Даунхилл (downhill - вниз с холма) - это экстремальная дисциплина в велоспорте. Её суть заключается в прохождении трассы на время. Маршрут представляет собой спуск с горы с множеством препятствий, резких поворотов и трамплинов.

Не смотря на то, что суть даунхилла довольно проста, скоростной спуск на велосипеде довольно опасное занятие, поэтому даже доехать до конца трассы считается уже неплохим результатом. В этом виде спорта важно иметь отличные навыки управления велосипедом и хорошую физическую подготовку.

Трассы для даунхилла

Типичная трасса в даунхилле представляет собой затяжной спуск, на котором встречаются неровности в виде ям и бугров, камни, корни деревьев, резкие повороты, трамплины, искусственные препятствия и вообще все, что только можно вообразить. Перепад высоты обычно составляет 500 метров на 1,5-2 км.

Иногда соревнования по даунхилу проводят в черте города, но суть остается та же самая - скоростной спуск. В качестве дороги выступает трасса для автомобилей, тротуары, ступеньки и прочий городской рельеф, дополненный трамплинами. Средняя скорость спортсменов составляет 36 км/ч, максимальная может доходить до 60.

Снаряжение для даунхилла

В обязательном порядке используется шлем фулфэйс. Чем-то напоминает шлема для мотогонщиков. В добавок к шлему некоторые спортсмены используют очки, внешне похожие на сноубордные. Иногда встречается и защита шеи.

Другие необходимые элементы снаряжения - это щитки, которые защищают колени, голени, локти, кисть, спину, бедра и так далее. Падение в даунхилле с большой вероятностью может закончиться травмой, поэтому тщательно защитить свое тело - очень разумное решение. Перчатки должны быть с жесткими вставками.

Велосипед для даунхилла

Ну и конечно нельзя обойтись без специального велосипеда. Это обязательно должен быть двухподвес с особой геометрией рамы, которая направлена на повышение стабильности при высокой скорости. Ход задней подвески180-250 мм. Вилки, как правило, двухкоронные с ходом 200 мм, однокоронные 180-190 мм.

Обязательно мощные тормоза с роторами 180-220 мм. Диаметр колес обычно 26″ дюймов, но встречаются и модели с 24″. Обода усиленные, широкие, на них ставят покрышки до 3″ дюймов шириной с очень злым протектором. Такие колеса отлично переносят все удары и держат дорогу. Камеры толстые, усиленные, это нужно для защиты от проколов и порезов.

Что касается рулевого управления, то ширина руля составляет 760-820 мм, длина выноса 40 мм. Короткий вынос нужен для того, чтобы лучше контролировать велосипед. Материал рамы встречается разный: сталь, алюминий, карбон. Вес велосипедов составляет 15-25 кг. В этом спорте это совершенно не критически важный параметр.

Как заняться даунхилом?

Соревнования по даунхиллу проводятся по всему миру. Для того, чтобы принять участие нужно иметь отличную подготовку и подходящий велосипед. Стоимость такого байка (новой модели) будет составлять от 1500$. Найдите в своем городе любителей даунхилла и они помогут вам влиться в эту тусовку!

Видео даунхилла в горах от первого лица:

Даунхилл в городских условиях:

Как просто было выбирать велосипед еще лет тридцать назад! Для обычных потребителей делились они попросту по возрастным категориям – малышам покупали детские на дутых шинах, затем детвора осваивала «Школьник», чуть позже – «Орленок» и, наконец, все пересаживались на «взрослые», в обычном или «дамском» исполнении. Некоторое разнообразие вносили складные модели или туристические велосипеды, которые, впрочем, несильно отличались от обычных – «ручные» тормоза и небольшой диапазон переключения скоростей.

Сейчас разнообразие ассортимента веломагазинов просто потрясает! Представлено огромное количество моделей самых разнообразных категорий, отличающихся своим предназначением и условиями эксплуатации. Особой популярностью пользуются горные велосипеды, маунтинбайки, или сокращенно - МТB.

Что такое велосипед для даунхилла. Его разновидности

Даунхилл – это вид спорта, подразумевающий не просто экстрим, который может испытать каждый. Он является очень травматичным и опасным занятием, заниматься которым может человек в отличной физической форме, обладающий отменной реакцией в критических ситуациях.

Велосипед в даунхилле – это не просто средство передвижения, это верный помощник и друг, выбирать который нужно тщательно, обращая внимание на мелочи. Велосипеды для даунхилла появились довольно давно, но, начиная с 2000-х годов, спортивные компании занялись вплотную разработками современных моделей.

Стоит отметить, что велосипеды для даунхилла являются разновидностью горных велосипедов, предназначенных для бездорожья. Сегодня вид горных байков можно разделить на категории, каждая из которых соответствуют разным видам езды и характеристиками байков:

  1. Байк кросс кантри. Эта модель подразумевает езду не только по бездорожью, но и по вполне ровной и гладкой поверхности. Такие велосипеды не оснащаются мягкими сиденьями и корзинами для продуктов, зато имеют несколько скоростных передач, амортизаторы, низкую посадку для разгрузки позвоночника и рук.
  2. Байки для даунхилла отличаются от классических горных велосипедов и кросс кантри своей массивностью, которая выражается как в значительном весе байка, так и в мощной раме, способной выдерживать большие нагрузки. Оснащены модели этого вида байка жесткими дисковыми тормозами, преимущественно, с гидравлическим типом привода, что позволяет повысить точность, силу и скорость торможения.

Маунтинг байки в своей разновидности не очень отличаются друг от друга. На тип модели влияет, как правило, её конструкция. Исходя из этого маунтинг байки делятся на:

  • Двухподвесы – байки, оснащенные двумя амортизаторами, за счет чего серьезно усложняется конструкция велосипеда, что отражается и в весе. Передний и задний амортизаторы позволяют преодолевать любые препятствия с комфортом. Отличительной особенностью этого типа байка является его цена – она довольно высокая и может достигать 100 000 рублей, если взять качественные модели известных компаний (Ghos, Merida, Scott).Существует аналог двухподвесов, так называемый софттейл, который подразумевают облегченную раму, дешевые детали, которые очень быстро приходят в негодность из-за активной эксплуатации и нагрузки. Их цена более приемлема для спортсменов любителей, поэтому в России чаще всего представлены именно эти модели.
  • Хардтейлы – байки, оснащенные только передним амортизатором и облегченной рамой преимущественно из алюминия. За счет этого имеют меньший вес и массивность. Этот велосипед больше подходит для накатанных троп, а не для каменных гористых поверхностей, так как жесткая рама не дает возможности сглаживать неровности. Он не столь устойчив на дороге, не имеет такого сцепления с поверхностью, как двухподвес.
  • Ригиды – байки без амортизационной системы, предназначенные для прогулочной езды. Из-за отсутствия амортизаторов, езда по горным склонам на таком байке становится практически невозможной.

Есть ещё одна разновидность маунтинг велосипедов – это беспедальные байки. Их выбирают только профессионалы высшего пилотажа, которые могут справиться с любыми крутыми спусками и поворотами.

Устройство велосипедов

Костяком любого велосипеда является его рама. В велосипедах этого типа она особенно толстая и массивная. Изготавливается велорама чаще из алюминия, стали или карбона, что отражается на весе велосипеда в целом и на его долговечности.

