Весьма затруднительно установить место и время изготовления первого лука древним человеком. Раскопки мест стоянок и древних захоронений позволяют предположить, что это произошло в эпоху позднего палеолита или начала мезолита. Это подтверждается множеством наскальных изображений сцен охоты с луками, которые обнаружены в различных местах земного шара. Помимо охоты, луки широко использовались и в боевых действиях между племенами и народами.

В древних рукописях содержатся сведения о том, что уже в XII веке до нашей эры при царе Тиглате-Палассаре III (745-727 годы до нашей эры) ассирийские цари в составе своих войск имели отряды пеших и конных лучников. Известен и факт последнего массового применения лучников в боевых действиях - участие полка башкирских лучников в Крымской войне 1853-1856 гг. Таким образом, можно заключить, что для ведения боевых действий человечество использовало луки со стрелами не менее 30 веков. Более того, и в настоящее время луки продолжают применять, но теперь лишь для охоты и в спортивных целях.

Пешие и конные ассирийские лучники

Конструктивно луки подразделялись на простые (из цельного фрагмента упругой ветви дерева), сложносоставные (многослойные и комбинированные) и самострелы или арбалеты (с механическим натяжением и спуском стрелы).

Лук европейского типа состоял из единого куска ветви дерева и тетивы, для изготовления которой могли использоваться сухожилия животных, сыромятный ремень, пеньковая или шёлковая пряди.

В руках опытного стрелка лук давал поразительные результаты точности и дальности стрельбы. Как следует из известных источников, наилучший результат в дальности стрельбы (889 м) был достигнут турецким султаном Селимом III в 1798 г. на соревновании в Стамбуле. Классического результата в точности попадания вцель добился английский король Генрих VIII, попавший в яблоко на расстоянии 220 м.

Для изготовления сложного лука использовалось несколько сортов древесины, а также фрагменты из кости и рога, повышающие упругость всей конструкции. Роговые и костяные элементы соединялись с основой лука замковым устройством «под шип». Такие луки отличались не только конструктивными особенностями, но и способами их применения. Они получили распространение в странах Азии и Востока. В Каире экспонируются находки из гробницы фараона Тутанхамона (XIV век до нашей эры), в числе которых 14 простых и 32 сложносоставных лука.

В Китае сложные луки, изготовленные из дерева, рога и сухожилий, появились уже впоследней четверти II тысячелетия до нашей эры.

Наиболее характерным представителем сложносоставных луков явился японский лук, сведения о котором в российских источниках весьма скудны.

Японский асимметричный боевой лук «юми» или «дайкю» (большой боевой лук) был самым распространённым оружием самураев. Его длина находилась в пределах 180-220 см, а точка натяжения (место слёта стрелы) располагалась ниже центральной части лука на одну треть. Дальность стрельбы (я-гакари) и поражающая способность такого лука находилась в пределах 300 метров. Искусный стрелок свободно поражал движущуюся мишень (размером с собаку) на расстоянии 150 метров.

Доспехи и вооружение японского воина: лук «дайкю» (о-юми) и колчан «хира-янагун»

Самурай в защитном доспехе («о-ёрой») и большим луком («дайкю»)

Помимо классического асимметричного «юми», применялись и складные луки «таби-юми» с бамбуковыми плечами и стальной рукоятью, а также малые луки «ко-юми», длина которых составляла 100-120 см. Последние, из-за сравнительно малой мощности, редко использовались самураями, но зато часто применялись воинами-разведчиками - «ниндзя».

Основа лука изготавливалась из разновидности японского тиса («орума»), которая укреплялась пластинами отборного специально выращенного бамбука. Все элементы лука смазывались рыбьим клеем, затем плотно стягивались между собой специальными приспособлениями. В некоторых образцах основа лука составлялась из трёх-пяти скреплённых между собой стеблей бамбука, а роль боковых уплотнителей выполняли пластины орума. Для предохранения от влаги и придания конструкции лука упругости, её обматывали в нескольких местах волокнами ротанговой пальмы или тростниковым лыком и обтягивали китовым усом или конопляными нитями, а затем покрывали несколькими слоями лака. Любопытно отметить, что лук, имевший обмотку по всей длине, предназначался лишь для генералов - «тайсё». Лук, обмотанный оплётками красного цвета на чёрной основе, назывался «сингэто».

Рукоять лука («юдзука») находилась на расстоянии в 1/3 длины от его нижней оконечности. В этом месте наносилась обмотка, состоящая из тростниковых и кожаных полосок. Каждая часть лука (ил. 1) имела своё наименование:

1- «дзюхатсу»- место крепления тетивы (тонкие окончания лука);

2 - «ката» - плечо лука («ко-ката» - малое плечо, «о-ката» - большое);

3 - «юдзука» - рукоять лука;

4 - «ю-хадзу» - концы лука;

5 - «отоканэ» - роговые вставки лука;

6 - «цуру» - тетива лука.

Все детали лука (кроме тетивы) изготавливали специальные мастера («юми-си»). Тетиву же («цуру») изготавливали другие мастера («цура-саси»). Для боевых свойств лука качество тетивы имело главенствующее значение. Она должна была обладать устойчивостью к сырости, быть упругой и иметь значительную прочность. Для её изготовления использовались сухожилия животных, полосы из сыромятной кожи, шёлковые нити, реже растительные волокна конопли или крапивы, пропитанные жиром или воском. Растительные тетивы обычно покрывались клеем и лаками. Качество тетивы в значительной степени зависело и от способа её изготовления. Верхний конец тетивы обматывался красной шёлковой нитью, нижний - белой или синей. Помимо петли одеваемой на лук, тетива имела ещё дополнительную петельку, за которую она удерживалась зубами во время установки тетивы на лук.

