Стадион на Крестовском острове. Непростые решения строителей

Завершающий этап строительства футбольного стадиона на Крестовском острове предусматривает применение сложных инженерных решений. О нестандартных подходах в управлении этим уникальным проектом рассказывает генеральный директор компании-генподрядчика – ООО «Инжтрансстрой-СПб» Виталий ЛАЗУТКИН.

Виталий Витальевич, наверняка это самый необычный проект в вашей практике. Чем он отличается в первую очередь?
– Особенность объекта не только в его уникальности, но и в том, что работы приходится вести в стесненных условиях. На площадке восемь гектаров, где сооружается спортивно-концертный комплекс, одновременно идут общестроительные работы, монтируются сложнейшие конструкции и инженерные объекты. Только по объему СМР проект сопоставим со строительством нескольких жилых микрорайонов.

К категории технически сложных можно, например, отнести устройство несущих железобетонных конструкций нестандартной формы. Кстати, для них был разработан и специальный состав самоуплотняющегося бетона. На стадионе за период строительства смонтировано более 40 000 тонн металлических конструкций, часть из которых имеют сложную конфигурацию и сами по себе представляют уникальные технические сооружения.

– Приходилось ли принимать непростые решения с организационной точки зрения?
– Конечно, ведь строительство, проектирование и перестройка объекта идут одновременно. К тому же параллелно проводятся экспертизы. Сейчас готовится уже пятая. Дело в том, что изначально планировалось построить клубный стадион. А в 2012 году было принято решение провести здесь полуфинал чемпионата мира по футболу в 2018 году, и проект был пересмотрен. Вместимость арены увеличена до 68 000 мест.

В результате этих и других изменений пришлось выполнить большой объем работ по перестройке. Так, чтобы увеличить вместимость объекта без изменения основания и площади застройки, потребовалось изменить габариты мест для прохода и эвакуации зрителей. Только бетона было демонтировано 7000 кубометров.

– Что именно понадобилось перестроить?
– В первую очередь был проведен анализ несущей способности свай. Выяснилось, что в течение двух лет перестройки свайное основание не нагружалось согласно проектному решению и грунты стабилизировались. Однако было решено, что этого недостаточно. Чтобы обезопасить будущее здание, по всему периметру на 1,5 м увеличили толщину плиты ростверка, опирающейся на свайное поле. Как следствие, в нижних помещениях на такую же величину поднялся уровень пола, из-за чего пришлось сооружать дополнительные лестницы и пандусы.

Кроме этого (между отметками 6 и 14) был введен дополнительный технический этаж. Также до 40 000 кв. м была увеличена площадь коммерческих помещений, запланированных под магазины, кафе, рестораны.

– Какие параметры стадиона пришлось приводить в соответствие с требованиями FIFA?
– Эта организация каждый год публикует рендер требований к принимающей чемпионат мира стороне. Меняются параметры служебных помещений для размещения стюартов, охраны, телерадиокомментаторов, также и ранжир VIP-зон. Это, безусловно, надо учитывать при строительстве.

К тому же, согласно ключевым требованиям FIFA, был на пару градусов изменен угол наклона трибун. Поэтому нам пришлось демонтировать и выравнивать ранее построенные железобетонные конструкции. Кроме этого, при первоначальном проектировании не были определены маршруты и объемы работ по прокладке коммуникаций. Поэтому впоследствии в готовых стенах, толщина которых в некоторых местах достигала 1,2 м, пришлось пробивать каналы для прокладки сетей.

– Расскажите о необычных технологиях и материалах, которые применялись при строительстве.
– Многие решения, часть которых была заложена еще в первоначальном проекте Кисе Курокавы, а остальные появились при последующем редактировании, являются уникальными. В частности, на объекте применены очень сложные инженерные решения. Самым сложным с технической точки зрения оказался монтаж стационарной кровли. В ходе работ приходилось уточнять проектные решения, пересчитывать нагрузки многих несущих конструкций, производить усиление некоторых участков кровли. В частности, было принято решение увеличить жесткость светопрозрачных элементов. То есть мы и строили, и проектировали одновременно, внося по ходу усовершенствования. И так происходило на всех участках работ.

Даже после экспертизы проекта стадии «П» требовались усовершенствования. Оптимизация проекта в одних местах позволяла снизить стоимость и упростить решения, а в ответственных местах, где применены серьезные конструктивы и несущие элементы, наоборот, мы шли по пути увеличения несущей способности и повышения безопасности. Это прежде всего касалось несущих бетонных конструкций, кровли, стоек опирания и пилонов. Например, пилоны спроектированы архитектором в обратную сторону от приложения нагрузки, в сторону натяжения вант, и поэтому не являются самонесущими.