Рама

Вид материала Преимущества Недостатки
Сталь Большой запас прочности. Способность поглощать вибрации при езде по неровностям. Большой вес, сказывающийся на управляемости велосипедом. Подверженность коррозии.
Алюминий Средний вес рамы и довольно большой запас прочности. Небольшая стоимость. Если алюминий содержит большое количество цинка, то рама также будет подвержена коррозии. Алюминий – пластичный материал, способный накапливать усталостные деформации, поэтому срок эксплуатации такой рамы не более 10 лет.
Карбон Наилучшие показатели виброгашения и упругости за счет волокнистости материала. Малый вес конструкции. Долговечность эксплуатации. Высокая цена. Невозможность самостоятельно осуществлять ремонт. «Боится» точечных ударов. Поврежденную деталь менять только полностью.

Самым практичным материалом для рамы принято считать карбон, он не уступает в прочности стали, и в весе алюминию. Хотя его цена значительно превышает аналоги, но покупатель оценить полученные преимущества по достоинству.

Велорама у велосипедов для DH видоизменена: рулевая труба имеет небольшой наклон, чтобы райдеру было удобно преодолевать препятствия на крутых спусках. Такой наклон рулевой трубы позволяет увеличить колесную базу до 114 см, что дает возможность устанавливать колёса самого большого диаметра для удобства езды.

Что касается колес, то байк для даунхилла должен быть оборудован колесами с самыми большими грунтозацепами, большой толщины. Они позволяют проехать по самому крутому бездорожью, где невозможно пройти даже ногами.

Подвеска

Следующей важной составляющей байка является подвеска. Она бывает разных видов – самые распространенные четырехрычажная и однорычажная. Четырехрычажная подвеска или FSR (Special lized) подразумевает, что заднее колесо не имеет постоянного центра вращения, траектория вращения постоянно меняется, но в большинстве случаев стремится вверх. Это позволяет уменьшить силу удара о твёрдый грунт и камни, а также сократить нагрузку на суставы рук. Данная конструкция позволяет мягко проходить самые трудные участки пути.

Однорычажная подвеска проще в строении, чем предыдущий аналог, но она менее подвижна, что ощутимо на крутых склонах гор. В однорычажной подвеске центр вращения заднего колеса постоянный, а траектория движения колеса предсказуема. Эта подвеска предполагает обязательное наличие амортизатора, который не дает раскачиваться подвеске во время езды и кручения педалей.

Выбирая велосипед для даунхилла нужно обращать внимание не только на подвеску, но и на количество рычагов для настройки вилки и трансмиссии. Чем их больше, тем лучше, значит, байкер сможет подстроить велосипед под себя, а не наоборот. При этом ход вилки не должен быть менее 20 см, а ход подвески – более 20 см при езде.

Тормоза

Особое внимание при выборе велосипеда для даунхилла стоит уделить тормозам. Они должны быть надежными и осуществлять эффективное торможение без особых усилий. Выбирать придется между дисковыми тормозами двух типов привода: механического и гидравлического. Лучшим решением станет гидравлика: она более долговечная, износостойкая, ей присущ более плавный ход колодки и отсутствие люфтов.

Гидравлические тормоза тоже делятся на несколько типов: с четырехпоршневым механизмом и двухпоршневым. Лучшим решением, конечно, является четырех поршневой механизм, он позволяет быстро тормозить без заносов и без раскачиваний.

Все остальные «примочки» даунхилл байка велосипедист может поставить самостоятельно и купить в отдельности от велосипеда. Это будет оправдано, если заниматься этим видом спорта профессионально или любительски, но очень часто. Цена укомплектованного маутинг байка находится в диапазоне от 45 000 рублей до 100 000 рублей.

Особенности применения

Бывалые байкеры вырабатывают свои личные тактики и стратегии поведения на разных трассах. Новичкам в этом деле гораздо тяжелее, первое с чего нужно начать, это настроить байк под себя. Высота руля, сиденья, ход вилки, шины, соответствующие местности и погоде.

Спускаясь по крутым склонам, не стоит держать руль вытянутыми руками, они должны быть присогнуты в локтях, чтобы амортизировать при ударах об землю. На подъёмах придется крутить педали, преимущественно стоя, сидя это будет сделать трудно.

Спускаясь по каменистой местности, велосипедисту не стоит пригинаться корпусом к велосипеду, напротив, нужно пытаться сохранять равновесие и немного тянуть руль на себя. Это необходимо для того, чтобы не перевернуться при ударе об камни или твердую поверхность.

Быстрый спуск – это «фишка» даунхилла, если спускаться по склонам на тормозах, то ощутить драйв вряд ли получится. Чтобы наслаждаться этим видом спорта, нужно научиться чувствовать скоростные передачи, которых не менее 10.

У байкеров есть небольшой секрет: переключаться на нижние скорости нужно жестко, плавно, но уверенно, при этом не прекращать крутить педали. А вот переключаться на верхние скорости следует быстро, чтобы не терять скорость и выгоду от беспрерывного вращения педалей.

Особенности выбор даунхилл байка

Можно подытожить всё выше сказанное в виде рекомендаций по выбору даунхилл байка:

  1. Байк, должен быть оптимального веса, соответствующего весу велосипедиста (10-12кг).
  2. Лучшим материалом для рамы является карбон для профессиональных катанию, чтобы поставить рекорд, отснять видеоматериал (реклама, фильм) или сделать трюк. Для езды в удовольствие или тренировок – алюминий.
  3. Колеса должны быть не просто толстыми, они должны обеспечивать надежное сцепление с поверхностью. Но шины – это не самое главное, взор стоит обращать и на количество спиц в ободе и их прочность.
  4. Лучшей тормозной системой оказывается четырехпоршневая (HopeTech или AvidtCode), но если не хватает денег, то можно взять и двухпоршневую. При этом выбрать модель с наибольшим диаметром поршня.
  5. Четырехрычажная подвеска станет отличным решением, но её стоимость ударит по карману и массивности транспортного средства. Как вариант можно рассмотреть и двухрычажную систему.

Главное, при выборе байке нужно помнить, что велосипед – это, конечно, верный друг и помощник, но надеется нужно только на себя и свои силы.

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) - одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед».

Теги: олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта

экстремальные виды спорта

Другие виды спорта

Для езды по городу…

…предназначены городские или дорожные байки:

    шоссейники (о них читайте ниже);

    велосипеды-круизёры;

    складные городские велосипеды.

Круизёр опознаётся безошибочно: всем своим видом этот велосипед намекает, что даунхилл на нём катать вы не сможете. Прямое его назначение: неспешная езда по городу. А прямая задача: обращать на себя максимум внимания. Большую скорость на таком вы развить не сможете - круизёры часто весят много (до 20 кг), да и обвешаны всем, чем только можно:

    брызговиками на переднем и заднем колёсах;

    багажником;

    защитой цепи;

    широким сиденьем;

    тяжёлой широой резиной с красивым узором протектора;

    и даже корзинкой.

Ещё одна особенность круизёра - царски широкий руль (у Schwinn Corvette (2014), например, аж 70 см!). С таким рулём вы в пробках не постоите (если уж застревать между машинами, то только на красивом велосипеде?). И, да, как и шоссейник, велосипед-круизёр часто не имеет амортизации. Ямы, кочки - всё это целиком и полностью ваше!

