^ Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приемы для всех возрастных групп. По подражанию. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - раз,жать (5-6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5-6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

^ Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ. Приемы для всех возрастных групп. По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («трубочкой») , удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

^ Исследование объема и качества движений мышц щек. Приемы для всех возрастных групп: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается противоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

^ Исследование объема и качества движений языка. Приемы для всех возрастных групп: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета. Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком.
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

^ Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба. Приемы для всех возрастных групп: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить - лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); или движение не удается.

^ Исследование объема и качества движений мышц глаз. Приемы для всех возрастных групп: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажмуривает глаза; или возникают содружественные движения; или движение не удается.

^ Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление - брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль - брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас - брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость - губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение - брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность - губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: указанное выше правильное выполнение мимических поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

^ Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т. д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги - тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т. д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направление звучания.

^ Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп. Испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

^ Исследование восприятия музыки. П р и е м для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть.

Отметить: умение определить контрастную музыку, части музыкального произведения.

^ Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик - выше - ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку) .

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

^ Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп. Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты; например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.

^ Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп. Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо - холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: сильно - слабо. Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте.

Отметить: различает (нет) испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.

^ Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков. Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок

Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»). Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту,

например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

^ Исследование продолжительности и силы выдоха. Приемы для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

^ Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук а (сначала до ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты до первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6-7,5 тонов, 8-9,5 тонов, 10-11,5 тонов, 12-13 тонов, 13 тонов и более.

^ Исследование темпа. Приемы для всех возрастных групп. В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Приемы (для взрослых, подростков, школьников). Обследовать темп движения при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н. С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали - параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет - плохое выполнение, 1 балл; синий цвет - среднее выполнение, 2 балла; красный цвет - хорошее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудший показатель

по 6 параметрам-6 баллов, наилучший-18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.

Вопросы и задание


  1. Какие области сенсорной сферы исследуются у лиц с рече
    выми расстройствами?

  2. Какие связи можно установить между сенсорно-двигатель
    ными и речевыми нарушениями?

  3. Охарактеризуйте психомоторику ребенка и взрослого с нару
    шениями речи.
^ ГЛАВА ВТОРАЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ

КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

И МЕДИЦИНСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

ЗАИКАНИЯ

Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической гим-

настикой, ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нервных процессов, дают благотворный эффект. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой ■ функции. Чем ближе расположено поражение к области Брока, тем в большей степени нарушаются моторные компоненты речи. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Причем увязке во времени и темпах деятельности подлежат не только высшие корковые отделы речевой функциональной системы, но и мозжечковые (установка мускулатуры гортани, головы, шеи, плеч) и отделы, расположенные в продолговатом мозгу (регуляция дыхательной мускулатуры), и, видимо, другие глубинные структуры. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи. Правомерность этого взгляда подтверждает хорошо известный факт, что любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи заикающегося. Эффективным средством исправления речи заикающегося является использование ритмического звучания метронома.

И. В. Данилов и И. М. Черепанов считают, что темпы, предлагаемые «датчиком ритма», должны быть различных диапазонов у заикающихся с клонической и тонической формами заикания 1 . Этот факт свидетельствует о том, что темпы протекания нервных процессов у этих групп различны. По-видимому, в основе этого различия лежит различный уровень локализации основного звена нарушений. Вероятно, у больных с клоническим заиканием определяющим является уровень коры головного мозга, при тонической форме более существенную роль играют нарушения на уровне глубинных структур мозга. В таком случае для более лабильных корковых нервных центров необходимы более высокие ритмы (при клонической форме заикания), для функционально менее подвижных глубинных структур - более низкие ритмы (при тонической форме заикания). Однако этот вопрос требует тщательного изучения. Известно, что эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических качествах речи: ритме, метре, мелодии, паузах, темпе и др. Так, фраза из четырех слов может получить четыре различных значения в зависимости от способа произношения, т. е. от чисто

1 Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л., 1970, с. 109-120.