К тетиве и луку относились весьма бережно. Обычно лук хранился в специальном (матерчатом или кожаном) чехле («юбукуро»), концы которого затягивались шнурами. Для предохранения от сырости запасную тетиву («гэн») наматывали на плоскую катушку («цурумаки») и помещали в деревянный футляр, который крепился кпоясу воина или к его колчану.

Стрелы луков средневековой Японии существенно отличались от европейских своим разнообразием. Стрела («я») (ил. 2) состояла из:

1 - «я-но-нэ» - наконечник;

2 - «ягара» - древко;

3 - «куцумаки» - обмотка древка стрелы;

4 - «ябанэ» - оперение;

5 - «я-хадзу» - углубление для тетивы.

Древко стрелы изготавливалось из лёгких и крепких сортов бамбука, кедра, кипариса или тростника. «Редкие стрелы» склеивались из четырёх деревянных фрагментов, каждый из которых в поперечном разрезе составлял четверть круга. Слои древесины, собранные в единый пакет, склеивались между собой рыбьим клеем и обматывались пальмовым лыком («куцумаки»). Затем стрела тщательно просушивалась, выверялась на прямизну и балансировалась. Центр тяжести готовой стрелы обычно находился на границе первой трети её длины. Для стабилизации полёта стрела снабжалась трёхсторонним, или реже четырёхсторонним оперением. В качестве оперения использовались перья орла, фазана или других крупных птиц.

Длина стрелы определялась размерами лука, степени его изгиба при боевом натяжении и обычно составляла около 1 метра. Диаметр стрелы находился в пределах 10-14 мм, при массе 50-80 г. На заднем срезе древка стрелы делалось специальное углубление для тетивы.

Формы наконечников стрел, с учётом их предназначения, были различными. В древности наконечники японских стрел были каменными, роговыми или бронзовыми, позднее их сменили железные кованные, а с XVII в. в обиход вошли литые.

Наконечники скреплялись со стрелой при помощи хвостовика («накаго»), вбиваемого в центр торца древка, который после этого усиливался одной из разновидностей обмотки - «куцумаки».

Наконечники подразделялись на следующие группы: обычные - для охоты («сацу-я») или поражения противника, незащищённого доспехами, усиленные (пирамидальные, гранённые) - для стрельбы по противнику, защищённому доспехами. В зависимости от формы наконечника стрелы получали наименования: по форме зубила - «цубэкэ-нэ» (ил. 3.1), в виде листа ивы - «янаги-ба» (ил. 3.2), или «хосо-янаги-ба» (узкий «янаги-ба»), в виде листа бамбука - «саса-но-ха», а узкие наконечники большей длины назывались - «тогари-я» (ил. 3.3). Особую группу составляли, так называемые, специальные стрелы, которые выполняли различные функции. Некоторые из них («срезни») подразделялись на два типа: раздвоенные (вилкообразные) - «каримата» (ил. 3.4), расстояние у которых между «вилками» могло составлять до 10 см, и плоские широколезвийные - «тадэнари» (ил. 3.7). Эти стрелы предназначались для подрезания сухожилий у коней противника, пеньковых канатов у корабельных якорей и подъёмных мостов крепостей. К специальным стрелам относились: зажигательные (в буквальном переводе «огненная стрела») - «хийа» и поющие стрелы - «кубурая». Поющая стрела не имела аналогов среди европейских стрел. Её наконечник - «хикимэ» (ил. 3.5) был изготовлен в виде металлического или костяного свистка, закреплённого на древке стрелы. Такие «поющие стрелы» в полёте издавали характерный чёткий звук («хёто»), которым противник оповещался о начале боевых действий. Иногда к свистку («хикимэ») добавлялся вилкообразный боевой наконечник («каримата») (ил. 3.6).

К категории редких относилась и «родовая стрела», на которую наносился «ка-мон» - указатель родового клана владельца (фамильный герб), иногда имя владельца прорубалось на самом лезвии стрелы (ил. 5) - такая форма наконечника стрелы называлась - «хира-нэ». Наконечники этих стрел отличались высоким качеством изготовления, художественным оформлением, порой с использованием серебра и золота. Такая стрела обычно оставалась в колчане и, возможно, выполняла роль визитной карточки. Некоторые историки считают, что она никогда не использовалась в бою и предназначалась для опознания самого воина в случае его гибели.