Зато у некоторых круизёров есть переключатель скоростей (7 скоростей будет достаточно для заезда на маломальский горбик).

Предупреждаем сразу: тяжёлый велосипед, каким бы красивым и привлекательным не был, может быть жутко неудобным. Не только в плане подъёма на этаж без лифта, но и в плане управления - больший вес означает, что вам надо будет прилагать больше усилий, чтобы его куда-нибудь направить или попросту заставить ехать.

Чтобы опознать складной велосипед, тоже не нужно быть вундеркиндом. Такие велосипеды полезны тем, кто много и часто путешествует с пересадками: с велосипеда прыгаете в электричку до города, или часто комбинируете другой общественный транспорт с передвижением на велосипеде.

Рама складного велосипеда лишена нижней трубы, зато верхняя массивна и устойчива. На таком велосипеде можно и с бордюра скатиться - не сломается, не бойтесь. Некоторые модели оснащаются передними и даже задними амортизаторами, хотя чаще складные велики поставляются с жёсткой рамой.

Складной двухподвес будет стоить прорву денег, хоть и обещает вам езду без ощущения любых неровностей дороги. Любая агрессивная езда, помимо городского катания, на нём запрещена. Так что особого смысла покупать двухподвес для города вообще нет - задний амортизатор существенно прибавляет к весу велосипеда, не говоря уже о 35-40% к стоимости складного хардтейла/ригида. Плюс, катаясь на двухподвесе по городу, вас не покинет ощущение “резиновости” при кручении педалей. Часть усилий, направленных на прокрутку, будет тратиться на сжатие заднего амортизатора, а не на движение вперёд. Одним словом, двухподвес в городе - плохая идея, а складной двухподвес - дважды плохая.

Размер колёс у складных велосипедов варьируется от 20 до 26 дюймов, но есть и совсем крохи с колёсами 12.5 дюймов, как у BRIZON Galaxy G1 (всё ради компактности, о комфорте езды нужно думать над каждой конкретной моделью).

Для быстрой езды не только в черте города…

…предназначены шоссейные велосипеды:

    самые лёгкие велосипеды (вес до 10 кг);

    рама тонкая и высокая (рамы Pro-моделей сверхлёгкие, карбоновые);

    руль опущен и изогнут, а сиденье прилично поднято над его уровнем - в таком положении велосипедист оказывает меньшее сопротивление воздушным потокам, а потому едет быстрее;

    тонкие широкие колёса практически лишены рисунка протектора, чтобы на дороге вы могли развивать наибольшую скорость с меньшей затратой сил.

Шоссейники ездят быстро - на таком велосипеде можно разогнаться до 90 км/час. Правда, это вам будет стоить долгих тренировок и занятий на велотреке. Так что об автомобильных скоростях по городу или в ближнем огородье, где есть не убитые трассы, не мечтайте. Но знайте: у вашего велосипеда - большой потенциал!

Чтобы угодить покупателю, косо поглядывающему на форму и положение руля, производители пошли на уступки и выпустили тот же шоссейник, но с прямым рулём (обозвали его гибрид шоссейного велосипеда, привыкайте к слову “гибрид” - их много развелось).

У гибрида шоссейника, если коротко:

    прямой руль;

    чуть ниже опущено сиденье;

    резина 28 мм (по стандарту, 23 мм).

Удобен ли такой байк? Кому-то - естественно, да. Но только хейтер изогнутого руля-барана возьмёт гибрид вместо оригинальной модели.

На шоссейнике нельзя:

Ездить по ямам, грунту и прочим не идеально ровным поверхностям - убьёте пятую точку и сам велосипед. Шоссеры не имеют амортизации. Вообще никакой, потому вы прочувствуете каждый горбик или колдобинку на своём пути.

Лихо падать или ронять велосипед тоже нельзя - даже падение с высокого парапета может быть смертельным для тонкой лёгкой рамы, попросту не рассчитанной на подобные испытания.

Для езды без ровных дорог

Ровный асфальт без выбоин - это, конечно, классно, но… где вы такое видели? Если паркетный круизёр - это вообще не про ваш город, тогда лучше смотреть на велосипеды-гибриды MTB-байков, или же на чистые MTB, которых в России развелось за последнее время видимо-невидимо.

Логика простая: раз такой велосипед катает по лесу, где дорог нет в принципе, значит и по городу без дорог проедет!

MTB бывают двух типов:

    хардтейл;

    двухподвес.

Разница между ними в том, что у хардтейла стоит только передний амортизатор (на вилке), задник - жёсткий. Отсюда и название: hard - жёсткий, tail - хвост. А у двухподвеса амортизаторов два - передний и задний, и это прибавляет к стоимости велосипеда неимоверные суммы денег.

Хардтейл - универсальный велосипед, на таком и по лесу можно кататься, и по городу. Двухподвес предназначен для более агрессивной езды - для стремительных спусков или езды по пересечённой местности.

Если вы раньше вообще ни на чём не катались, сходу покупать двухподвес смысла нет - стоят они очень дорого, и не годятся в велосипеды “просто попробовать покататься”. Такие приобретают велосипедисты, которые точно знают, чего хотят, и из каких компонентов это должно быть сложено, потому готовы отдать 1000+ долларов за покупку. Видите двухподвес дешевле этой отметки? Перед вами пустышка, не способная обеспечить комфортную езду. Сядьте, попробуйте катнуть на таком велосипеде - и всё сами поймёте.

Конструкция горного велосипеда рассчитана на преодоление препятствий и “проглатывание” ям / выбоин на дороге (в том числе за счёт амортизации). За счёт грубой резины с выразительным протектором на MTB можно ездить и по грунту, и по асфальту. И то, и другое есть в вашем городе? Чудесно! Вот она - ваша покупка!

Круизёр


Начнём с самого популярного сегмента – с городских, или дорожных, байков. Конкретно круизер – байк в классическом понимании этого слова, предназначенный для неспешной езды по городу. Если есть что-то более размеренное и пригодное для города, так это субкомпактный хэтчбек. Большую скорость на таком развить не получится в силу его роскошного веса (до 20 кг), но обратить на себя внимание этот красавец всегда сможет.

Он буквально облеплен различными примочками, которые, с одной стороны, служат добрую службу в городском пространстве, а с другой – как раз и утяжеляют и без того массивную раму. Тут и брызговики на переднем и заднем колёсах, и багажник, на котором так интересно было кататься в детстве, и семь скоростей, и защита цепи, и широкое удобное сиденье, а также широкая здоровая резина с агрессивным рисунком протектора.

Но главная отличительная черта – широкий и раскидистый, словно бычьи рога, руль.

С одной стороны, удобная посадка, а с другой – сильный минус к проходимости велосипеда. С таким рулем мимо машин, не зацепив боковое стекло, пройти сложно. Но если с проходимостью можно свыкнуться и со временем наловчиться в управлении, то с отвратительной амортизацией ничего не поделаешь, а считать кочки и ямы своим мягким местом – занятие не из приятных.