С точки зрения механики процессов это положение нельзя назвать оптимальным. Нам понадобились дополнительные ванты, чтобы удержать пилоны, а при их установке применялись дополнительные поддерживающие конструкции, которые пересекали все тело стадиона, вплоть до основания. Это, в свою очередь, не позволяло нам полноценно заниматься прокладкой инженерных сетей и замыканием теплового контура в тех помещениях, где проходили эти поддерживающие конструкции. В угоду архитектурной концепции Курокавы нам пришлось усложнить работы. В принципе, это относится не только к наклонным пилонам, но и ко всем оригинальным идеям концепции – к раздвижной кровле, выкатному полю. Все эти решения были сохранены, но затраты и трудоемкость их реализации выше среднего.

– Разве на стадии экспертизы проекта это было не очевидно? Почему архитектору не предложили заменить дорогостоящие решения оптимальными?
– Претензии были высказаны. С учетом замечаний проект пересчитывали дважды. Однако, когда победителем конкурса был утвержден проект Курокавы с его концепцией, никто не задумывался над деталями. Например, каким образом данное архитектурное решение будет работать в северном климате. Так, крыша просто висела на системе пилонов. При этом архитектор явно не учитывал ветровые и особенно снеговые нагрузки, которые бывают в нашей климатической зоне.

В 2011–2012 годах «Мостоотряд № 19» начал монтаж крыши. Когда наши конструкторы взялись рассчитать параметры крыши, выяснилось, что она не способна нести нормативные нагрузки. Работы остановили, кровлю частично демонтировали и пересчитали. Часть металлоконструкций была признана негодной, были заказаны новые конструкции. В 2012–2013 годах была пересчитана и система опирания кровли. В 2014-м появился новый проект крыши. Мы перераспределили нагрузки. Теперь пилоны во многом больше выполняют декоративную, нежели несущую функцию. А конструкция кровли стала более безопасной, поскольку через систему малых стоек она опирается на чашу стадиона. Пилоны же устроены таким образом, что если какой-то из них потеряет несущую способность, то крыша останется в безопасном положении.

– Все ли прошло гладко при монтаже кровли?
– Работы были разбиты на несколько этапов. Монтаж выполняли специалисты швейцарской фирмы VSL. В процессе нам пришлось преодолевать технологические трудности, связанные с натяжкой вант, система которых раскрепляется через пилоны и поддерживает кровлю.

У нас не было единой модели, как поведет себя кровля, поэтому в режиме реального времени мы следили за реакцией металла после натяжения вант. Для этого была разработана сложная система пошаговой натяжки. Пряди вант через специальное устройство были заведены в домкраты. Каждая прядь натягивалась строго на определенную нагрузку. По кругу были просчитаны циклы приложения нагрузок натяжения, и крыша постепенно перераспределяла свой вес на систему вант и пилонов. Нам приходилось приостанавливать работы, в частности, по причине заклинивания вантов в замках. Кроме того, когда достигались критические показатели, стройка останавливалась по требованию ученых и специалистов авторского надзора. С помощью сложных математических расчетов производился пересчет моделей нагрузок. Поэтому процесс натяжки продлился на полтора месяца дольше, чем предусматривалось проектом.

– Стройка – живой организм, и проблемы во взаимодействии с подрядчиками неизбежны. Как вы их решали?
– Действительно, взаимодействие подрядчика с субподрядчиками важно, и иногда приходится, чтобы не сорвать контракт, идти на нестандартные решения. Например, основным подрядчиком по устройству кровли был «Мостоотряд № 19». В марте прошлого года компания объявила себя банкротом и не смогла продолжать работу. Возникла угроза остановки стройки, поскольку связанные договорами с этой компанией субподрядчики и поставщики не хотели рисковать и намеревались свернуть свою деятельность. На принятие решения потребовалось два дня.

Мы как генподрядчики пообещали, что все обязательства по текущим работам выполним своими силами. Около 500 человек, сотрудников «Мостоотряда № 19», работающих на объекте, ввели в наш штат. За месяц был развернут участок № 2, куда влились еще и 12 субподрядных фирм. Пришлось провести расчеты, освидетельствовать объем незавершенки, перевести на «Инжтрансстрой» библиотеку исполнительной документации, выполнить процедуры, связанные с органами Ростехнадзора.

Теперь по факту получается, что «Инжтрансстрой», являясь генподрядчиком, своими силами ведет самые сложные и ответственные работы. Такая схема – большая редкость. К тому же по госконтракту наша компания является еще и проектировщиком и разработчиком рабочей документации.

– Наверняка нашим читателям будет интересно, как технически устроено выдвижное поле и зачем понадобилось такое решение?
– В нашем климате (а наш стадион – самый северный стадион подобного класса) футбольный газон, к качеству которого сейчас предъявляются высокие требования, очень сложно сохранить. К тому же у арены высокие борта чаши, стационарная крыша, отчего инсоляция и освещенность поля минимальны. Чтобы ухаживать за газоном, поле нужно выдвигать.