динамических соотношений слов между собой. Внешняя речь представлена рядом действий, распределенных во времени в определенном порядке, сочетании и последовательности. Облеченная в двигательную форму, речь тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и законам чисто фонетическим, а они захватывают не только область внешнего оформления, но, что особенно важно, оказываются одним из существенных структурно-динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания. Логические ударения, помимо смысла, выражаются фонетически в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука. Речь обладает длительностью, силой, качеством, точностью. Пауза также имеет свою длительность и точность и выражает процесс активного торможения. Во фразе имеется музыка. Музыка фразы придает ей ее собственное содержание. Этому способствуют такие музыкальные элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие, т.е. заикание исчезает.

Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровления эмоциональной и волевой сферы заикающегося. Ритм регулирует не только движение, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи. Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д.

Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного, управляемого поведения.

Дата обследования

Речевая карта

Ф.И.О. ребенка дата рождения

Откуда поступил

Сведения о родителях:

Мать

Отец

Данные анамнеза:

Протекание беременности : без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания, гестоз.

Развитие плода : без патологии, с патологическими проявлениями.

Характер родов : без патологии, с асфиксией плода, родовая травма.

Раннее развитие речи ребенка : время проявления голосовых и речевых реакций: крик гуление лепет первые слова первые предложения ______________________________________

Раннее (до 1 г.) психомоторное развитие ребенка : в срок, с опозданием, с опережением

Перенесенные заболевания :

Занимался ли ранее с логопедом, результаты

Ι . Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики

Моторная память (повторить за логопедом 4 движения для рук): выполнение правильное, неправильное; выполнение последовательное, непоследовательное; переключение не нарушено, нарушено.

Произвольное торможение (маршировать и быстро остановиться по хлопку): движенияплавные, лишены плавности; движения ног точные, не точные; двигательная реакция соответствует сигналу, не соответствует.

Статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное, с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу.

Динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок):выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

Пространственная организация двигательного акта (начать ходьбу oт центра круга направо пройти круг вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти ка­бинет вокруг и вернуться в пра­вый угол по диагонали через центр из противоположного уг­ла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.): знает стороны тела, не знает; знает ведущую руку, не знает; выполняет уверенно, неуверенно.

Темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук):нормальный, ускоренный, замедленный, медленный.

Чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен, замедлен, нормальный; нарушает количество элементов, не нарушает.


ВЫВОДЫ: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ, ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ, СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ, ТЕМПА, ЧУВСТВА РИТМА, ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫЕ, АКТИВНЫЕ, ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ, НЕЛОВКИЕ.

2. Состояние ручной моторики :

Статическая координация движений:

- распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вер­тикальном положении под счет до 15;

Распрямить ладонь, развес­ти все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет;

-«коза» под счёт;

-«зайчик» под счёт;

Сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет;

Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет.

Динамическая координация движений:

- выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать 5-8 раз;

Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе;

Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;

Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем;

-«ладонь»-«кулак»;

Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках.

ВЫВОДЫ: ПЛАВНЫЕ, ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН, ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НАРЕШЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ; СИНКИНЕЗИИ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ

ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции

1. Строение артикуляционного аппарата

А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет; губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет

Б. Губы : естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней

В. Зубы: ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, нормальной величины, диастемы

Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний

Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма

В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону, норма

Д. Язык: толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь рта, вне ротовой полости, норма

Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма

2. Состояние артикуляционной моторики

Губы:

- «Ниточка» и удержать под счёт до 5;

-«Бублик»;

-«Хоботок»;

-«Заборчик»;

-«Зайчик»;

-«Лягушка»;

-«Окошко»;

Многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

выполнение правильное; диапазон движений нормальный, невелик; синкинезии; без напряжения, с напряжением, чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; тремор; саливация; гиперкинезы; активна только правая сторона губ, только левая сторона губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

Челюсть:

- «Бегемотик»;

Движение челюстью вправо-влево;

Выдвинуть нижнюю вперед.

выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; синкинезии, тремор, саливации; движение не удается.