И всё-таки круизер далек от звания удобного велосипеда. Его сложно тащить по лестнице в доме без лифта, он занимает очень много места для хранения и, признаться честно, очень неудобен в управлении. Конечно, можно привыкнуть, скрутить все ненужное, чтобы хоть как-то облегчить свою участь и его вес, но это только добавит новых проблем. Но если твоё кредо – неспешная езда, и в твом жилище много места для хранения, то выбирай без раздумий.

Складной велосипед


Настоящее спасение для тех, чей путь куда-либо не обходится без пересадок. Как правило, чем больше пересадок, тем легче и компактнее складной велосипед. Принцип действия прост, как велосипедная спица: на раме отодвигается защелка, и велосипед складывается пополам, колесо к колесу. Рама складного велосипеда лишена нижней трубы, зато верхняя массивна и устойчива. Многим кажется, что эта самая складываемость делает его хрупким и недолговечным. Но на самом деле они такие же прочные, как и остальные собратья. Рама достаточно крепкая, чтобы не развалиться при падении с высокого пригорка или на барьер.

Ещё один плюс подобного транспорта – это амортизация, хотя она встречается не на всех моделях. Однако задний амортизатор существенно прибавляет к весу велосипеда, не говоря уже о 35-40% к стоимости. Плюс, катаясь на двухподвесе по городу, вас не покинет ощущение «резиновости» при кручении педалей. Часть усилий, направленных на прокрутку, будет тратиться на сжатие заднего амортизатора, а не на движение вперёд. Всё чаще производители подобных великов думают о компактности, а уж потом вспоминают о такой штуке как комфорт. Так что его огромная стоимость не окупается вовсе.

Шоссейный велосипед


Легкий и надежный, с тонкой высокой рамой, которую некоторые даже изготавливают из карбона. Элегантная модель, чей опущенный и изогнутый руль подкупает всех, кто планирует приобрести велосипед, чтобы начать вести здоровый образ жизни.

Это велосипед для скорости и только для скорости. Даже знаменитая ручка изогнута неспроста: в таком положении велосипедист оказывает меньшее сопротивление воздушным потокам, а потому едет быстрее.

Профессионалы разгоняют его до 90 км/час. Обычному любителю до таких цифр далеко, но в любом случае он удобнее и быстрее круизера.

Правда, изогнутый руль удобен далеко не всем, потому производители выпустили гибрид с прямой ручкой.

Но при всех прелестях и легкости шоссейника

Ему совершенно противопоказаны неровные покрытия. Амортизации у него нет, а ощущения настолько неприятны, что даже вспоминать про них не хочется.

Кроме того, он очень хрупкий. Если складному падение с высокого бордюра как с гуся вода, то для шоссейника это падение может стать смертельным.

Для езды по бездорожью


Назревает вполне логичный вопрос: что делать, если ровных дорог в городе нет? Для этого созданы MTB-байки, которые с каждым годом набирают всё большую и большую популярность. Бывают они двух видов: – хардтейл; – двухподвес.

У хардтейла стоит только передний амортизатор (на вилке), задник жёсткий; у двухподвеса амортизаторов два – передний и задний. Вот, собственно, и вся разница, только нужно ещё раз уточнить, что каждая подвеска стоит немалых денег.

Что хардтейл, что двухподвес предназначены для агрессивной езды и стремительных спусков по пересечённой местности. Именно такие конструкции встречаются в горных велосипедах. Есть между ними существенная разница. Более дерзкий и необузданный двухподвес чаще всего выбирают профессионалы. Дешево он стоить не может, а брать его просто для того, чтобы покататься – как минимум неуважение к профессионалам дела. Уж лучше взять более дешёвый хардтейл.

Гибридные велосипеды


Тем, кто никак не может определиться с выбором, знатно помогли инженеры, в один прекрасный день создав гибридные модели. Сбылась мечта тех, кто хотел соединить проходимость горного и скорость шоссейного байков. Именно так появились удобные облегченные круизеры и выносливые шоссейники. Некоторые пошли дальше и приделали к простому велику электромотор. Это, кстати, тоже своего рода гибрид по аналогии с автомобилями, под капотами которых скрыт гибридный двигатель.

Выделить его в отдельную группу и дать какую-то более точную характеристику просто невозможно, всё зависит исключительно от фантазии конструктора. Скажем лишь одно: не пугайся этого странного названия, просто разузнай про его характеристики и соотнеси со своими потребностями.

Трюковые велосипеды


Огромный пласт велосипедов, спрос на которые уже 20 лет неуклонно растёт вверх, – это трюковые велосипеды. Пожалуй, самый известный представитель – ВМХ, выбор агрессивных и безбашенных трюкачей. Ещё более отчаянные парни выбирают велосипеды для триала, у которых даже сиденья нет. Но доехать вразвалочку до пункта назначения с их помощью можно. Велосипед для дерта совершенно не для езды, скорее для высокого парения в воздухе, для даунхила – для спуска по суровому бездорожью прямо к подножью горы за минуту.

Разумеется, их нужно брать только в том случае, если ты будешь усердно и кропотливо постигать азы велоэкстрима. Покупать их своему сыну в качестве первого велосипеда – просто вызов здравому смыслу, потому как за их стоимость можно приобрести массу полезных вещей. Всему виной два длинноходных амортизатора, тяжелая рама, широкие покрышки и надёжные дисковые тормоза.

Запчасти

Теперь уделим время отдельным запчастям велосипеда, на которые нужно обращать внимание перед покупкой. Конечно, если ты покупаешь дорогущий велосипед за 70 000, да даже за 25 000, то беспокоиться о подборе тормозов не стоит. Но эти знания уж точно лишними не назовёшь.

Рама


Рамы делаются из алюминия, стали и карбона. По соотношению крепости рамы и веса лучше брать алюминиевую, которая, благодаря современным технологическим процессам, может принять абсолютно любую форму. Увы, она не такая прочная, как стальная, которая неподвластна деформации и готова служить вечно. Минусами стали являются, во-первых, то, что она тяжёлая, а во-вторых, что поглощает скорость. Что касается карбона, то его используют для изготовления самых лёгких велосипедов.

Вилка

Вилки бывают нескольких видов: – пружинные; – пружинно-эластомерные; – воздушные; – масляно-воздушные (низкого давления/высокого давления); – масляно-пружинные.

Однако чаще всего выбирать приходится между пружинной и воздушной вилкой. Тут можно ориентироваться, например, на твой вес: для увесистого велосипедиста больше подходят воздушные вилки, для лёгкого ездока сойдут и пружинные.

Есть у вилки ещё один критерий под названием «Длина хода». Для каждого велосипеда своя длина. – короткоходные (25 мм.) вилки: городские, прогулочные велосипеды; – обычные (50-75 мм.): MTB-байки, городские велики и велосипеды для туризма; – средние (75-125 мм.): MTB-байки, велосипеды для агрессивного стиля езды, туризм и иногда для гонок; – длинноходные (125-300 мм.): двухподвесы и велосипеды для даунхилла.

Колеса


В общем-то с колёсами все предельно ясно. Если ты не собираешь байк по запчастям, то волноваться не о чем. В хороших дорогих велосипедах ставят соответствующие стилю езды колеса. Большие колёса помогут быстро развить скорость, меньший диаметр колёс даст велосипеду манёвренность и уменьшит габариты. Так, на шоссейниках стоят 28-дюймовые, а на городские ставят от 20 до 26. Покрышки нужно выбирать по рисунку. Чем он агрессивнее и глубже, тем легче покрышки перемесят грязь. Но по ровному асфальту ездить на них – настоящее мучение. Для города, как и для шоссе, берут слики – шины без рисунка.