Запас стрел («я-данэ») для лука (обычно 18-24 шт.) помещался в колчане, входившим в снаряжение лучника - «итэ-гусоку». Колчаны средневековой Японии можно подразделить на два типа - открытые и закрытые. Каждые были по-своему удобны. В первом типе колчана стрелы отделялись одна от другой лёгкой перегородкой, что предотвращало повреждение оперения и позволяло, при необходимости, быстро извлечь стрелу из колчана. Самый древний колчан этого типа - «хира-янагуи» (ил. 4.1). Он широкий с большой плоской задней стенкой. Стрелы в нём располагались в один ряд. Позднее эта конструкция была заменена классическим колчаном - «эбира», стрелы в котором располагались в несколько рядов, в специально разделённом прутьями основании - «якубари». Такие колчаны вмещали до 50 стрел (ил. 4.3). На гравюрах того времени видно, что во время длительных переходов «эбира» закрывался специальным чехлом, закрепляемым на задней стенке колчана («такагашира») специальными ремнями - «маэо». Во время боя стрелы удерживались в колчане от выпадения стянутыми шнурами - «уваоби». «Эбира», декорированный мехом, очень часто использовался на охоте и назывался - «кари-эбира». Существовал ещё один тип открытого колчана, который обычно использовался дворцовой стражей - «хэй-короку». Этот колчан был богато декорирован. Стрелы в нём располагались в виде павлиньего хвоста (ил. 4.2).

Второй тип - закрытые колчаны, тоже был по-своему удобен. Он лучше защищал стрелы от непогоды и исключал возможность потери стрелы при передвижении воина, хотя и требовал большего времени на извлечение стрелы. Самый простой колчан этого типа - «цубо-ямагути» (ил. 4.4), выполненный в форме вытянутого футляра. Наиболее известный (классический) закрытый колчан появился в начале периода Муромати (1333-1573 гг.), который вскоре вытеснил ранее существовавшие образцы. Эти колчаны имели цилиндрическую или сигарообразную форму с закруглённым верхним концом. Они получили название - «уцубо». К этому типу относится колчан хранящийся в оружейном фонде ЦВММ (ил. 6). Верхняя часть колчана имела овальный вырез для загрузки и извлечения из колчана стрел, который в походе закрывался крышкой. Крышка на горловине колчана удерживалась в закрытом положении костяной застёжкой - «кохадзе». Колчаны снабжались двумя ремнями, изготовленными из шёлковых или кожаных полос, которые удерживали его за спиной или на поясе воина. Короткий левый ремень назывался «какео». Он снабжался металлическим кольцом, расположенным посередине. К этому кольцу крепился и правый, более длинный ремень - «укео». Здесь же крепилась и катушка с запасной тетивой - «цурумаки». В доме самурая лук, колчан и стрелы располагались на специальных подставках - «тядо-какэ» (ил. 7).

Ил. 6. Классический закрытый колчан, хранящийся в фондах Центрального Военно-морского музея в Санкт-Петербурге

Ил. 7. Специальная подставка «тядо-какэ», для хранения лука, колчана и стрел

Стрельба из лука являлась частью воинских искусств («ко-будо») и называлась «ко-до» (искусство стрельбы из лука). Существовал и более ранний термин «сягэй» (умение стрелять из лука). Интересно отметить и такой факт, что для средневекового японца значение слова «юми-я» означало как «лук и стрела», так и «война». Небезызвестного синтоистского (синто - древняя религия Японии) бога войны (Хатимана) японцы часто именовали Юми-я-но-Хатиман.

Японские лучники называли свою левую руку «юнодэ» (или «юми-но-тэ» - рука, в которой держат лук) и считали её более нужной, чем правая. Полагали, что воин, получивший травму левой руки не может далее хорошо сражаться (владеть мечом и луком). Возможно, поэтому до сегодняшних дней сохранился обычай «японских мафиози» - якудза отрезать себе палец на левой руке в качестве искупления вины за серьёзный проступок перед своим господином («оябуном»).

Обучение стрельбе из лука начиналась с раннего детства и производилось по отработанной методологии. В основе подготовки учеников лежало физическое воспитание. Их приучали держать на вытянутой руке тяжелый посох, при этом постепенно увеличивалось время удержания. Ученику прививали навыки правильно держать и натягивать лук. Японский стрелок из лука удерживал стрелу неподвижной правой рукой, а левая, вытягиваемая вперёд, производила его натяжение и ориентацию на цель (ил. 8).

Ил. 8. Техника стрельбы из японского лука

Заметим, что в Европе эта операция выполнялась наоборот. Натяжение тетивы лука осуществлялась правой рукой, тогда как, вытянутая вперёд левая рука лишь фиксировала лук в нужном направлении.

Японский всадник поднимал руку с луком вверх, затем разворачивал его вертикально (ил. 9). Пеший воин перед натяжением держал лук горизонтально на уровне талии, затем так же, как ивсадник, переводил его в вертикальную плоскость. При подобном повороте лука, лучевая кость предплечья оказывалась внизу. Это снижало вероятность травмирования её тетивой в процессе стрельбы. Захват стрелы и удержание её при прицеливании производился большим, средним и указательным пальцами при помощи специального кольца, изготавливаемого из кости или нефрита (ил. 10). Кольцо с зацепом для тетивы, как правило, имело художественное оформление. Иногда вместо кольца японские лучники использовали специальные перчатки «югакэ», усиленные на пальцах кожаными накладками. При спуске тетивы, в процессе стрельбы, кисть левой руки расслаблялась и лук, свободно проворачиваясь в руке, возвращался в исходное положение, что предотвращало возможность травмирования предплечья. Вращение лука при выстреле называлось «юкаэри». Этот способ стрельбы «югумаэ» был менее травмоопасным, что позволило отказаться от использования защитных щитков на левой руке. Вообще же, японские стрелки порой использовали специальный наруч «ю-готэ» - но, очевидно, лишь для того, чтобы не повредить одежду.

