схожи с правилами игры «Третий – лишний», но лишь с той разницей, что участники не встают в круг, а располагаются по одному равномерно по всей игровой площадке в специально отведенных для этого отмеченных местах – «домах»).

Игры с использованием бега и бросков: «Мяч соседу» (правила игры создаются самими участниками игры постепенно с помощью учителя, а основные правила игры, касающиеся перемещения по площадке и способа взаимодействия, указаны в классификации игры и в ее названии). Варианты этой игры можно найти в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

Игры с использованием бега: «Космонавты», «Пилоты» (описание игр также приведено в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства»).

Игры с использованием бега и прыжков: «Мышеловка» (варианты игры, аналогичной играм «Волк во рву» или «Невод», но, в отличие от них, на площадке устанавливаются несколько таких препятствий, через которые играющим придется перемещаться таким образом, чтобы «мышеловка», захлопнувшись, осталась пустой).

3-й класс

Упражнения в ходьбе

Перекат с пятки с подъемом на переднюю часть стопы. Ритмическая ходьба. Ходьба в полунаклоне. Ходьба с махом прямой ногой вперед, касаясь ладонями носка.

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег; бег с перепрыгиванием предметов. Бег с изменением скоростных параметров; бег с высоким подниманием бедра в упоре на месте; продвижение вперед с преодолением внешнего сопротивления, бег «в гору».

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); повторный бег «в гору» (с сохраняющимся интервалом отдыха).

Упражнения в прыжках

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 30–70 см): прыжок вперед – назад – вправо (влево) – влево (вправо) – назад – вправо (влево); прыжок назад – вперед – вправо (влево) – влево (вправо) – вперед – вправо (влево); прыжок вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад – влево (вправо) – назад – вправо (влево). Прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – вперед – влево (вправо) – назад; прыжок влево (вправо) – вправо (влево) – назад – влево (вправо) – вперед; выполнение описанных упражнений многократно на точность и устойчивость, скорость, точность и равновесие; каскадное выполнение прыжков (3, 5, 7). Прыжки толчком двух ног, одной ноги, с поворотом на 90°, 180°. Прыжки в длину и в высоту с разбега на маты; прыжки в длину и высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»; прыжки в глубину и из глубины вверх, многоскоки, повторное выполнение многоскоков. Перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги и поворотом на 90°–180°; напрыгивание на скамью и спрыгивание с нее с поворотом на 180°. Прыжки на скамейке толчком двух ног с поворотом на 90°–180° и с приземлением на скамейку двумя ногами; прыжки через 2, 3, 4, 5 скамеек с 5 и 7–8 беговых шагов. Многократные прыжки с продвижением вперед на двух ногах, с ноги на ногу – «шаги», на одной ноге – «скачки» на горизонтальной и наклонной дорожках. Опорные прыжки напрыгиванием через автомобильные шины, «грибки» способом «ноги врозь», выпрыгивание из приседа на одной ноге. Выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, с продвижением вперед; последовательное выполнение; в режиме «соперничества»: на минимальное количество на заданное расстояние; выпрыгивание в высоту до постоянных ориентиров.

Прыжки вверх-вперед толчком одной и обеими ногами о гимнастический мостик.

Броски и метание

Метание малого мяча правой или левой рукой из-за головы стоя на месте в цель (в стену, щит, вертикально весящий обруч, надувной шар и др.).

Броски в стену и ловля теннисного мяча в максимальном темпе из разных исходных положений с поворотами

Подвижные игры и игровые задания

«Салки с ленточками», «Защита укрепления», «Колесо», «Кто дальше бросит?», «Мяч на ловле», «Круговая охота» и др.

Игры с метанием мяча: «Защита укрепления» (игрокам, образующим круг или стоящим просто по периметру площадки, необходимо сбить либо выбить мячом расставленные в центре круга или площадки предметы, например кегли, пластиковые бутылочки, гимнастические булавы, большие резиновые мячи и т.д. Но их задача усложняется тем, что их броски отбивает любым способом защитник «крепости»); «Мяч на ловле» (в кругу, расположенном по центру игровой площадки, стоит водящий с мячом в руках, остальные играющие стоят по всей длине круга. По сигналу учителя водящий бросает мяч вверх, а это, в свою очередь, служит сигналом для игры остальным ее участникам. Они разбегаются по всей площадке и внимательно наблюдают за водящим, который, поймав мяч, пытается, не выходя из круга, попасть в них мячом. При точном попадании водящий получает помощника, который будет подавать ему мячи. В случае, если водящий не смог «запятнать» мячом одного из играющих, он сам может выбежать из круга, подобрать мяч, вернуться в круг и продолжить игру дальше).