Манетки, кассеты, звездочки

Механизмы переключения скоростей, известные как манетки, делят на две категории: Рапид файр – одним рычажком скорость повышается, другим понижается, при этом рука на руле не меняет своего положения, переключатели всегда под пальцами. Рапид файры более удобные, но хрупкие.

Звёздочки выпускаются с разным диаметром и в разном количестве, что характеризует велосипед. А вот с кассетами работает неприятный принцип: чем дороже, тем лучше. Самые прочные и дорогие – титановые – могут быть не всем по карману, поэтому лучше раскошелиться на стальные, уж куда лучше алюминиевых.

Для чего предназначены горные велосипеды

Хотя все модели маунтинбайков объединяет слов «горный», область их применения весьма разнообразна. Перед выбором конкретного велосипеда нужно четко определиться: «Для чего же мне необходим МТB?».

Если все ограничивается желанием показать друзьям и подругам свою «крутость», а ездить предполагается по городским дорогам, то не стоит и деньги тратить, ведь хороший горный велосипед – вещь недешевая.

Итак, области применения горного велосипеда:

  • Экстремальный спуск с горных склонов: даунхилл – по подготовленной трассе, или фрирайд – спуск по бездорожью.
  • Кросс-кантри – скоростная велосипедная езда по сильнопересеченной местности.
  • Стрит – экстремальное вождение велосипедов и преодоление искусственных препятствий в городских условиях.
  • All mountain – нечто среднее, между кросс-кантри и даунхиллом, равнинным и горным бездорожьем.
  • Велотуризм, сочетающий езду по трассам и бездорожью. Для этого используются так называемые гибридные модели, которые совмещают прочность конструкции и проходимость МТB с хорошими ходовыми качествами шоссейных велосипедов.
  • Дёрт – воздушная велосипедная акробатика, выполнение трюков во время прыжков с одного или нескольких трамплинов.
  • Триал – преодоление самых разнообразных труднопроходимых препятствий на «чистоту» исполнения.

Последние две из перечисленных областей применения велосипедов требуют, скорее, не маунтинбайков, а BMX-моделей, имеющих ряд специфических конструктивных особенностей.

Итак, определившись с целью приобретения маунтинбайка, можно переходить к выбору модели по конкретным параметрам.

О том как и где хранить велосипед зимой читайте также на нашем сайте.

Про необычные виды зимнего экстремального спорта читайте на этой странице. Драйтулинг, сноускут, сноукаякинг и другие…

Колеса, тормоза

Горный велосипед предусматривает повышенные нагрузки, поэтому прочность колес и надежность тормозов – обязательные условия.

Как правило, большинство горных велосипедов оснащены 26-дюймовыми колесами (исключение составляют гибридные модели – там диаметр колеса может быть 28 дюймов). Резина «агрессивная» или умеренно агрессивная, с выраженными зацепами протектора.

Если предполагается, что значительная часть эксплуатации будет все же происходить на шоссейных дорогах, лучше приобрести полуслики, иначе «злая» резина на трассе вытянет из велосипедиста силы без всякой видимой пользы. Может быть, если позволяют финансы, имеет смысл приобрести сменные комплекты и сделать свой МТB вседорожным.

Обязательно нужно обратить внимание на обода. Если они выполнены из стали, лучше сразу вежливо отказаться – они тяжелые, недолговечные, подвержены коррозии. Основной материал для этой части колес – алюминиевые сплавы. Можно встретить обода с анодированием – они несколько дороже обычных, их легко узнать по черному цвету.

Не стоит скупиться – лучше сразу приобрести двойной обод – он намного прочнее, выдерживает большие нагрузки, на нем гораздо труднее заработать «восьмерку».

По поводу выбора тормозов существуют разногласия. Некоторые настоятельно рекомендуют, по старинке, применять ободные, есть ярые сторонники дисковых. И те и другие имеют свои достоинства и недостатки.

  • Ободные тормоза проще в ремонте и эксплуатации, но гораздо сильнее подвержены влиянию грязи, воды, что не редкость при движении на пересеченной местности. Они резко теряют свою эффективность, если колесо «поймало восьмерку». Кроме того, с ними быстрее изнашивается обод, при интенсивном частом торможении он может сильно нагреваться. Если выбор сделан в их пользу, то это должны быть v-brake – тормоза с параллельныv ходом колодок (не клещевые или кантилеверные).
  • Дисковые тормоза все чаще вытесняют ободные, обладая рядом преимуществ. У них хорошая эффективность торможения, лучшая восприимчивость к величине усилия нажатия на тормозную рукоятку, они не боятся погоды, имеют длительный срок эксплуатации, не изнашивают обод и не чувствительны к его деформациям. Недостаток – несколько больший вес, цена, существующая вероятность повреждения тормозного диска, срыве колеса с препятствия.

Привод на тормоза может быть механический, через тросик, или гидравлический. На даунхиллы, фрирайды и триалы, как правило, устанавливаются только гидравлические дисковые.


Когда обычная езда на велосипеде уже не впечатляет и хочется попробовать что-то новое - можно приобщиться к одному из экстремальных направлений. Среди наиболее популярных - стрит, триал, даунхилл и фрирайд. В зависимости от выбранной категории катания понадобится соответствующий ей экстремальный велосипед. Именно правильно подобранная модель средства передвижения поможет достичь ошеломляющих результатов.

Байкеры: кто такие и где ездят

Велосипедисты, катающиеся в одном из самых экстремальных видов велоспорта, называют себя байкерами или райдерами, а свой транспорт - байком. Они, оседлав горные велосипеды экстрим, выполняют сложнейшие трюки или покоряют практически непроходимые трассы, вызывая восхищение и уважение единомышленников.

Для достижения победы надо много тренироваться, отрабатывая трюки, повышать уровень физической подготовки и выносливость, нагружать мышцы, которые в повседневной жизни практически не задействованы. Успех в своем стиле повышает самооценку, поднимает уровень адреналина и просто доставляет удовольствие.

Для успешного проявления способностей в выбранном направлении понадобится велосипед экстрим. Это не простой и привычный двухколесный друг, а кардинально новое средство передвижения и самовыражения.

  • двухподвесные маунтинбайки;
  • хардтейл – вид mountain байков;
  • ВМХ модели.

Двухподвесы, как правило, используют для преодоления крутых спусков, ухабов, сложных трасс за чертой города в категории Down Hill и Freeride.

Хардтейлы хорошо подходят для выполнения трюков в дисциплинах стрит и дёрт джампинг – в черте города или на специально оборудованных площадках.

На ВМХ bicycle катают триал и направления стрита, используя естественные или искусственные препятствия в виде парапетов, лестниц, перил, крыш и прочего.

Существуют и другие экстремальные категории, для катания которых требуются специальные велосипеды - экстрим горные. Это флетлэнд, норт-шор, слоупстайл, слоу-слалом, дуал-слалом, дроп-пинг и прочие разновидности, отличающиеся высоким уровнем мастерства при выполнении трюков и преодолении препятствий.