Ил. 9. Техника стрельбы из лука конного воина

Ил. 10. Для стрельбы из лука могло использоваться специальное кольцо

Такой способ стрельбы был удобен и надёжен, он позволял стрелкам добиваться прекрасных результатов. По воспоминаниям очевидцев, известный сёгун Ёритомо Минамото, «…Всегда стрелял без промаха и держал по три стрелы в воздухе…» (пока первая стрела подлетала к цели, он успевал выпустить ещё две).

Японские лучники отличались не только меткостью, но скорострельностью и выносливостью. История сохранила уникальные итоги состязательной стрельбы. В 1686 г. Вада Дайхати за 24 часа непрерывной стрельбы - «инагаси» (в переводе с японского - «непрерывно стрелять из лука») послал из одного конца известного тренировочного зала для стрельбы «яба» Сандзюсангэн-до («зал 33 столбов и арок») в другой 8 133 стрелы. Расстояние до мишени было около 117 метров, а скорострельность составила 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. в том же зале этот рекорд был побит Цурута Масатоки. За 20 часов непрерывной стрельбы он выпустил 10 050 стрел, из которых в центр мишени попало 5 383, при средней скорострельности 9 стрел в минуту.

Стрельба из лука в храме Сандзюсангэндо

С той поры в Японии произошли большие перемены. Япония стала передовой промышленной страной мира, но до сих пор у населения сохранилась традиционная почтительность к древнему луку.

При оформении материала были использованы фотографии предметов из частной коллекции.

Лучник в костюме самурайского воина стреляет в цель из лука в Sumida Park в Токио


Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй («умение стрелять из лука»), хотя в настоящее время его больше знают как кю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневекового японского воина значение слов «война» и «лук и стрела» (юми-я) были синонимами. О боге войны Хатимане люди говорили, как о юми-я-но-хатиман; левая рука по-японски юндэ (юми-но-тэ - «рука, в которой держат лук»). Вообще, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Интересно, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то предполагалось, что он уже не сможет хорошо владеть мечом. Видимо, отсюда проистекает обычай отрезания собственного мизинца на левой руке в качестве искупления за серьезный проступок. Эта традиция сохранилась в среде японской мафии якудза до наших дней. Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300-710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV - начале V веков. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый юми-тори («держатель лука») или ума-юми («конный лучник»), в древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. Для сравнения - в средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. На протяжении X и в начале XI веков растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».



Детали лука дайкю:
дзюхацу - утоньшение на концах плечей лука перед рогами, на которые ложится тетива
ката - плечо лука
юдзука - рукоять лука
ю-хадзу - концы лука
отоканэ - рога лука
цуру - тетива

Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти, и только одна треть - ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.


Большой боевой лук дайкю имел среднюю длину 2,2 м, но некоторые известные экземпляры доходили до 2,5-2,8 м. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юми-си использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу, а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.


Деревянный блок юдамэ для изготовления лука


Тетива лука цуру делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству - от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков. На концах плечи лука (ката) утоньшались, образуя рога (отоканэ), к которым крепилась тетива. Рога иногда покрывались металлом; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.



Оценить силу лука можно было, сосчитав, сколько требуется человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари. Запасную тетиву гэн носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной. Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч. Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. По такой конструкции делались только короткие луки. Вероятной причиной этого факта служит то, что рога и жилы, необходимые для таких луков, поступали от убоя скота, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мертвых животных.



Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный и средний пальцы упирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами. В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ. Перчатки, которые носили во время тренировки, часто прикрывали только указательный и средний пальцы, и у них был увеличенный большой палец, укрепленный роговиной или кожей в том месте, где он соприкасается с тетивой. Во время боя, когда такая перчатка мешала бы обращению с мечом или даже со стрелами, надевалась пара более обычных перчаток, опять-таки усиленных, но только небольшим куском второго слоя кожи с внутренней стороны большого пальца правой руки. Два средних пальца перчатки, средний и безымянный, часто почему-то отличались по цвету от других.


Перчатки югакэ. Период Эдо



Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский - когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.


Действия всадника при стрельбе из лука



Действия пехотинца при стрельбе из лука



Угол эффективной стрельбы из лука всадника в доспехе о-ёрой

Существовали в Японии и различные варианты короткого лука, известного под общим термином ко-юми или сёкю («малый лук»). Наибольшее распространение из коротких луков получил ханкю. Это был сложносоставной симметричный лук, длиной 50-90 см, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который в свою очередь является разновидностью монгольского лука. Несмотря на свои скромные размеры, он обеспечивал высокую начальную скорость полета стрелы и был весьма эффективным оружием на ближней дистанции. Ханкю вместе с небольшими стрелами (по длине примерно равными длине лука) обычно хранили в лакированном кожаном футляре. За небольшие размеры и высокую эффективность ханкю любили и шпионы-диверсанты синоби. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина.



Вопреки распространенному мнению, японцы знали и использовали арбалет, хотя широкого распространения он и не получил. Японцы впервые познакомились с арбалетом в 618 г., когда корейское государство Когурё передало Японии двух китайских пленников и несколько образцов нового оружия. К 672 г. арбалеты уже активно использовались в военных операциях. В 860-х годах японское правительство, опасаясь возможного вторжения со стороны корейского государства Силла, приказало снабдить арбалетами ряд стратегических постов на побережье, где высадка противника была наиболее вероятна. В 894 г. арбалеты применяли в морском сражении между корейским и японским флотами. Применяли японцы и арбалет, стрелявший камнями.