Язык:

- «Лопатка» и подержать под счет до 5;

Положить широкий язык на верхнюю губу;

-«Часики»;

-«Лопатка»-«Иголочка»;

-«Орешки»;

-«Качели»;

-«Змейка»;

Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.

выполнение правильное; недостаточный диапазон; синкинезии; неуклюжесть движений; движение всей массой; не выражен кончик языка; замедленность; неточность; девиация; тремор; волны; подёргивания; напряжённость; посинение; гиперкинезы; вялость; истощаемость; саливация; удерживается в определенном положении, не удерживается в определённом положении; движение не удается

Мягкое нёбо:

- широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); провести шпателем по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);

При высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

выполнение правильное; объем движения ограничен; синкинезии; малая подвижность небной занавески, гиперкинезы; саливация; движение не удается); отклонение маленького язычка в сторону.

Продолжительность и сила выдоха :

Сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;

Поддувать пушинки, листок бумаги.

выдох слабый, сильный; укороченный, длительный.

Динамическая организация движений артикуляционного аппарата:

- оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

выполнение правильное; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения; нарушение плавности; напряженность языка; подергивание; волны; тремор; движения языка не удаются, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую.

ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; СИНКИНЕЗИИ; САЛИВАЦИЯ; ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ГИПОМИМИЯ, АМИМИЯ; СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК; АССИМЕТРИЯ ГУБ; ГИПЕРТОНУС, ГИПОТОНУС, ДИСТОНИЯ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В №; ДЕВИАЦИЯ ЯЗЫКА; ПАРЕЗ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК; ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

Процедура обследования общих произвольных движений v детей дошкольного возраста

1. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

б) стоять на «цыпочках».

Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба­лансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь­ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.

б) определяется возможность прыгать с места через ве­ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свобод­но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву­мя ногами; прыжок не удается.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж­дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими рука­ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен­но; движения не всегда одновременные; одновремен­ные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движе­ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одно­временно; движения не всегда одновременны; одно­временные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребенку предлагается выполнить следующие упражне­ния: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) заг­нуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «паль­чики здороваются»; 4) застегивание и расстегивание пуго­вицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука - точное и четкое выполне­ние; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выпол­нении следующих проб: а) поднять брови («удивиться»);

б) прищурить глаза («яркое солнце»); в) сморщить нос («кислый лимон»); г) улыбнуться («веселый клоун»);

д) надуть щеки «толстый помидор»); е) выпятить губы («имитация свиста»).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе «улыбка» (как при звуке «и»);

б) удержание губ в позе «овал» (как при звуке «о»); в) удер­жание губ в позе «трубочка» (как при звуке «у»); г) удержа­ние языка в позе «лопаточка»; д) удержание языка в позе «иголочка»; е) удержание языка в позе «парус»; ж) пере­ключение движений губ («улыбка» - «трубочка»); з) каса­ние кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («часы»); и) касание кончиком языка у верхних и ниж­них зубов («качели»); к) пощелкать языком («лошадки»).

  • 1. Обследование статической координации движений пальцев рук:
    • – выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;
    • – вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;
    • – вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;
    • – положить указательные пальцы на средние на обеих руках;
    • – положить средние пальцы на указательные на обеих руках;
    • – соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
  • 2. Обследование динамической координации движений пальцев рук:
    • – попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, здороваются пальчики только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);
    • – выполнять движение «кулак - ребро - ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.
  • 3. Исследование чувства ритма:
    • – сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;
    • – «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
    • – раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);
    • – рисование по образцу «дом - дерево - забор».
  • 4. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»).

Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки.

За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

за первое задание - 6 баллов;

за второе задание - 2 балла;

за третье задание - 5 баллов;

за четвертое задание - 1 балл.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенку движения не удаются; отмечаются инертность и недифференцированность движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений или замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

Второй уровень (ниже среднего, 5-3 балла). У ребенка движения не точные; отмечаются нарушения динамической организации движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

Третий уровень (средний, 9-6 баллов). У ребенка при выполнении заданий на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Темп может быть замедленный или быстрый, ритм воспроизводится с небольшими ошибками. Имеются лишние движения во время приветствия.