Какой велосипед экстрим нужен за городом?

Опасные повороты, холмы, камни, корни деревьев и многие другие преграды преодолеваются райдерами направлений даунхилл и фрирайд. Причем последние катают в еще более сложных условиях, покоряя новые, неизученные маршруты.

Гоночные велики, используемые в таких покатушках, должны иметь в наличии:

  • амортизатор сзади и спереди,
  • мощные шины с большими протекторами,
  • ход подвески от 150 мм и выше,
  • роторы большого диаметра,
  • мощную двухкоронную вилку,
  • усиленные рулевые стаканы,
  • маленькие лапки для переключения скоростей;
  • особую геометрию рамы.

Проходя через колдобины или несясь во весь опор с холма, нужно быть уверенным в надежности рамы своего байка. Поэтому материал, используемый для ее изготовления, должен быть качественным вне зависимости от веса.

Гоночные велики для городской улицы

Отдельные элементы городского ландшафта, представляющие интерес для стритеров и триалистов, а также специальные площадки, созданные для отработки умопомрачительных трюков дерт-джампингерами и BMX-рами, помогут покорить особые гоночные велики. Ведь райдерам предстоит выполнять самые разные акробатические трюки, используя всю свою сноровку.

Для байкера, отрабатывающего прыжки по крышам, козырькам, скамейкам, прыжки на метровые высоты в стиле Trial, нужен горный велосипед экстрим, имеющий:

  • маленькую раму,
  • жесткую вилку,
  • хорошие тормоза,
  • длинный вынос.

Стритеры, выполняющие мелкие прыжки, сальто и прочие акробатические трюки, выбирают велосипед экстрим, имеющий низкую раму, пружинную или жесткую вилку. Седло должно быть низким или вообще отсутствовать.

ВМХ велики, используемые для сложных трюков, отличаются маленькими колесами - от 20 дюймов. Они также очень хорошо подпрыгивают и не имеют тормозов. Эти особенности помогают максимально успешно выполнять сложные акробатические фигуры.

Что лучше выбрать новичку?

Чтобы выбрать подходящий горный велосипед экстрим, нужно определиться, к какому конкретно стилю больше всего лежит душа. Ведь для каждого направления характерны особенности, которые и учитываются производителями велотранспорта.

Если же пока сложно выбрать определенный стиль, то можно остановиться на хардтейле среднего класса. Помимо покупки хорошего байка можно рассмотреть вариант приобретения «с рук» - более опытные райсеры, переросшие старую модель, часто ее продают.

Купив велосипед экстрим, можно начать осваивать простые трюки, постепенно совершенствуя свое мастерство. Когда старт тренировкам будет положен, сразу станет ясно, в каком именно направлении хочется развиваться. Кроме того, байк в дальнейшем можно модернизировать, подобрав комплектующие более высокого уровня и, соответственно, лучшего качества.

Для профи крутая горка - это практически вертикальная стена. Для обычного же маунтенбайкера со средним уровнем мастерства - это склон, съехать с которого кажется нереальным, особенно когда стоишь и смотришь на него сверху. Независимо от этих двух точек зрения техника спуска одинакова в обоих случаях. Наши советы помогут вам, даже новичкам, освоить основные приёмы даунхила. Но сначала необходимо разрушить кое-какой знаменитый миф...

Научитесь пользоваться передним тормозом
Немного физики. Каждый раз, когда вы пользуетесь тормозами (неважно, задним или передним), в силу инерции происходит смещение веса с заднего колеса на переднее. Это значит, что, чем сильнее вы тормозите, тем менее эффективно работает задний тормоз. Когда вы тормозите, спускаясь на байке вниз с горы, перенос веса с заднего колеса усиливается углом наклона каждой конкретной съезжалки. В этом случае заднее колесо почти разгружено и имеет минимальный контакт с поверхностью, в отличие от переднего, на которое и происходит почти вся нагрузка. В таком положении даже совсем небольшое усилие от нажатия одного пальца на тормозную ручку может полностью заблокировать заднее колесо. Вот здесь и рождается миф.


Вопреки тому, что большинство из нас выучило с детства "не тормозить передним, а то вылетишь через руль", практика утверждает обратное. Вы заметили, что на некоторых велосипедах передний тормозной диск больше заднего? Объясняется это тем, что при торможении 70-80% нагрузки приходится на переднее колесо. Передний тормоз предназначен для того, чтобы замедлять движение велосипеда вниз, т.е. тормозить. Задний же служит в основном для того, чтобы сдерживать заднее колесо во время резкого торможения и улучшать управляемость на поворотах. Все, кто говорит вам иное, - папа, продавец в магазине или даже какой-нибудь топ-райдер - глубоко ошибаются.

Освоить приёмы даунхила невозможно, не научившись правильно обращаться с передним тормозом. Мототриалисты, которые, без сомнения, обладают лучшей техникой спуска на двух колёсах, овладели этой техникой до такой степени, что могут остановиться и на краю пропасти балансировать на одном переднем колесе. Они подтвердят, что пытаться контролировать скорость спуска только при помощи одного заднего тормоза - не умнее, чем тащить за байком кусок бетона на верёвке. Передний тормоз для остановки, задний для контроля. Запомнили?
Волочить заблокированное заднее колесо вниз по холму или синглтреку - глупо. Когда же можно ехать на заблокированных колёсах? Данная техника предназначена для спуска по песчаным дюнам или глубокому снегу.

Короткие съезжалки
Начинать практиковаться в скоростном спуске, естественно, лучше всего с малого. Найдите подходящий крутой склон около 4-10 метров - не размытый и не разбитый, с ровным выкатом. Важно, чтобы в конце было достаточно места для торможения (примерно 12-15 метров ровной плоскости), дабы вы смогли остановиться, после того как у вас выйдет пар из головы.
Полагаем, что вы уже освоились в использовании переднего тормоза. Теперь вашей задачей будет жать на тормоза так, чтобы проехать спуск со скоростью пешехода (4-5 км/ч).

Нужно стараться переместить центр тяжести назад, но не очень далеко, чтобы излишне не разгрузить переднее колесо. Когда будете приближаться к краю, старайтесь опустить тело по отношению к байку - согните ноги и отодвиньтесь назад. Такое положение позволит вам контролировать скорость, и оно же является наиболее благоприятным для выката.


Прислушивайтесь к звуку, который издают ваши покрышки. Дозируйте торможение, чтобы колёса продолжали двигаться. Царапающий звук при сильном торможении сменится шипением, если они окажутся заблокированными. Поэтому, если услышите шипение, немного отпустите тормозные ручки. Важно не допускать блокировки колёс, так как таким колесом нельзя управлять - оно будет двигаться по тому же пути, что и вода, вылитая из бочки, - вас начнёт заносить, как на льду, пока колесо не сможет крутиться снова.

Если спуск достаточно большой, вы сумеете контролировать скорость только первую пару метров. Сфокусируйте взгляд примерно в трёх метрах впереди от себя. Когда уклон станет круче и возрастёт скорость, вам нужно ослабить торможение, чтобы колёса могли прокручиваться, и, естественно, чем больше вы ослабите тормоза, тем быстрее вы будете нестись вниз. Примерно посередине вашего спуска переведите взгляд на ровный участок выката и полностью отпустите тормоза. Умение вовремя "отпуститься" - залог удачи при подобных экстремальных экзерсисах.