Арбалеты исиюми. Предназначены для стрельбы камнями



Магазинный арбалет докю



Варианты как для стрельбы стрелами (болтами), так и для стрельбы камнями были весьма компактными: размах лука так же, как и длина ложа, равнялись примерно 60 см. Ложе было отделано костью или китовым усом и часто богато украшено. Совсем редко встречаются образцы магазинного арбалета докю, вероятно, скопированного с китайских моделей. Интересным замаскированным оружием является веер-арбалет. В сложенном состоянии он представлял собой обычный веер, а при его раскрытии натягивалась тетива и производился выстрел. Конечно, дальнобойностью такой арбалет не отличался, зато имел элемент неожиданности.

Стрелы я делались мастерами по изготовлению стрел я-хаки. Древко ягара обычно было из бамбука. Он срезался в ноябре или декабре, когда бамбук был в наилучшем виде, и для изготовления древка с него счищали кору и наросты. Ушко для тетивы вырезалось сразу над одним из наростов, для прочности на конце, удаленном от корня растущего растения. Таким образом, древко несколько сужалось от наконечника к пяте стрелы. Каждое древко размягчали в горячем песке, а затем старательно выпрямляли, применяя зазубренную палку в качестве рычага. На лучших комплектах стрел периода Эдо (1603-1868 гг.) можно видеть, что древки сортировались так, чтобы наросты были на одном уровне при расположении стрел в колчане. Выше пяты и под наконечником стрелы были отделаны тканью или нитями, сверху покрытыми лаком, чтобы предотвратить расщепление древка в этих уязвимых точках, и во многих случаях на обмотке пяты стрелы красным лаком ставилась подпись мастера.



Детали стрелы я:
куцумаки - обмотка древка стрелы под наконечником
я-хадзу - ушко для тетивы
ягара - древко
я-но-нэ - наконечник
ябанэ - оперение
я-саки - острие

В оперении использовались все виды перьев, но большей частью это были перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов.


Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике.




Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в зависимости от назначения. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными. Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях.




Наконечники хикимэ свистящих стрел кабура-я. Стрелы с такими наконечниками издавали свистящий звук и использовались для сигнализации в битве и конных соревнованиях ябусамэ.


Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени. Она была предназначена не для боя - по этой стреле узнавали убитого после сражения. Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов - военных, охотничьих и декоративных - можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24.


Колчан эбира. К нему прязана катушка для запасной тетивы (цурумаки).


Открытые богато декорированные колчаны хэйкороку носила дворцовая стража дзуидзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.


В закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники всё-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду.

Тяжелые юми обычно использовали в морских сражениях. Огромные стрелы поражали вражеские лодки. Этот лук имеет двухтысячелетнюю историю. В настоящее время он используется для занятий кюдо и различных обрядов.

Особенности юми

Традиционный японский лук изготавливают из дерева, бамбука и кожи. Современные аналоги создают из угле- и стекловолокна. Японский лук - оружие асимметричной формы. По одной из версий, такая форма более удобна для стрельбы с лошади. Также из юми можно стрелять с колена и стоя.

Техника стрельбы из лука

Особенность японского лука в том, что стрелок использует более длинные стрелы, натягивая тетиву за ухо. При этом стрела удерживается неподвижно одной рукой, а другая натягивает тетиву луком. Европейская техника предусматривает натягивание стрелы той рукой, в которой лучник держит стрелу. Всадник поднимал японский лук юми вверх и разворачивал его вертикально.

Пешие войны во время похода держали лук сбоку. При стрельбе юми также поднимали и разворачивали. Захват стрелы производился с помощью специального костяного кольца. Иногда вместо него использовали перчатки с кожными накладками. После выстрела лук свободно проворачивался в руке. Такая техника наименее травмоопасна, но требует долгих тренировок. Наконечники стрел полые. Поэтому при полете они издают характерный свист. Считается, что так стрелок отпугивает злых духов и устрашает своих врагов. Свист стрелы также был сигналом о начале боя.

Лучники и их оружие

Японские лучники отличались выносливостью и скорострельностью. Опытный мастер поражает мишень с расстояния Тетиву для юми делали из пеньки. Современные лучники предпочитают ей различные синтетические материалы. Тетиву не меняют до обрыва. Место, в котором стрела соприкасается с тетивой, усиливают нитью с клеем.

Отношение к юми

Люди, занимающиеся кюдо (японское искусство стрельбы из лука), верят, что юми содержит часть души изготовившего его мастера. Поэтому к нему относятся как к живому человеку, защищают от жары и холода. К луку нельзя прикасаться без разрешения его владельца. Также нельзя переступать через лежащий на земле лук. Юми нужно хранить в помещении с определенной влажностью воздуха, чтобы он не потерял свою форму. При этом можно корректировать форму лука, натягивая и ослабляя тетиву. Также для этого используют специальные приспособления. При должном уходе юми может прослужить своему хозяину несколько десятилетий.

Искусство стрельбы из лука

Кюдо относят к традиционным боевым искусствам. В середине ХХ века оно трансформировалось в вид спорта. Кюдо появилось во времена монгольского нашествия на Японию. Тогда начали создаваться первые школы по стрельбе. Большое внимание уделялось воспитанию духовной личности воина. Поэтому кюдо для японцев - это еще и образ жизни. На это искусство огромное влияние оказал дзен-буддизм.