Четвертый уровень (выше среднего, 12-10 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, но объем движений пальцев рук недостаточно полный. У ребенка сформировано чувство ритма. Лишних движений во время приветствия нет.

Пятый уровень (высокий, 14-13 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, движения пальцев рук активные, объем движений полный, нет замен движений. У ребенка полностью сформировано чувство ритма. Ведущая рука - правая. Лишних движений во время приветствия нет.

- НАДО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ ПО ПОКАЗУ, ПОТОМ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПРИ СЧЕТЕ ОТ 1 И ДО 5;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ И МИЗИНЕЦ ПРАВОЙ ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ВЫТЯНУТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ И СРЕДНИЙ ПАЛЬЦЫ ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКИ, ОБЕИХ РУК;

- ПОЛОЖИТЬ СРЕДНИЕ ПАЛЬЦЫ НА УКАЗАТЕЛЬНЫЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

- ПОЛОЖИТЬ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ НА СЕРЕДИНЕ НА ОБЕИХ РУКАХ;

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ СОЕДИНИТЬ В КОЛЬЦО, ПОТОМ НАДО СДЕЛАТЬ ТОЖЕ САМОЕ С ЛЕВОЙ РУКОЙ И ОБЕИМИ РУКАМИ С УКАЗАТЕЛЬНЫМ (СРЕДНИМ, БЕЗЫМЯННЫМ И МИЗИНЦЕМ). ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ ТОЧНОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ РЕБЕНКА.

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК:

ПОПЕРЕМЕННО НАДО СОЕДИНЯТЬ ВСЕ ПАЛЬЦЫ РУК С БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ СНАЧАЛА ПРАВОЙ РУКИ, ЗАТЕМ ЛЕВОЙ, ПОТОМ ОБЕИХ РУК ОДНОВРЕМЕННО (ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ СНАЧАЛА ТОЛЬКО ПРАВОЙ РУКИ, ПОТОМ ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ТОЛЬКО ЛЕВОЙ РУКИ, ЗДОРОВАЮТСЯ ПАЛЬЧИКИ ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ РУКИ);

- ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЕ << КУЛАК - РЕБРО - ЛАДОНЬ >> ПРАВОЙ, ПОТОМ ЛЕВОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ДВУМЯ РУКАМИ ДЕЛАЕТСЯ ЭТО ОДНОВРЕМЕННО; ВЫПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЫ НЕОБХОДИМО ПОВТОРИТЬ С ПРИКУШЕННЫМ ЗУБАМИ ЯЗЫКОМ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ НАДО ОТМЕЧАТЬ:

УСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ (С ПЕРВОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, СО ВТОРОГО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ, ПОСЛЕ СОВМЕСТНОГО С ВАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ);

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ (ПЛАВНОЕ, ПОЭЛЕМЕНТНОЕ, ЗАМЕДЛЕННОЕ, ТРУДНОСТИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ У РЕБЕНКА С ОДНОГО ЗВЕНА НА ДРУГОЕ) ;

- ОШИБКИ НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ПЕРСЕВЕРАЦИИ).

3. ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У РЕБЕНКА:

- СМЕНЯТЬ РУКИ С ОДНОВРЕМЕННЫМ СЖИМАНИЕМ ОДНОЙ КИСТИ В КУЛАК ПОТОМ РАЗЖИМАНИЕМ КУЛАКА ДРУГОЙ КИСТИ;

- ИГРА НА РОЯЛЕ (ПАЛЬЦЫ 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- РИСОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ << ДОМ - ДЕРЕВО - ЗАБОР >>;

- РАСКРАШИВАНИЕ, ВЫРЕЗАНИЕ, ШТРИХОВКА (ПО РАБОТАМ ДЕТЕЙ) ;

ОБСЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ ПИСЬМЕННОЙ ПРОБЫ: ЧЕРТИТЬ НА БУМАГЕ ПАЛОЧКИ В СТРОЧКУ В ТЕЧЕНИИ 15 СЕКУНД В ПРОИЗВОЛЬНОМ ТЕМПЕ, В ТЕЧЕНИИ ДРУГИХ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ БЫСТРЕЕ, ПОТОМ 15 СЕКУНД ЧЕРТИТЬ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ТЕМПЕ; РЕЗУЛЬТАТЫ 1 И 3 РАЗА СРАВНИВАЮТСЯ И ОЦЕНИВАЮТСЯ ТЕМПЫ: УСКОРЕННЫЙ, НОРМАЛЬНЫЙ, ЗАМЕДЛЕННЫЙ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЫ ОТМЕЧАЕТСЯ:

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РИТМА РЕБЕНКА;

- СПОСОБНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ РИТМА В ДВИЖЕНИЯХ;

- СПОСОБНОСТЬ РЕТЕНЦИИ РИТМА - СОХРАНЕНИЕ ЕГО В ПАМЯТИ;

- СПОСОБНОСТЬ К РИТМИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ - РИТМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ АВТОМАТИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ВЕДУЩЕЙ РУКИ (ДАВАЙ ПОЗДОРОВАЕМСЯ).

ВЗРОСЛЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ РЕБЕНКУ ПРОТЯНУТЬ РУКУ ДЛЯ ПРИВЕТСТВИЯ (ПОЗДОРОВАТЬСЯ): СНАЧАЛА ПРАВУЮ РУКУ, ПОТОМ ЛЕВУЮ РУКУ, ЗАТЕМ ОБЕ РУКИ. НАДО ОТМЕЧАТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНКА (СЖИМАНИЕ КИСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ РУКИ, ПРИПОДНИМАНИЕ ПЛЕЧ, СОКРАЩЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА, ОТКРЫТИЕ РТА РЕБЕНКОМ И. ДР.), КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ РЕБЕНКА. ЗА КАЖДОЕ ПРАВИЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

- ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ 6 БАЛЛОВ;

- ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ 2 БАЛЛА;

- ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ 5 БАЛЛОВ;

- ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ 1 БАЛЛ.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (НИЗКИЙ, МЕНЕЕ ДВУХ БАЛЛОВ).

РЕБЕНКУ ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЮТСЯ; ОТМЕЧАЕТСЯ ИНЕРТНОСТЬ И НЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ДВИЖЕНИЙ. У РЕБЕНКА ОТСУТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП ДВИЖЕНИЙ ИЛИ БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ЕСТЬ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (НИЖЕ СРЕДНЕГО, ПЯТЬ-ТРИ БАЛЛА).

У РЕБЕНКА ДВИЖЕНИЯ НЕ ТОЧНЫ; ОТМЕЧАЕТСЯ НАРУШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. НЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ, ТЕМП У РЕБЕНКА БЫСТРЫЙ ИЛИ ЗАМЕДЛЕННЫЙ, РИТМ НЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ. ИМЕЮТСЯ ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (СРЕДНИЙ, ДЕВЯТЬ- ШЕСТЬ БАЛЛОВ).

У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК ДИАГНОСТИРУЮТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ, НО ЯВНЫХ НАРУШЕНИЙ НЕТ. ПРИ ЭТОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК, СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ И НЕДОСТАТОЧНАЯ ИХ ТОЧНОСТЬ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫШЕ СРЕДНЕГО, ДВЕНАДЦАТЬ - ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК СФОРМИРОВАНА, НО ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК НЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛНЫЙ. У РЕБЕНКА СФОРМИРОВАНО ЧУВСТВО РИТМА. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ НЕТ.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, ЧЕТЫРНАДЦАТЬ - ТРИНАДЦАТЬ БАЛЛОВ).

ДИНАМИЧЕСКАЯ И СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК АКТИВНЫЕ, ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕТ ЗАМЕН ДВИЖЕНИЙ. СФОРМИРОВАНО ПОЛНОЕ ЧУВСТВО РИТМА. ПРАВАЯ РУКА ВЕДУЩАЯ. ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПРИВЕТСТВИИ У РЕБЕНКА НЕТ.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png