Система выдвижного поля – это конструкция весом 7000 тонн, что сопоставимо с массой крупного грузового состава. Но при этом она должна двигаться быстро, плавно и безопасно. Главной задачей было минимизировать затраты на передвижение такой массивной конструкции. Последовательно предлагалось несколько инженерных решений. Сначала речь шла о шагающих гидравлических домкратах. Предпринималась и попытка выполнить задачу за счет системы лебедок. Даже поступало предложение сделать плавающее поле.

В ходе работ концепцию поменяли. Систему домкратов было решено поменять на систему электросервоприводов. Потом к ним добавили еще воздушную подушку. Мы герметизируем края поля, выполняем поддув, разгружающий массу поля через систему вентиляторов нагнетания воздуха. В результате нагрузка в 500 кг снижается до 100 кг на кв. м. На перемещение поля уходит около часа. Таким образом, обеспечивается возможность ухода за газоном, пирог которого, высотой в полметра, состоит из стабилизированного специальными волокнами грунта. Для этой же цели поле оснащено системами автоматического подогрева, аэрации, полива и дренажа.

Есть и другая причина внедрения сложной выдвижной системы – двойное назначение объекта. Известно, что стадион будет действовать не только как футбольная арена, но и как спортивно-концертный комплекс. А на футбольном газоне никакие другие мероприятия проводить нельзя

15:46 — REGNUM Выкатное футбольное поле строящегося стадиона на Крестовском острове Санкт-Петербурга не соответствует требованиям ФИФА по показателям вибрации. Поэтому на «инновационном» поле матчи под эгидой ФИФА проводиться не будут. Об этом ИА REGNUM 1 ноября сообщил информированный источник, знакомый с ходом состоявшегося 31 октября визита инспекторов ФИФА на петербургский стадион.

Как известно, на новой спортивной арене в Петербурге запланированы матчи проводимых ФИФА Кубка конфедераций (2017 г.) и Чемпионата мира (2018 г.).

«Инспекторы ФИФА попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи Чемпионата мира проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз», — рассказал источник, уточнив, что речь идет и о матчах Кубка конфедераций 2017 года.

Причиной ненормативных вибраций, возможно, стала легкость конструкции выкатного поля, на котором разбит травяной газон.

Представители ФИФА предложили принимающей стороне самой решить, что теперь делать с выкатным полем, однако необходимость его скорейшей замены на стационарный газон уже очевидна и властям Петербурга, полагает источник.

Чтобы провести, как запланировано, матчи под эгидой ФИФА в Петербурге в 2017—2018 годах, придется практически навсегда убрать выкатное поле из чаши стадиона и срочно заняться созданием традиционного футбольного газона.

Источник ИА REGNUM подчеркнул, что пока речь идет о несоответствии поля лишь нормам ФИФА. Свои требования к футбольным полям есть у европейской УЕФА и российской РФПЛ. Однако сомнительно, что эти две структуры не последуют примеру ФИФА. «Раз поле пружинит, то как на нем играть?», — задал риторический вопрос источник.

Напомним, что выкатное поле, наряду с раздвижной крышей, было одной из «изюминок» нового стадиона на Крестовском острове. Сложностью этих конструкций, в том числе объяснялось общественности многократное удорожание спортивной арены. Выкатное поле должно было обеспечить проведение на стадионе массовых концертных или выставочных мероприятий без угрозы футбольному газону.

Выдвижное футбольное поле впервые было перемещено в чашу стадиона 24 октября текущего года. 27 октября на нем состоялся первый любительский футбольный матч между командами ОАО «Метрострой» и сборной строителей Петербурга. 1 ноября поле выкатили за пределы чаши стадиона для консервации на зиму. Не исключено, что теперь оно уже никогда не вернется на штатное место.

Читайте ранее в этом сюжете:

С раздвижной крышей стадиона, кстати, тоже далеко не всё в порядке. «Когда ее последний раз закрывали, это пришлось делать практически вручную, потому что нет синхронизации приводов. Они должны работать автоматически и синхронно, но этого не происходит», — пояснил источник ИА REGNUM .

Добавим, что выкатное поле перемещается с помощью 32-х тяговых модулей и так называемой «воздушной подушки», когда с помощью нагнетания воздуха снижается нагрузка на 396 катков и облегчается работа приводов.

Стадион на Крестовском острове должен быть сдан до конца декабря 2016 года.

МУЧИТЕЛЬНАЯ ТРАВА

В последнем туре «Зенит» дома безвольно уступил «Тереку », сделав чемпионом «Спартак». На послематчевой пресс-конференции главный тренер сине-бело-голубых Мирча Луческу признался: за своих футболистов ему не стыдно – дескать, сделали все, что могли. Зато румын в пух и прах разнес поле нового стадиона. Даже привычная критика судей ушла на второй план. Трава в последнем матче провинилась больше, чем арбитры.