Стрельба из японского лука стала особым ритуалом. Она значительно отличается от традиционной европейской техники. При стрельбе большая часть лука находиться под держащей его ладонью. Диаметр мишени - 36 см. Расстояние до нее - 28 м. Мастер должен соблюдать все формы и правила кюдо. Это гораздо важнее попадания стрелы в цель. В Японии этим боевым искусством занимается 500 тысяч человек. Это государство издревле называют Страной Длинных Луков.

Учить стрельбе начинали с детства. Будущий лучник удерживал в вытянутой руке тяжелый посох, постепенно увеличивая время. Юми изготавливали из дешевых природных материалов. Поэтому японский длинный лук был самым доступным оружием.

Использование в бою

Юми незаменим в любых природных условиях. Его использовали в морских боях, для обороны берегов, горных массивов, лесных засад. Опытный лучник на коне легко справлялся с группой пехотинцев. Удобна форма лука позволяла ему стрелять в любую сторону, резко поворачивая корпус. Такое занятие было обычным делом для благородных самураев. Для обезвреживания война с луком необходимо было убить его коня. Менее состоятельные японцы становились пешими лучниками. Их использовали для штурма замков и других укреплений. Войны выстраивались в несколько рядов. Каждая линия выпускала стрелы поочередно, пока другие лучники готовились. Это позволяло обрушить на противника непрерывный град из стрел. С изобретением мушкетов эффективность использования конных лучников стала минимальной. Но самураи не прекращали заниматься этим искусством. В их резиденциях создавались огромные стрельбища, на которых устраивались соревнования. Юми также применяли для охоты. Убийство конным лучником оленя было редким событием. В этом случае в семью самурая отправляли гонца с сообщением.

Турниры

Лучших лучников набирали для охраны сегунов и в дворцовую стражу императора. Среди них проводились турниры, на которых оценивалась не только точность стрелка, но и его скорость и выносливость. Лучник Вади Деихати в 1686 г. за сутки выпустил 8 тысяч стрел, каждая из которых поразила мишень. Лишь через 150 лет другой стрелок, Масатоки, повторил его достижение. Японские женщины пользовались небольшими луками - адзюса-юми.

Ханку, екю, еко-юми, дайкю - названия боевых типов луков. Таби-юми - складной лук. Ко-юми - лук ниндзя. Каждый род самураев пользовался стрелами с особой формой наконечников. По отделке колчанов можно было определить ранг война. Изначально кюдзюдзу считалось искусством стрельбы из лука. Его главной целью было повышение физической выносливости и психологической устойчивости война. Мастера кюдзюдзу защищали границы побережья от монгольского вторжения. Постепенно воинское искусство превратилось в систему для духовного совершенствования кюдо.

Материалы

Лук изготавливали из японского тиса и укрепляли пластинами бамбука. Все части лука смазывали рыбьим клеем и стягивали. Затем изделие обтягивали конопляными нитями и покрывали лаком. Луки генералов обматывали по всей длине. Тетива изготавливалась отдельно специальными мастерами. Ведь она считалось самой важной частью оружия. Для ее изготовления использовали сухожилия животных, кожу, шелк и другие материалы. Тетива также обматывалась нитью. Во время натягивания тетивы на лук мастер зажимал в зубах дополнительную петлю на ней. Лук хранили в специальном чехле из кожи или материи. К колчану война крепили деревянный футляр с запасной тетивой, намотанной на специальную катушку. Стрелы изготавливали из прочных и легких пород дерева. Некоторые стрелы склеивали из четырех фрагментов и обматывали пальмовым лыком. Затем стрелу сушили, проверяли и балансировали с помощью оперения. Чаще всего использовали перья филина и орла. На задней стороне стрелы делали выемку для тетивы.

Наконечники делали из камня, рогов животных. Затем их сменили на бронзовые и железные. Наконечники вбивали в стрелу и закрепляли обмоткой. Их форма зависела от назначения. Существовали "родовые" наконечники. На них изображался фамильный герб. Такие стрелы оставались в колчане и не использовались в бою. По ним опознавали самурая в случае гибели. Колчаны были двух типов - открытые и закрытые. В первых стрелы отделялись друг от друга перегородками. Так их оперение не повреждалось. Стрелу можно было легко извлечь из колчана. От выпадения их удерживали специальные шнуры. Закрытые колчаны надежно удерживали стрелы и защищали их от дождя. Они закреплялись на спине или поясе война двумя кожаными ремнями. Лук и колчан хранили в доме на специальных подставках. Обычно длина стрелы не превышала 1 м, средний диаметр - 14 мм, масса - 80 г.

Левая рука

Войны считали свою левую руку, в которой держали лук и меч, более нужной, чем правая. Самурай повредивший левую конечность считался бесполезным в бою. У японских якудза сохранился обычай отрезать себе палец на левой руке в знак признания своей вины. До сих пор жители Страны восходящего солнца с почтением относятся к лучникам и японскому луку. Фото со стрелками любят делать туристы, путешествующие по этой стране.

Некоторые термины

Иноуномо - упражнение, в котором конный лучник стрелял по собакам тупыми стрелами. При этом пространство ограничивалось веревками. Касагакэ - еще одно упражнение. Конные стрелки должны были преодолеть определенное расстояние и поразить мишень.

Ябусаме - специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание и стрельбу из лука. В ее начале один из стрелков выпускает стрелу в небо в знак вечного мира.