Игры с использованием бега: «Салки с ленточками» (это аналог игры «Хвостики», но с одним лишь отличием: ленточки, которые закрепляются на поясе у игроков, имеют порядковое значение, зависящее от их цвета. Водящий сначала должен снять со всех убегающих например, красные ленты, и, пока это не будет сделано, нельзя снимать следующую – желтую ленту, а после нее и зеленую. Таким образом, после каждой смены водящего (их может быть несколько) подсчитывается количество очков, заработанных в игре: за красную ленту – 1 очко, за желтую – 3 очка, за зеленую – 5 очков); «Колесо» (4–6 групп играющих, равных по количеству участников, но не менее 3 человек в каждой, по своей расстановке на площадке образуют «велосипедное колесо»: каждая команда – «спица» колеса. Водящий бежит вокруг «колеса», останавливается около одной из команд, хлопает по плечу крайнего участника. Тот, в свою очередь, подает такой же сигнал впереди стоящему, а он – следующему, и так до последнего участника команды. Как только последний участник получит сигнал к игре, он бежит вдоль своей команды и далее по кругу. Все остальные участники вместе с водящим тоже бегут по кругу как можно быстрее, перегоняя друг друга, для того чтобы вернуться на прежнее место команды и не оказаться без места. Игроку, прибежавшему последним или не успевшему занять место в командной расстановке, предстоит исполнять роль водящего).

4-й класс

Упражнения в ходьбе

Ходьба с различными движениями рук (прямыми, согнутыми в локтях; в такт или не в такт движениям ног; с одноименными/разноименными движениями ног и рук, с вращательными движениями одновременно обеих рук вперед или назад либо с одновременным вращением одной руки вперед, другой – назад и т.д.). Ходьба приставными, перекрестными шагами по предметам (набивным мячам, кубам), расположенным относительно друг друга равномерно или неравномерно по прямой/ломаной линии в соответствии с определенным рисунком (комбинацией).

Упражнения в беге

Бег с ускорением до 60 м; медленный дозированный бег на дистанции 500–3000 м (равномерный бег, чередующийся с ходьбой); бег на уменьшенной опоре; семенящий бег. Низкий старт, стартовое ускорение. Финиширование (набегание). Стартовое ускорение с места и с предварительного движения.

Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию до 60 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха). Бег на развитие скоростной выносливости (на дистанцию 100–300 м).

Прыжки

Прыжки толчком двух ног и с приземлением на две ноги (на резиновых ковриках) по ориентирам в комбинациях (длина прыжков – 50–100 см): схема прыжковых комбинаций – как в 3-м классе; перепрыгивание через скамейку толчком двух ног, одной ноги с поворотом на 270° и 360°, прыжки способом «перешагивание» (скамейка сбоку) с доставанием маховой ногой ориентира (подвязанного мяча, кегли, мешочка и т.д.); прыжки способом «перешагивание» (скамейка спереди) с доставанием рукой ориентира.

Прыжки через легкоатлетические барьеры в беге; прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди в продвижении вперед. Выполнение прыжков в длину на определенном отрезке («покрыть» расстояние наименьшим количеством прыжков). Опорные прыжки напрыгиванием и отталкиванием от гимнастического мостика через козла способом «ноги врозь», согнув колени, наскок на возвышение на колени в упор присев. Прыжки в длину способом «согнув ноги»; выполнение прыжковых упражнений в режиме «партнерства»: одновременное синхронное выполнение подскоков, прыжков с места с продвижением вперед, прыжков с разбега; в режиме «соперничества»: выполнение прыжковых упражнений в форме игровых заданий друг другу на точность исполнения (по способу выполнения прыжка, на расстояние полета: в высоту/в длину, на равновесие в удержании позы при приземлении, по комбинации прыжков и т.д.).

Броски и метание

Броски набивных мячей в высоком темпе из разных и.п. и различными способами (в серии – не менее 5 бросков).