– Мы играли на безобразном поле! – высказался главный тренер. – На таком легче обороняться, чем атаковать.

Хедкоуча поддержал его ассистент Александр Спиридон.

– Даже на Украине нет ни одного такого поля! В том числе у команд-аутсайдеров, – был эмоционален он. – Наши футболисты сегодня мучились.

Но опасения главного тренера ряд СМИ поставил под сомнение. После «битвы» с «Тереком» появилась информация, что встречу 29 тура чемпионата России по футболу «Зенит» - «Краснодар» решили перенести на стадион «Петровский». Однако четкой ясности по этому вопросу нет до сих пор. Теперь источники в клубе эти слухи опровергают: игра пройдет на новой арене, а газон будет приведен в порядок.

НЕПРИКАЯННЫЙ ГАЗОН

Справедливости ради отметим: поле на стадионе на Крестовском действительно выглядело непригодным для игры в футбол. По крайней мере, в последнем матче. Клочья травы вместе с кусками земли буквально вылетали из-под ног спортсменов, будто в огороде...

Кто за это ответственен, понять трудно. Если подрядчик, то какой из? «Инжтрансстрой -СПб», который когда-то занимался возведением арены? Или «Метрострой », который достраивал и сдавал стадион? А, может быть, сам клуб?

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин настаивает на последнем варианте.

– С августа 2016 года все, что касается футбольного поля, – сфера ответственности ФК «Зенит». Рекомендации клуба компания-подрядчик выполняла неукоснительно. С полем, по докладу ФК «Зенит», все в порядке, – написал чиновник на своей страничке в «Facebook».

– Мы – город, мегаполис, но легко усваиваем новый материал. Если необходимо освоить агротехническую науку, то изучим и усвоим, – отметил вице-губернатор.

Официально эту ситуацию в клубе не комментируют. Представители пресс-службы «Зенита» на звонки корреспондентов «КП » не ответили.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Заседание Международной федерации футбола (FIFA) запланировано на 11 мая. Есть вероятность, что футбольные чиновники примут решение о полной замене газона на новый. Такая экстренная мера объясняется Кубком конфедераций, который стартует в июне 2017 года: времени остается в обрез. Напомним, стадион на Крестовском острове должен принять несколько матчей, в том числе финальный.

Выкатное поле стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге непригодно для проведения футбольных матчей, установили эксперты ФИФА. Соответствующая проверка главного стадиона чемпионата мира по футболу, который Россия должна принимать в 2018 году, прошла 31 октября.

Как обнаружила комиссия ФИФА, поле не просто сильно пружинит, когда на нем прыгают, но и в других его частях при этом возникают вибрации. По данным источника информационного агентства Regnum, «нормативы по вибрации превышены в семь раз».

Напомним, стадион на Крестовском острове строится с 2007 года. Планировалось сдать его в эксплуатацию в 2009 году, однако проект был изменен и позже менялся несколько раз. В результате стоимость работ выросла с 6 миллиардов рублей до немногим менее 40 миллиардов рублей.

При этом проектировщики гордились выкатным полем стадиона - вместе с раздвижной крышей оно считалось одной из главных особенностей «Зенит-Арены». А в ходе строительства поступали сообщения, что сам механизм удалось значительно облегчить, уменьшить его вес за счет смены материалов. Однако в результате стадион оказался непригодным к проведению соревнований без дальнейших доработок поля или замены его на стационарное.

Информация о выводе представителей ФИФА распространилась в СМИ и стала одним из предметов обсуждения в социальных сетях. Многие пользователи выражали недоумение и возмущение тем, что огромные средства ушли в никуда, высказывали предположения относительно их расхищения и интересовались, будет ли кто-то наказан за происшедшее. Не меньшая часть аудитории придерживалась мнения, что в России подобное случается постоянно, и шутила о дальнейшей судьбе стадиона.

Пользователь соцсети Facebook Александр Хотеев (Alexander Khoteev) написал : «Вбухать в строительство больше млрд баксов чтобы после этого стадион признали непригодным, это надо быть особо одарёнными, ребята!» «Это вам не кочковатое поле... "Выкатное поле стадиона «Зенит-Арена» не соответствует требованиям ФИФА. Инспекторы FIFA попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в 7 раз" (с)», - прокомментировал информацию СМИ пользователь Константин Лабуть, политический консультант.