Сдвиньтесь на середину байка, перед тем как зайти на выкат. В этой точке вы должны выпрямиться, но ни в коем случае не нажимайте на тормоза, пока полностью не съедете с горки на ровную поверхность.

Обернитесь, посмотрите на горку и повторите то, что вы только что сделали. Важно переезжать верхний край как можно медленнее, пользоваться тормозами, чтобы сдерживать скорость подальше, при этом не блокируя колёса. Потом отпустить тормоза, чтобы проехать последнюю часть пути, не потеряв контроль над байком. Тренируйте ваши навыки торможения, стараясь с каждым разом увеличить дистанцию, которую вы можете проехать "на тормозах", перед тем как их отпустить. Когда наберётесь мужества, попробуйте наоборот: отпускайте тормоза раньше, до тех пор, пока не сумеете проехать весь спуск без них. У-ух!

"Банановый спуск" - вертикальный
Вертикальный склон - это, пожалуй, самый страшный и одновременно самый простой спуск. Перед тем как попробовать скатиться вниз, необходимо осмотреть его на ногах. Ищите дроп от 2,5 до 3 метров (примерно в два раза больше длины вашего байка). Убедитесь в наличии плавного выката (безопасный переход от вертикали к горизонтали должен быть в три раза больше радиуса вашего колеса). Проверьте, что обрыв вверху не слишком резкий, и что там нет какой-нибудь кочки посередине ската. И то и другое может перебросить ваш байк через вашу голову - что, как вы понимаете, не есть хорошо. Если "тема" вам подходит, забирайтесь наверх - и вперёд... точнее, вниз...

Медленно переезжайте край. В то время когда переднее колесо уже окажется внизу, а заднее только начнёт перекатываться через край, полностью отпустите тормоза! Нелишним будет напомнить: нельзя трогать тормоза до тех пор, пока не окажетесь на ровной земле! Когда вы полностью переедите край, ваши колёса ещё могут касаться земли, но фактически вы будете падать в точку выката.

Ключевой момент. Так как времени на то, что бы изменить положение тела и подготовиться для выката-приземления нет, вы должны держаться низко посередине байка. Если вам кажется, что вы ныряете со своим байком через край, как в замедленной съёмке, вы нашли верное положение. Если вы слишком отклонитесь назад, байк может выстрелить из-под вас на приземлении. Можете сломать себе копчик.

На долю секунды вы почувствуете себя в невесомости, а потом встретите выкат. Напрягите руки и ноги и тормозите только тогда, когда оба колеса будут на ровной земле.

Это предупреждение поможет избежать травмы. Если вы запаникуете, когда будете переезжать через край, будьте готовы дойти до конца. Заднее колесо может подпрыгнуть, и вы подумаете, что сейчас рухнете, но крепко держите руль и, повторим ещё раз, - доведите дело до конца. Выкат автоматически выпрямит ваш байк.

Если вы ослабите хватку руля или попытаетесь соскочить с байка, то прежде всего врежетесь в землю головой, рискуя повредить позвоночник, а в довершение всего и ваш преданный байк стукнет вас по черепушке. Здесь нелишним будет напомнить о пользе каски.

Продолжительный, технический даунхил
Ни один байкер не должен пробовать спускаться длинный техничный даунхил, пока не отточит своё мастерство на коротких съезжалках. И даже тогда стоит делать это с предельной осторожностью.

Новички-даунхилеры зажимают тормоза и беспомощно скользят по техничным участкам, а потом вкручивают на более лёгких секторах трассы (здесь не имеется в виду скоростные участки). Опытные райдеры делают всё в точности наоборот. Ключ к успешному прохождению длинного технического участка трассы даунхила - сдерживать скорость как можно больше, с тем чтобы, когда ситуация потребует от вас отпустить тормоза, вы не неслись уже со скоростью света, не контролируя байк и своё движение. Итак, прислушивайтесь к нашим советам:

Остановитесь на краю спуска и посмотрите на него. Разделите первые 45-50 метров на две группы: крутые, техничные участки (здесь вам может понадобиться отпустить тормоза, чтобы пройти камни/валуны или вертикальные дропы); участки менее сложные и относительно ровные, где у вас хватит сцепления для эффективного торможения.

Сместитесь немного назад, согнитесь над байком, чтобы снизить центр тяжести и обеспечить стабильное давление на переднюю покрышку (область контакта с землёй). Вам потребуется максимальная останавливающая сила от переднего тормоза. Следите за тем, чтобы колёса прокручивались, иначе вы не сможете управлять велосипедом в непредвиденных ситуациях.


Теперь воплотите ваш план. На лёгких участках трассы тормозите изо всех сил, чтобы как можно больше снизить скорость. Когда же подъедете к крутым или скользким участкам, отпустите тормоза, насколько нужно. В запасе лучше иметь небольшую силу инерции, перед тем как на скорости лететь по камням или колдобинам и выбоинам. Только не забудьте погасить скорость сразу, как только въедете на относительно безопасный сектор спуска.

Схема продолжения технического участка такова: выберите место съезда ещё до того, как подъехать; как только увидите, что там, за краем, определите безопасный выкат внизу. Используйте тормоза до тех пор, пока они эффективны, потом постепенно отпустите их до того, как достигнете выката.

Вы быстро обнаружите, что лучшая траектория движения с крутой горы - самая прямая линия, даже если она ведёт через пару валунов или ям. Чем больше поворотов вы совершаете на склоне, тем выше вероятность падения с велосипеда. Приспосабливайтесь к ситуации. Если вы собьётесь с намеченного курса, лучше направить байк к предполагаемому выкату, чем менять траекторию движения уже в процессе спуска. Крутая съезжалка - это не более чем управляемое падение. Здесь очень важны точки входа и выхода.

Помните шотландскую пословицу: "Тот, кто убежал с поля боя, остался в живых для следующего боя."

Нет никакого бесчестья в том, чтобы пройти пешком участок, к которому сегодня ещё не готовы, - даже профрирайдеры пропускают трюки по этой же причине. Помните: байк ещё можно заменить, вас - нельзя!

Каждый велосипедист, проживающий в городе на холмах, хорошо знает окрестности и уже исследовал все маршруты в поисках пути с наименьшим подъёмом. Но есть люди, которым становится скучно при езде по ровным, пологим и обустроенным дорогам. Эти активные люди любят даунхилл на велосипеде и иногда сходят с прямого укатанного пути в поисках самого крутого и затяжного спуска с холма. А трудный подъем в горку для них будет серьезным испытанием и способом ухода от проблем повседневной жизни.

Когда выдался трудный день и всё кажется угнетающим, фанаты вело даунхилла не сдаются. Когда на улице идёт дождь и дует холодный порывистый ветер, настолько сильный, что даже перспектива выйти из дома кажется неразумой, они идут ва-банк и отрываются по полной на горке. Наиболее крутой холм становится лучшим местом для желанной тренировки. А полученный адреналин и чувство выполненного долга никогда не помешают.