Метание малого мяча из-за головы в заданные сегменты (отрезки) сектора метания (3–5 серий по 10 бросков с чередованием отрезков метания мяча).

Подвижные игры и задания

Игры: «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяч водящему!», «Захвати знамя!» и др.

Игры с бросками мяча: «Не давай мяч водящему!» (участники, стоя в кругу, перебрасывают друг другу мяч любым способом в произвольном порядке; водящий в центре круга старается перехватить передачу мяча).

Игры с использованием бега (командные): «Захвати знамя!» (на площадке для двух команд размечаются ее половины. Одна половина площадки для команды – «своя», а другая – «чужая». Количество играющих напрямую зависит от размеров самой площадки. На дальней границе «чужой» половины площадки стоит знамя, которое участники другой команды должны захватить и перенести на «свою» половину так, чтобы соперник на «чужой» половине не смог задеть его рукой. Каждая удачная попытка перенести знамя соперника на «свою» половину приносит зачетное очко команде); «Пятнашки в парах (тройках)» (простые «Пятнашки», но с использованием уже командной тактики действий водящих в парах и тройках, требующие умения предварительно договариваться и предельно четко согласовывать свои действия в быстро меняющихся игровых ситуациях).

Игровые задания: «Подвижная цель» (броски малого мяча в передвигающиеся объекты. Ими могут быть мячи, которые перекатываются в разных направлениях и на разном расстоянии от бросающего мяч: например, мячи перекатываются навстречу бросающему игроку или от него, а также в других направлениях на некотором расстоянии от бросающего), а также другие объекты, в том числе и сами ученики – участники игры, которые, используя беговые и прыжковые упражнения, стремятся увернуться от мяча).

Более подробное описание игр дано в брошюре «Освоение сложноорганизованного пространства».

В рамках модернизации системы образования российская школа с 2010 г. начала последовательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ступеням общего образования:

  • начального общего (1-4 классы); и - основного общего (5-9 классы);
  • среднего (полного) общего (10-11 классы).

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который характеризуется преемственностью образования на различных уровнях, ориентацией на результаты образования как системообразующий компонент, формированием у учеников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построением образовательного процесса с учетом индивидуальнь£х Возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу соответствующей ступени:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированное основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Объем урочных занятий по предмету «Физическая культура» в неделю составляет 3 часа.

  • беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; бег с высокого старта с последующим ускорением;
  • прыжковые упражнения: прыжки на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; прыжки в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание на возвышение;
  • броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами;
  • метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Для развития основных физических качеств используются следующие легкоатлетические упражнения:

  • развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно;
  • развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами;
  • развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег;
  • развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по крутую из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыги-ванием.

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей (метод сопряженного воздействия). Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами организации соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

При проведении легкоатлетических упражнений преимущественно на открытом воздухе достигается выраженный оздоровительный эффект.

В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках: с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 -9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий: прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1 - 3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Развитие физических способностей школьников младших классов

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Однако у детей этого возраста невозможно длительное поддержание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объяснений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Обучая двигательным действиям, предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основа ное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать со строго регламентированного упражнения, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении движений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревновательного метода.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости. Следует помнить, что кости у детей достаточно гибкие, поскольку в них мало минеральных веществ, они могут деформироваться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся; избегания длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.

Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут точно выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.

Время выполнения скоростных упражнений не должно превышать 5-6 с, циклических упражнений большой мощности -4-5 мин. Рекомендуемый темп ходьбы - 100 шагов в минуту. При развитии выносливости следует использовать аэробную работу (50 % максимальной мощности). Не рекомендуется часто использовать статические усилия из-за неблагоприятной реакции на них со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Высокий уровень познавательной активности, интереса, эмоциональности младших школьников обусловливает необходимость включения в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и опенка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям урока. В младших классах может быть рекомендована их следующая последовательность.

Подготовительная часть урока : строевые упражнения, ходьба с заданием и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2-2,5 мин), общеразвивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-силовых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.

Основная часть урока : эмоциональные подвижные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазанье, переползание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу «веселых стартов»).

Заключительная часть урока : игры на внимание, формирование осанки, ритмическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.

Программный материал по легкой атлетике для 5-9 классов

На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:

  • формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб. Определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразный формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Рекомендуемое содержание занятий на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования предлагается на основе «Комплексной программы физического воспитания. Программы для учащихся 1 - 11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2011 г.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега . Средства: выбегания из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега . Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000-2 000 м.