«Очередной пример неумелого и преступного разбазаривания народных средств», - считает пользователь Игорь Николаев из Москвы. «Выкатное поле "Зенит-Арены" за 39,2 миллиардов рублей признали непригодным для Чемпионата мира. "Зенит-Арена" - самый дорогой распил!», - заключила пользователь Анна Скворцова из Москвы. «Строили-строили... и опять не построили! Отличный пример, как власти, не понимая, что они делают, могут привести в негодность любое нормальное дело! Стадионы должна строить не власть, а те, кто ими будут управлять», - высказал мнение Денис Давыдов, президент Федерации регби Днепропетровского региона.

«Батут, штоле, получился?», - пошутил пользователь Андрей Иванов из Москвы. «Ага, в процессе поменялась концепция», - ответил ему пользователь Илья Шуманов. «Зато до конца 2016-го на это с***е поле переведут больше миллиарда рэ с расходов городского бюджета на ремонт и строительство школ, дет.садов, колледжей, ремонт больниц и прочих социальных объектов», - саркастически заметила пользователь Марина Игнатьева (Marina Ignatyeva) из Санкт-Петербурга.

«Повод поднять стоимость?», - иронически поинтересовался пользователь Дмитрий Савосин из Нижнего Новгорода. «А как же потраченный из бюджета Питера офигиард миллиардов? Вот точно снова происки Запада...», - присоединился к нему пользователь Алексей Зинченко из Санкт-Петербурга.

«Отдайте Краснодару матчи Кубка и ЧМ, а на этом недоразумении пусть концерты проводят. Всё одно, еврокубки там тоже не одобрят», - предлагает пользователь Махаил Васильев (Mikhail A. Vasilyev). «Так они сейчас из бюджета города, (из денег на строительства больниц и детских садов), ещё денег выделят и спешно будут стационарное поле строить, а потом ещё хвалиться, тем, что в сжатые сроки успели... А Краснодар достоин абсолютно», - откликнулся на это пользователь (Николай Вартанов) Nickolay Vartanov.

Корень проблем со строительством «Зенит-Арены» состоит в том, что у проекта нет куратора, который считал бы этот стадион и его строительство своим делом. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» журналист, главный редактор портала «Мел» Никита Белоголовцев.

«Мне, честно говоря, с инженерной точки зрения не оценить, кто мог бы быть виноват и где и когда могла произойти ошибка. Но абсолютно очевидно, что у всей стройки этой арены есть большая, ключевая родовая травма: у этой стройки нет начальника, хозяина - какого-то человека, который понимает, что вот это все - его. Либо оно его по долгу службы, либо - потому, что он тратит на это свои деньги, либо его, потому что это - дело его жизни. И так далее.

Над Леонидом Федуном, хозяином московского «Спартака», очень иронизировали, когда он назначил ответственным за строительство стадиона своего брата. По этому поводу было много шуток, в том числе от людей, которые вроде бы и хорошо относились к Федуну. Но в его решении прослеживалась некоторая логика: если это настолько важно, ценно и так далее, то вот - этим занимается мой родственник.

В Питере этого не было и близко - в Питере вообще сложилась очень странная ситуация, когда, насколько я понимаю, разные решения по арене принимались разными людьми. Я знаю, что инженеры и строители гордились выкатным полем, невероятно гордились архитектурным решением, благодаря которому существование этого выкатного поля стало возможным - там, по сути, одна трибуна стоит на «мосту», из-под которого поле выкатывается. Это сложно, это клево, и аграномы были счастливы, что поле будет под солнцем и все будет так прекрасно.

Почему оно вибрирует, не знаю - но, в общем, вибрирует вся стройка питерского «Зенита». И когда чиновники, за нее ответственные, говорят: «Знаете, все стало таким дорогим, потому что - вот, японский архитектор с его чертежами», очевидно, что у этих людей в итоге все будет плохо. Просто потому, что у людей, которые не стесняются такого, не может быть хорошо.

Плюс какие-то минимальные, бытовые знания в строительстве позволяют сделать простой вывод, что чем дольше строишь, чем больше у тебя что-то «зимует», тем больше может накапливаться внутренних «косяков». С выкатным полем была уже проблема, когда обнаружили, что оно выкатывается неровно и что «рельсы», по которым оно катится, проложены с ошибками. Это все, к сожалению, звенья одной цепи. И, конечно, когда пять лет назад шутили, что со стадионом не успеют к 2018 году, то шутили с пониманием, что это хорошая шутка, смешная. А сейчас самые страшные прогнозы реализуются.

Да, что бы там ни было с полем, к 2018 году это, так или иначе, закончится. Но не все отдают себе отчет, что это должно быть закончено гораздо раньше. Потому что должен быть Кубок конфедераций - есть некоторый протокол для проведения чемпионатов мира. И это уже, конечно, катастрофический позор. Посмешище.

Могут ли матчи чемпионата в результате быть перенесены на другие стадионы? Это очень сложно, потому что питерский стадион - очень важный для чемпионата мира. Важный по городу, по вместимости, по всему остальному. Я думаю, что, скорее, в ФИФА в случае каких-то проблем будут менять свои временные правила и разрешат не играть на этом стадионе Кубок конфедераций, но играть полуфинал чемпионата мира. Это мне кажется более вероятным.