Старая проверенная практика наращивания мощи за счет увеличения размеров рано или поздно наталкивается на барьер невозможной эффективной эксплуатации огромного устройства. Так было и с простым луком. По свидетельствам историков, английские лучники,стреляющие из знаменитых больших луков «лонгбоу », имели большие проблемы с нарушением костей плечевого сустава. В таких ситуациях, когда развитие доходит до своей критической точки происходит либо отказ от применения приспособления, либо находится революционное решение, резко улучшающее характеристики старого устройства.

Очевидно, что в цивилизации Древнего Востока такой переломный момент для наступил значительно раньше, чем в Европе. Два революционных решения было применено в азиатском луке:

  • композитная структура – деревянная или бамбуковая основа, усиливалась со стороны «живота» роговыми пластинами, устойчивыми на сжатие, и оклеивалась эластичными и выдерживающими растяжение сухожилиями со стороны «спинки» лука. Все вместе оклеивалось и окручивалось сухожилиями и защищалось покрытием лака или другим материалом.
  • рекурсивная форма – изогнутый лук выпрямляется и сгибается в обратную сторону, что значительно увеличивает силу разгибания, и, как следствие, силу выстрела.

Улучшения обеспечили модернизированному луку увеличение его мощности в полтора раза. Необходимость в солидных размерах отпала, потому что один человек уже не смог бы справиться с натягиванием тетивы большого лука.

Но что же случилось с луком страны Восходящего Солнца дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), который обычно просто называют общим словом «юми » (яп. 弓, «лук»)? И почему он так не похож на другие традиционные восточные композитные луки, к благородному семейству которых он и принадлежит?

Нестандартная структура

В самый ранний период японский имел простое строение из цельного куска древесины. Где-то в III веке н. э. он обрел длинную плоскую форму Маруки . С IX-X столетия лук юми начал укрепляться впереди бамбуковыми пластинами (Фусэтакэ ). В это время в Японию пришел и к XII веку окончательно закрепился дзен-буддизм с его негативным отношением к убийству животных. Когда в том же XII веке японский лук приобретает характерные для восточного типа 3 слоя, передний роговой слой, животного происхождения, не приживается. Вместо этого устанавливается своя структура Санмаэути – деревянная сердцевина с бамбуковыми частями на «животе» и «спинке». Дальнейшее развитие юми уже продолжалось в направлении все тех же комбинаций дерева и бамбука. В Сиходакэ был деревянный сердечник и бамбук со всех сторон. Начиная с 1550 г. в юми делают с передней и задней бамбуковой пластиной, твердой древесиной по бокам и пластинами бамбука внутри – вначале 3 у Санбонхиго , потом 4 у Ёхонхиго , и от 5 до 7 у Гохонхиго . Последняя форма считалась совершенной и с 1650 г. структура традиционного японского лука юми закрепилась. Тем не менее, дыхание нового времени коснулось и юми. С 1971 г. наряду с традиционной формой производятся стекловолоконные дайкю с деревянным сердечником и с передней и задней пластинами из армированного фиберпластика.

Самый большой в мире

Известный английский лонгбоу (длинный или большой лук) обладал размерами от 1,7 м до 2,1 м. Японский юми, который подбирается по длине руки, что, в общем-то, соответствует росту человека, для среднего европейца (165-180 см) имеет длину 2,27 м (тип «нисун-ноби »). Для более низких японцев (150-165 см) стандартным является «намисун » в 2,21 м, что больше самого длинного лонгбоу. А самый большой юми, хассун-ноби , имеет размер в 2,45 м. Такие внушительные размеры имеют простое логическое объяснение – мощность. Отсутствие у юми характерных для восточных луков роговых пластин и сухожилий негативно сказывается на технических характеристиках лука. Даже будучи Голиафом в мире луков, дальнобойность его – 100 м или немного больше, в то же время английский лонгбоу, который и сам значительно уступает турецкому луку, незащищенного противника поражает на расстоянии до 300 м.

Асимметричная форма

Пожалуй, самое необычное у юми это его форма. Обычно все луки являются симметричными. Хотя стрелки-мастера и различают у своих луков верхнее и нижнее плечо, но, все же, традиционно размеры обоих плеч одинаковы – они симметричны. Японский дайкю стоит особняком в этом отношении. Захват юми (размещение рукояти юдзука ) производится на одной трети длины лука. Таким образом, нижнее плечо в два раза короче верхнего плеча, т. е. лук несимметричный. Существует несколько версий-объяснений этому.

Лошадиная версия

Считается, что одно из плеч (ката ) было укорочено из соображений удобства для всадника владением луком. Лук очень труден в обучении. Для совершенного владения им требуются годы тренировок, поэтому лук не является оружием плохо обученных мобилизованных воинов. Мастерами владения луком были профессиональные воины-самураи, который обучались своему ремеслу, в т. ч. и владению луком, с самого детства. Обычно, они были богаты и имели во владении лошадь, тем более, что это значительно повышало боеспособность воина (пеший противник явно уступает верховому). Такая версия имеет право на существование, тем более, что в других странах всадники действительно пользовались короткими версиями луков. В Японии укорочено было только одно плечо лука, чтобы сохранить достаточную мощность, и того не слишком выдающихся характеристик, оружия.

Охотничья версия

Здесь все просто. Подстерегая добычу, охотник сидел или лежал в засаде. Длинный лук был бы неудобен в эксплуатации.