Конечно, опасно спускаться по склону со скоростью около 60 или даже 70 км в час, но в гонках на обустроенных горных дорогах даже это не предел. При желании поставить рекорд в даунхилле спортсмены разгоняются иногда до скорости 80 км в час. Что произойдет на такой скорости при падении? Опытные гонщики могут избежать травм, благодаря опыту и защитному шлему. А на велосипеде при ударе об острый камень с последующим падением ездока чаще всего ломается .

Празднуйте свои победы!

Понятно, что лучшая награда после долгого подъема - это стремительный спуск по склону горы. Но вы будете очень долго помнить о своей победе и мечтать об очередном заезде, если сделаете остановку на секунду и получите удовольствие от каждого момента. Дорогого стоит непродолжительная остановка на вершине, позволяющая за минуту успокоить дыхание, размять плечи, почувствовать приток крови и наивно, но от души улыбнуться. Когда вы полетите вниз, то будете с умиротворением вспоминать эту минуту.

Знакомство с велосипедом для даунхилла

Велосипед для даунхила (также известный как двухподвесный горный велосипед) имеет амортизацию переднего и обязательно заднего колеса. Он предназначен для спуска по особо крутым, каменистым тропам. В отличие от обычного горного велосипеда, рама у байка для даунхилла толстостенная и имеет большой запас прочности.

Велосипеды для даунхилла очень похожи на из-за широкой и прочной рамы. Рамы этих велосипедов созданы для поглощения ударов при езде по каменистой дороге и переезде через бревна, а также при совершении прыжков. Стиль катания на этих велосипедах также очень схож.

В сравнении с боле легкими и универсальными велосипедами для кросс-кантри, байки для спуска с холмов тяжелые и узкоспециализированные. Даунхилл-байк, в первую очередь, предназначен для скоростного спуска. Горному гонщику, как правило, не нужно толкать его вверх самостоятельно. Иногда для транспортировки велосипеда на гору можно воспользоваться своей машиной или маршрутным такси. На обустроенных спусках есть горнолыжные подъемники.

Для скоростного спуска, как правило, превышает 34 фунта (14 кг), но некоторые современные байки для съезда с горнолыжных трасс преодолели барьер в 30 фунтов, например, чудо техники Specialized Demo 8 S-Works весит лишь немногим больше 23 фунтов или 10 кг. Некоторые новейшие, выпущенные в мае 2014 года, дайнхилл велосипеды тоже могут быть сделаны из карбона для снижения веса до 30 фунтов (14 кг), например, такие модели, как Trek Session 9,9 или Kona Supreme Operator.

Велосипед для даунхилла Specialized Demo 8 S-Works с самой легкой рамой из карбона

Конструктивные особенности даунхилл байков

Велосипеды для даунхилла, как правило, изготавливаются из алюминия, но есть модели и из карбона. Они сконструированы так, что ход задней подвески у них находится в нереально широких пределах - 7–10 дюймов (178–254 мм). Сжатие передней вилки также значительное - 7–8 дюймов (178–203 мм). Проседание подвески под весом райдера намного больше, чем у велосипедов для кросс-кантри (25–50% у байка для даунхилла против 10–20% у двухподвеса для туризма). Настолько мягкая подвеска нужна для поездки по бревнам и камням на максимально возможной скорости.


Основные замеры на раме даунхилл байка

Даунхилл велосипеды также отличаются очень малым углом наклона рулевой трубы (head tube angle равен 66 градусов и меньше), длинной колёсной базы (wheel base составляет более 45 дюймов или 1143 мм) и возможностью использования очень широких шин – до 3 дюймов (76,2 мм) с большими грунтозацепами. Очень широкие и толстостенные шины важны для того, чтобы не потерять сцепление с дорогой там, где трудно удержаться даже на ногах.


Направляющая цепи на даунхилл-велосипеде

Из других крутых опций можно выделить 8-дюймовые (203 мм) дисковые тормоза и направляющую цепи для предотвращения её слета во время спуска под откос. Другой инновацией является использование выноса руля стандарта OnePointFive (одна точка крепления с пятью захватами), который насаживается на толстенную рулевую трубу диаметром в 1,5 дюйма (38 мм), а не на более традиционную трубочку 1,125 дюйма (29 мм).

Таким образом, достигается дополнительный запас прочности и несгибаемость руля. Регулируемый по углу наклона вынос руля позволяет адаптировать велосипед под предпочтительный стиль катания его владельца.


Регулируемый по углу наклона руля вынос с пятью захватами

На большинстве даунхилл велосипедах установлены двухкоронные передние вилки, которые обеспечивают очень длинный рабочий ход (обычно до 8 дюймов или 203 мм). Эти вилки имеют повышенную прочность, какой не может быть у однокоронной передней стойки. Недостаток двухкоронной конструкции в том, что она имеет повышенный вес и ограниченный радиус поворота.

Как освоить downhill?

Придется долго побороться, прежде чем научиться смещать вес, крутить педали и правильно дышать на своем грандиозном, но преодолимом подъеме в гору. Последующий спуск настолько же сложный, хотя и совершенно не похож на восхождение. В общем, мастерству downhill придется поучиться.

В первых заездах на крутом спуске каждый велосипедист-новичок сцепляет тормоза и медленно, рывками сползает вниз, при этом руки потеют и быстро немеют. Умение быстро съезжать - важный навык, который можно приобрести лишь в результате длительной практики. Постепенно повороты вы будете проходить всё быстрее, модулируя свою скорость, и научитесь ставить заранее педали в положение, при котором опущенная нога всегда будет с внешней стороны поворота. Не будет лишним приучиться расслаблять плечи и руки до каждого удара на дороге, чтобы не повредить позвоночник.

Переключения на спуске

Есть хороший совет, который каждому поможет поладить с переключателями скоростей на своем велосипеде. Нужно знать, что даже при спуске с холма переключаться на пониженную передачу нужно медленно, но уверенно, при этом не прекращать безостановочно вращать педали. Переходить на более высокоскоростную передачу нужно, наоборот, как можно быстрее, чтобы не вращать педали впустую и не терять драгоценную скорость.

Будете выбирать оптимальную передачу слишком медленно, и вам потребуется переходить в какой-то момент через множество звездочек при резко изменившихся дорожных условиях. Так как навык переключения передач остается в мышечной памяти, то вы сможете со временем попадать в ритм со скоростью вращения заднего колеса. Единственный способ научиться этому – покорить как можно большее количество холмов.

Полный контроль над тормозами

Существует миф о том, что торможение в повороте на спуске обязательно приведёт к падению. На самом деле, слегка подтормаживая задним колесом, можно сделать резкий поворот на крутом спуске намного быстрее, чем без использования тормозов. Это равносильно заносу на автомобиле, только более чувствительному и управляемому. Но не верьте на слово, а отправляйтесь на улицу и испытайте сами.

Не использовать тормоза на прямой при спуске также опасно, потому что увеличивается риск потери контроля над ситуацией. Когда придется срочно снизить скорость, вы резко перекинете пальцы на тормозные рычаги, и при неконтролируемом нажатии очень быстро заклинятся. При этом падение на крутом спуске вполне вероятно. Поэтому всегда держите тормозные рычаги под контролем двумя пальцами.

Не останавливайтесь на полпути! Нужно продолжать осваивать вело даунхилл: жать на педали, дышать глубоко, держать глаза на финише. И вперед! Вам под силу сделать те же трюки, что и в этом видеоролике.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png