Но все это, конечно же, очень занятно смотрится на фоне нашей гордости: «У нас была лучшая Универсиада в Казани, у нас была лучшая зимняя Олимпиада в Сочи, мы вообще - главные проводильщики крупных спортивных соревнований». На фоне этой гордости такое - это уже даже пугает. И это, в некотором роде, окончательный или очень серьезный удар по концепции «Завалим деньгами», «Сделаем пусть самое дорогое спортивное соревнование, зато лучшее». У нас и в Сочи был девиз «Мы за ценой не постоим». А тут выясняется, что и это не помогает!

Я не очень хорошо понимаю в строительстве, как уже говорил, но новости, которые приходят из Питера, довольно регулярно заставляют задаваться вопросом: «Ну как?!» Ну, как у вас может пол-арены заплесневеть? Ну, как вы можете систематически не платить зарплату рабочим? Ну, как вы можете не иметь сметы на арену, когда вы ее уже столько времени строили? И так далее. Это вопросы более или менее регулярно возникающие. Недавно был, например, вопрос: «Как вы можете спроектировать стадион так, что туда не может въехать клубный автобус?». Да, это все - вещи, в голове не укладывающиеся. Но почему-то создатели стадиона их нам в головы постоянно укладывают.

Что до наказания, то кто-то, наверно, будет наказан - может быть, не публично, но наверное. Но это просто отсылка к тому, с чего я начинал: непонятно ведь, кого наказывать. Стадион начинали строить не в рамках подготовки к чемпионату мира, поэтому Шувалова, Сорокина и прочих, отвечающих непосредственно за чемпионат, не накажешь. Миллера - тоже нет, потому что он всегда дистанцировался от этого: мол, он дал городу деньги, а строит город. Город неоднократно пытался снимать с себя ответственность, и, в общем, непонятно, опять же, кого наказывать: Матвиенко, Полтавченко, Тюльпанова?

Вот Медведев брал стройку под свой контроль - его наказывать? Мутко тоже брал ее под свой контроль - но понятно же, что когда берешь стройку под контроль спустя десять лет, ты уже не очень можешь ее контролировать, даже если захочешь… Так что кого наказать? Всех? Того, кто принял решение строить это без начальника? Кто это решение принял, понятия не имею.

Что касается самого чемпионата, что история с «Зенит-Ареной» - последняя причина, по которой его могли бы не проводить. Чисто теоретически до сих пор существует возможность, что в России его проводить не будут, но не из-за этого. Здесь история в том, что мы сами себе создали гигантские проблемы», - считает Никита Белоголовцев.

Поле

Сочетание раздвижной крыши и выкатного поля станет одними из главных ноу-хау стадиона. Поле размерами 120*80 м будет перемещаться с помощью системы электродвигателей, предварительно приподнимаясь с помощью нагнетенного воздуха. Во время проведения футбольных матчей поле будет находиться внутри чаши стадиона, а на период концертов, выставок и соревнований по другим видам спорта оно будет располагаться за пределами стадиона.

Это решение позволит поддерживать высокое качество газона на протяжении всего года и избежать необходимости его неоднократной замены, неизбежной для классических футбольных арен. Для поддержания постоянного температурного режима и уровня влажности поле будет снабжено системой аэрации и электроподогрева. Время, необходимое на перемещение поля и на все сопутствующие этому процедуры, составит около 6 часов.

Крыша

Раздвижная крыша обеспечит поступление солнечного света в дни, когда футбольное поле будет находиться внутри стадиона: без должного количества солнца газон не будет расти. Кроме того, согласно регламенту FIFA, матчи должны проходить под открытым небом. Раздвижной сегмент позволит удовлетворить это требование и обеспечить комфортные условия пребывания посетителей арены в зимний период, на время которого крыша будет закрыта. Но самое главное, на новом стадионе будут созданы комфортные условия для посетителей в любое время, в том числе зимой. Для того, чтобы закрыть крышу, например, в случае непогоды, понадобится всего 15 минут.

Раздвижная крыша является дополняющей поле технологией: она обеспечит поступление солнечного света в дни, когда футбольное поле будет находиться внутри стадиона.

IT-инфраструктура

Беспроводной доступ

Стадион на Крестовском - это масштабный IT-проект, который учитывает все потребности и помогает реализовать все возможности современного спортивного сооружения.

Площадь стадиона будет покрыта сетью беспроводного доступа в интернет (wi-fi): емкость проектируемой сети – 436 точек доступа. Сеть обеспечит неограниченный доступ к Internet и внутренним медиа-ресурсам посетителей категории VIP, VVIP и гостей скайбоксов. Ей также смогут воспользоваться представители СМИ и сотрудники стадиона. Кроме того, сеть будет поддерживать связь арены с персоналом ситуационного центра.