Овладение техникой прыжка в длину . Средства: прыжки в длину с 7 -12 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту . Средства: прыжки в высоту с 3-9 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность . Средства: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 - 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 -8 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2-3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.

Развитие выносливости . Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.

Развитие скоростно-силовых способностей . Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

Развитие скоростных способностей . Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей . Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).

Знания о физической культуре . Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Овладение организаторскими умениями. Средства", измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия . Средства: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных Легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. *Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья и закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5- 7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8-9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания (см. гл. Внеклассная работа). В 5--9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки): прыгать в длину с 9 -13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9-13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10-12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м (табл. 9.3).

На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13 -15 лет, девочки 11 - 15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, часто это выражается в нарушении координации движений, ухудшении памяти и чувства времени, затруднении образования условных рефлексов, закреплении и переделке динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертатный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие липших движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.

При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «комплексной» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.

При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дально

Основы воспитательного процесса

1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.

2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.

3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

Физкультура в школе

Общая подготовка ориентирована на среднего учащегося. Программа «Легкая атлетика в школе» предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.

Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.

Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.

По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.

Легкая атлетика - основа физического воспитания.

В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.

Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.

Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.

Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.

Формы занятий физической культурой в школе

Структура занятий может быть разной:

§ Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.

§ Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.

§ Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.

§ Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.

Программные требования по легкой атлетике в школе

За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

Легкая атлетика 1 класс – 14 часов

Школьники в первом классе должны уметь:

§ Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,

§ Бегать равномерно без остановки 10 минут

§ В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями

§ Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.

§ Метать предметы в цель правой рукой

Уральская Государственная Медицинская Академия

Кафедра физической культуры

Занятия по лёгкой атлетике в школе

Составил: студент 235 гр.

Карчава Д.Г.

Руководитель:

Белобородова Т.В.

Екатеринбург 2009 год

1. Основные гигиенические требования, требования безопасности

Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

Отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

Прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

Имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

Не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

Быть внимательным при перемещениях по стадиону;

Знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

Требования безопасности перед началом занятий:

Учащийся должен:

Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

Снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

Убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

Организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

Под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

Убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

Под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

Не переносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;

По распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

По команде учителя встать в строй для общего построения.

Требования безопасности во время проведения занятий:

Бег: Учащийся должен :

При групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

Во время бега смотреть на свою дорожку;

После выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

Возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

В беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

При беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

Выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

Прыжки: Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

Грабли класть зубьями вниз;

Не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

Выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

Выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

После выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

Метание: Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:

Перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

Осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

При групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

В сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

Находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

После броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

При метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;

Не передавать снаряд друг другу броском;

Не метать снаряд в необорудованных для этого местах.

Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях:

Учащийся должен:

При получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

По распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

Требования безопасности по окончании занятий:

Учащийся должен:

Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

Организованно покинуть место проведения занятия;

Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

Вымыть с мылом руки.

2.Физические качества, развиваемые при помощи физических упражнений

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; б), развитие физических способностей обуславливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональной активностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.

Сила: Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.

  • Организация и проведение соревнований по легкой атлетике (эстафеты, пробеги)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    1. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике (эстафеты, пробеги) 1.2 Лёгкая атлетика в школе . 1.3 Лёгкая атлетика в СУЗах и ВУЗах города... на тренировочных занятиях по видам лёгкой атлетики и представляет сборную команду школы на городских...

  • Легкая атлетика . Основные виды легкой атлетики

    Реферат >> Физкультура и спорт

    И получившие права высших органов по лёгкой атлетике . Возрождение в 1896 Олимпийских... школы легкой атлетики , которые обусловили ее практические достижения. По ... детей и привлечь их к занятиям легкой атлетикой , отсутствием современного оборудования и т.д. ...

  • Анализ функциональных изменений в организме детей 11-15 лет происходящие в процессе занятий легк

    Реферат >> Культура и искусство

    Технику основных видов спорта (лёгкая атлетика , гимнастика, спортивные игры... уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию кондиционных... по легкой атлетике в школе .– Мн., «Полымя», 1989. – 284с. Учебник тренера по легкой атлетике ...

  • Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png