Растительная версия

Интересную трактовку озвучивают сторонники этой версии. Они утверждают, что поскольку растение, дерево или бамбук, имеют неоднородную, более плотную структуру ближе к основанию (корню), то изготовителям луков приходилось компенсировать слабость верхней части и силу нижней, перенося центр лука на нижнюю треть. Собственно, такая трактовка проявляет неуважение к своим мастерам-изготовителям луков. Даже если допустить, что они не знали, как подбирается материал по плотности и упругости, то перенять опыт других народов они могли бы.

Эргономическая версия

Существует еще одна версия, связанная с характерным для дзен стремлением к совершенству. Симметричный лук удерживается вытянутой рукой с небольшим наклоном кисти. Давящая сила приходится не строго перпендикулярно, а под углом, что снижает надежность удержание лука в вытянутой руке.

В искусстве владения луком кюдо захват рукояти тенучи происходит по прямой оси рука-кисть, которая образует с линией лука угол около 65°. Такой совершенный захват возможен только при асимметричной форме лука.

Правда, трудно сказать, что здесь было первым – яйцо или курица.

Какая из версий верна, думаю, значения не имеет. Обычно, народные традиции несут в своей основе важную и проверенную многовековым опытом основу. Даже если новейшая наука, порой, оспаривает рациональность каких-то обычаев, то со временем она всё равно приходит к тем же выводам, которые наши предки получили путем длительного пути проб и ошибок.

Подтверждением определенной рациональности асимметричной формы лука может служить существование подобной асимметрии в формах примитивных луков тихоокеанских аборигенов на островах Новые Гебриды или американских индейцев хида́тса в Северной Дакоте.

Немного о духе и технике кюдо

В основе кюдо (яп. 弓道, «путь лука»), искусстве владения луком, лежит японское традиционное военное мастерство к юдзюцу (яп. 弓術, «искусство лука»), которое дополнено дзен-буддистской философией о стремлении к совершенству на пути к просветлению. Поэтому здесь присутствует и священное отношение к оружию, и облаченная в церемонию техника стрельбы, и философское наполнение каждого элемента кюдо. Поскольку в дзен отрицаются письменные источники, то истинная передача опыта происходит исключительно в общении ученика с учителем, и через трансформацию и осмысление приобретенных знаний уже самим учеником. Зрелище состязаний по кюдо поистине завораживающе.

Используемые в кюдо и экипировка имеют жесткую регламентацию, отклонение от которой не допускаются, собственно, как и в других традиционных искусствах. Самым главным элементом здесь, конечно, есть лук юми – священный предмет, и отношение к нему соответственное. Не менее уважительное отношение и к стрелам я, и к тетиве цуру . Никак не обойтись в кюдо без специальной перчатки для стрельбы югаке , колчана для стрел ядзуцу и защитного чехла для лука юмибукуро . – традиционная для японских будо : черные хакама (широкие брюки-юбка), белые таби (японские носки-варежки), пояс оби , белая куртка-уваги . Для женщин нужен еще специальный защитный нагрудник мунеате .

Техника выстрела из лука – как танец из 8 неразрывных элементов:

  1. кюдока встает на позицию для стрельбы, правильно расставив ноги (асибуми),
  2. тело занимает определенное положение (додзукури),
  3. лук берется как для стрельбы и устанавливается стрела (югамаэ),
  4. юми со стрелой поднимается над головой в плоскость выстрела (утиокоси),
  5. руки разводятся в разные стороны, одновременно оттягивая и лук, и тетиву (хикивакэ),
  6. руки опускаются на горизонталь выстрела, и одновременно юми полностью натягивается (каи),
  7. выстрел (ханарэ),
  8. завершающая стадия дзансин – возвращение в исходное состояние.

Все это происходит, плавно перетекая из одного в другое, в определенном ритме дыхания. И кюдока полностью погружен в процесс, но не сконцентрирован на его выполнении, а, наоборот, пребывает в состоянии отрешенности, медитации.

Верховая стрельба из лука

Рассматривая японское искусство владения луком, нельзя обойти вниманием его верховую разновидность. Сейчас этот вид не так популярен, поскольку требует больших пространств для тренировок, умение скакать на лошади и очень сильные навыки в меткости стрельбы. До сих пор сохранилась только обрядовая конная стрельба из лука ябусамэ , которую проводят на религиозных праздниках и на особых официальных мероприятиях. Военная суть своеобразного 4-этапного ритуала простая, хотя и не легкая – необходимо на полном скаку поразить сразу три цели в виде самураев в полном боевом облачении.

А ранее лучники-всадники тренировались и в иных состязаниях. Инуоумоно было довольно жестоко, хотя с воинской точки зрения эффективно. Тренировка меткости стрельбы практиковалась на живых собаках. Хотя их и не убивали, но стрелы сильно травмировали несчастных животных. Хорошо, что эта практика в прошлом. А в касагакэ воин должен был на полном скаку максимальное количество раз поразить стоящую в стороне цель.

Популярность верхового вида стрельбы в свое время была настолько велика, что среди самураев проводились даже конные дуэли – мчащиеся навстречу друг другу всадники стреляли с лука (кто, сколько успеет) друг в друга.

Другие виды японских луков

Хотя весь мир наслышан о дайкю, и называет его просто юми (общее название для японских луков), все же в истории Японии существовали и другие виды луков:

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png