Обработка и передача данных

Технологическую мощность стадиона обеспечат 250 км оптоволоконных сетей. Вся информация, генерируемая на стадионе, будет храниться в едином центре обработки данных (ЕЦОД) мощностью более 50 Тбайт. Столь мощная инфраструктура способна поддерживать работу любого существующего на сегодняшний день прикладного программного обеспечения.

На стадионе будет развернута система передачи данных с 15 тыс портами и двумя каналами подключения к сети Internet. Для обеспечения обменом данными систем комплексной безопасности предусмотрена отдельная линия.

Скорость передачи информации между коммутаторами по дублировнным оптическим каналам составит 10Gbps. Скорость передачи данных для подключения пользовательского оборудования – 1Gbps.

Платежно-пропускная система

Платежно-пропускная система стадиона - единый программно-аппаратный комплекс для полноценной автоматизированной работы с посетителями арены. Она предназначена для информационно-справочного обслуживания, предоставления профильных платных и бесплатных услуг и организации контроля доступа зрителей.

С помощью платежно-пропускной системы будут осуществляться следующие операции:

  • продажа билетов, абонементов и карт с использованием всех возможных каналов, включая интернет и билетных операторов;
  • контроль доступа зрителей различных категорий и регистрация попыток несанкционированного доступа;
  • мониторинг устройств контроля доступа зрителей;
  • разрешение конфликтов сотрудниками при автоматизированном входном контроле;
  • аккредитация определенных категорий посетителей;
  • автоматизация работы парковки;
  • выдача, приемка парковочных билетов и сбор платежей за парковку;
  • автоматизация тарификации;
  • автоматизация точек питания;
  • обеспечение продаж товаров и услуг стадиона безналичной системой оплаты;
  • отображение в реальном времени процессов системы, в том числе, процесса заполнения стадиона;
  • получение статистической и аналитической информации о посетителях, их интересах и их посещаемости;
  • формирование финансово-отчетной информации и передача в систему бухгалтерского учета.

В дальнейшем система может быть использована для внедрения системы лояльности посетителей.

Безопасность стадиона

Видеонаблюдение

На объекте будет смонтирована система видеонаблюдения, которая позволяет проследить за любым из зрителей от входных кордонов безопасности до места на трибуне. Система идентифицирует билет, внешность и послужной список болельщика. В подтрибунном пространстве стадиона будет установлено в общей сложности более 600 видеокамер. Главная задача видеонаблюдения - фиксировать противоправные действия и проводить идентификацию нарушителей.

Охранная сигнализация

Для защиты от несанкционированного проникновения на стадион посторонних лиц стадион будет оснащен системой охранной сигнализации. Проектом предусмотрено около 3,5 тыс магнитоконтактных извещателей, устанавливаемых на двери и окна, около 200 извещателей битого стекла и более 1 тыс оптикоэлектронных извещателей, контролирующих объем помещений.

Система контроля и управления доступом

Для организации доступа персонала и посетителей в различные зоны и помещения, а также защиты от несанкционированного доступа посторонних лиц, на стадионе будет смонтирована система контроля и управления доступом. Вход и выход в помещения объекта будет осуществляться по электронным картам, для чего предусмотрена установка контроллеров дверей, считывателей электронных карт и блокирующих элементов. Любая дверь может быть разблокирована с автоматизированных рабочих мест постов охраны. Системой контроля и управления доступом будет оборудовано более 1 тыс точек прохода.

Пожарная сигнализация

Система пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара в начальной стадии и формирования управляющих сигналов на включение различных систем. На случай возникновения прецедента на стадионе предусмотрен комплекс мер: оповещение и управление эксплуатацией (переход работы объекта в аварийный режим), запуск системы дымоудаления, отключение вентиляционных систем, управление лифтами, отключение технологического оборудования и т.д.

Система будет построена на базе 16 пожарных станций, расположенных в различных частях здания и объединенных в локальную сеть, которая представляет собой одну децентрализованную станцию. В качестве датчиков будет использовано более 10 тыс мультисенсорных и 2 тыс ручных извещателей.

Система пожаротушения

На объекте будет установлено несколько видов противопожарных систем. В аппаратных - порошкового пожаротушения, в электрощитовых - газового пожаротушения и водяного - во всех остальных помещениях. В подтрибунных пространствах арены предусмотрены сплинкеры, а внутренние и внешние светопрозрачные конструкции (витражи, окна, двери) в случае срабатывания системы будут орошаться тонкораспыленной водой.

Одной из уникальных особенностей объекта станет система тушения пожара в зоне трибун - роботизированный пожарный комплекс. При поступлении сигнала пожарный робот определяет место очага возгорания и производит автоматическое пожаротушение распыленной водой. Робот оснащен «техническим зрением» состоящим из ИК-датчика со сканером и тв-камеры. Он также наделен интеллектом: определением координат цели и наведением на очаг возгорания. Пожарные роботы связаны информационной сетью, управляемой через центральный пульт и интегрированы в комплексную систему безопасности.

Управление стадионом

Единый центр управления

Единый центр представляет собой узел связи и управления, откуда отвечающий за операции стадиона персонал будет отслеживать процессы, происходящие на арене и управлять всеми инженерными системами, реагируя на любые возникшие ситуации – как до начала мероприятия, так в его процессе и после проведения.

Системы мониторинга

Система осуществляет мониторинг всех подсистем: систем безопасности, жизнеобеспечения, противопожарной защиты, систем связи, информирование дежурного персонала Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, органа повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) о возникновении предаварийных, аварийных, чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Даже в кризисных ситуациях система связи и управления стадионом обеспечивает на объекте гарантированно устойчивую телефонную связь между оперативно-спасательными службами, специальными формированиями и штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система мониторинга инженерных (несущих) конструкций стадиона осуществляется в режиме реального времени и позволяет отслеживать изменения состояния инженерных (несущих) конструкций.

Система дистанционного управления стадионом

Автоматическая система дистанционного управления стадионом предназначена для централизованного мониторинга, диспетчеризации и управления рядом инженерных систем:

  • энергосбережением
  • спортивным освещением
  • отоплением
  • вентиляцией
  • кондиционированием
  • теплоснабжением
  • котельной
  • тепловыми завесами
  • холодоснабжением
  • системами связи
  • билетно-пропускной системой
  • технологиями футбольного поля
  • газовым пожаротушением
  • пожарной сигнализацией
  • раздвижной крышей
  • выкатным полем
  • лифтами и эскалаторами

Спортивное освещение

На арене будет установлено специализированное освещение, которое соответствует всем условиям для комфорта игроков, зрителей, судей и работы тв-камер. В том числе, для устранения эффекта мерцания при замедленных и сверхзамедленных повторах для прожекторов использованы электронные и высокочастотные пускорегулирующие аппараты.

Проектом спортивного освещения предусмотрено аварийное телевизионное освещение – возможность непрерывной телевизионной трансляции и нормального проведения матча в случае прекращения подачи электроэнергии.

На стадионе будет обеспечено электроснабжение осветительной установки футбольного поля по первой, особой категории с использованием независимого резервного источника питания и источника бесперебойного питания. Благодаря этому, 100% осветительных приборов остаются в рабочем состоянии, обеспечивая ненормируемые уровни освещенности в течении 3 часов. То есть, даже если весь город окажется отключенным от электричества, посетители стадиона могут досмотреть игру, не заметив никаких изменений.

Осветительное оборудование стадиона разместится на специальном кольцевом техническом мостике, обеспечивающем беспрепятственный и удобный доступ к нему в любое время. Мостик расположен в пространстве между фермами («рельсы», по которым перемещается раздвижная часть крыши) и соединен системой переходных радиальных мостиков с выходами на кровлю.

Маломобильные посетители

При входе на стадион будут установлены информационные стенды с информацией для маломобильных групп населения, в том числе, с указанием направления движения к доступному входу.

На стадионе также предусмотрены:

  • специальные вестибюли;
  • лифты;
  • пандусы для доставки посредством вспомогательных транспортных средств;
  • специальные контроль-пропускные устройства

Для обеспечения доступности для людей с ограничением зрения перед каждым маршем лестниц оборудованы тактильные предупреждающие указатели. Ступени лестниц оборудованы защитным противоскользящим контрастного цвета угловым профилем на каждой ступени по ширине марша.

Санузлы для маломобильных групп населения будут оснащены системой вызова штатного дежурного медперсонала. В местах пребывания людей с ограниченными возможностями будут установлены средства двухсторонней связи с диспетчером.

Энергоэффективные решения

Комплексные показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов, позволяют отнести сооружение к классу энергетической эффективности A++ (очень высокий).

Все материалы и технологии, используемые для строительства стадиона, экологически безопасны и соответствуют высоким стандартам международной сертификационной системы LEED: кабели, не выделяющий галоген при горении (HF-кабель), энергосберегающие лампы и т.д.

Оборудование соответствует высокому техническому уровню проекта и имеет наивысший класс энергоэффективности за счет использования самых передовых технологических разработок. В частности, лифты OTIS, установленные на стадионе, оснащены регенеративным приводом ReGen, который перенаправляет выработанную энергию, обычно рассеивающуюся в виде тепла на тормозных резисторах, обратно в электрическую сеть здания. Таким образом, производится чистая «зеленая» энергия, а экономия электроэнергии может достигать 40-75%.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png