Можно сказать, что приручение лошади вывело человека на новый уровень. Ему стало проще обрабатывать землю, выгоднее заниматься торговлей и удобнее путешествовать. Каждое направление деятельности выдвигало свои требования к силе, выносливости, скорости и внешнему виду животных. Так появились различные породы лошадей.

Особую нишу заняли лошади-тяжеловозы. С их помощью можно было перемещать различные грузы на большие расстояния. Мощные красавцы легко выдерживали вес рыцарей в боевом облачении. Кроме того, их использовали как тяговую силу на производстве и строительстве. Одна из самых известных пород тяжеловозов берет начало в средневековой Англии - это лошади шайр. Попробуем рассмотреть эту породу более подробно.

Как все начиналось

Знатоки истории Англии утверждают, что первые упоминания о крупных и выносливых лошадях, ставших родоначальниками новой породы, встречаются в 1066 году. Скорее всего, они попали в страну в эпоху правления Вильгельма І, названного Завоевателем. Но точных сведений об этом не сохранилось.

Для выведения особой породы местных производителей с фладрскими и фризскими лошадьми. Эта работа велась несколько столетий, а ее результат превзошел самые смелые ожидания.

Дальнейшее развитие породы

Многие правители Англии интересовались разведением лошадей. Так, например, король Генрих II, занявший престол в 1154 году, приказал ввезти на территорию страны крупных лошадей из Фландрии для улучшения породы.

Правительству Генриха VIII принадлежат первые государственные акты, запрещающие разводить тяжелоупряжные породы, рост которых меньше 154 см. Для увеличения роста рекомендовалось скрещивать шайров с немецкими, бельгийскими и голландскими породами.

Значимую роль в развитии «великих лошадей» сыграла королева Елизавета, вступившая на престол в 1558 году, она также требовала от правительства увеличения поголовья тяжеловозов.

Чтобы достигнуть оптимальных параметров породы, заводчикам запрещали пускать на племя представителей, параметры которых были меньше, чем нижняя граница промеров. За этим следили, а начиная с 17-го века заводчиков могли наказать за подобные несоблюдения. При экспорте за пределы Англии лошади также проходили тщательный контроль. Особей с недостаточным ростом вывозить запрещалось даже в Шотландию и Ирландию.

В 1878 году была издана племенная книга, в которой был указан родоначальник новой породы. Эта честь досталась жеребцу-производителю с забавной кличкой Слепая Лошадь. С этого момента шайрская порода отслеживается подробно.

Скорее всего, родоначальник породы не был слепым, это просто воображение хозяина, но некоторые историки утверждают, что подобный дефект имел место.

Собственно, в 1878 году организовалось общество коннозаводчиков, специализирующихся по разведению шайров. А в 1880 году был учрежден специальный студбук, в котором сохранялись важные сведения о породе. Как только английский тяжеловоз стал предметом специальных выставок, в студбуке стали фиксировать отобранных для показов жеребят, кобылиц и взрослых жеребцов.

Интересно отметить, что английские тяжеловозы не сразу обрели свое название. Сначала встречалось название Great Horse, что переводится как «великая лошадь». Позже породу стали называть староанглийской и английской. В 18-м веке часто встречалось название «английская вороная» и «линкольнширский гигант». Затем за породой было закреплено название «шайр», что можно перевести как «граница» или «графство».

Внешний вид жеребцов

Лошади шайр выделяются особым Селекционеры уделили этому моменту большое внимание. По стандарту жеребцы могут быть трех мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

В окрасе допустимо небольшое количество белых пятен. Это может быть стрелка на морде ото лба до кончика носа или белые чулки.

Жеребцы по стандарту породы не могут быть меньше следующих параметров:

  • рост в холке - от 173 см и выше;
  • допустимый вес лошади - от 900 кг (в среднем это 1100-1200 кг);
  • обхват грудной клетки начинается с 215 см (средний показатель - 255 см);
  • пясть передней конечности - не менее 25 см в обхвате.

По пясти судят об общем развитии костяка и сухожильно-связочного аппарата животного. Это часть ноги между запястьем и бабкой (путовой костью). Строение пясти различно у лошадей разных направлений. Для тяжеловозов характерна округлая форма, на которой сухожилия не вырисовываются, а прощупываются.

Внешний вид кобыл

Для чистоты породы внешний вид и стать кобыл также имеет значение, но здесь допустима некоторая вольность. Так, например, к трем основным мастям можно добавить чалую. Кроме того, не так строго регламентируется количество белых отметин. Их может быть больше, чем допустимо для жеребцов.

При измерении параметров кобыл всегда учитывается, что они несколько мельче и ниже. В этом случае минимальный рост лошади отсчитывается от 163 см в холке.

Отличительные особенности экстерьера

Кроме роста, веса и обхвата грудной клетки, существует целый ряд особенностей экстерьера породы. Для всех представителей характерна массивная голова с широким лбом. Нос имеет характерную горбинку. Уши не слишком крупные, скорее, средние по размеру. Все лошади шайр имеют короткую шею с высоким выходом, прочную короткую спину, мускулистые плечи и крутые лопатки. Для породы характерен длинный и широкий круп с высоко поставленным хвостом.

Лошади имеют пышную ниспадающую гриву. Она может быть длинной или средней, часто хозяева заплетают для красоты особые косы разного вида. Иногда в них вплетаются ленты или цветные нити. Некоторые хозяева предпочитают декоративные стрижки для грив своих питомцев. Поскольку лошади шайр часто участвуют в соревнованиях и выставках, то внешнему виду гривы придается очень большое значение.

Особое внимание уделяется ногам. Они должны быть длинными, сильными и мощными. На запястном и скакательном суставах отрастают пышные и мохнатые фризы, придавая породе особый шик. Копыта должны быть крупными, чтобы выдержать вес животного. Чаще всего они полностью скрыты под так называемой щеткой (фризой).

Внутрипородные типы

Исторически сложилось, что внутри породы животные подразделяются на несколько типов. Шайры, выращенные йоркширскими коннозаводчиками имеют более сухое телосложение и обладают большей выносливостью. Животные, выращенные в Кембриджшире и Линкольншире, имеют более выраженные щетки на ногах и более костистое сложение.

Попытки далекого экспорта

На территории Европы порода приживалась отлично, что вело к ее высокой популярности. Но в 1853 году несколько шайров было вывезено в Америку. Перевозить животных было достаточно затратно и сложно, поэтому США до 1880 года в импорте английских тяжеловозов были не особо заинтересованы. Однако европейская порода в Америке составила достойную конкуренцию местным тяжеловозам першеронам. Примерно с 1910 года лошади не только ввозились на территорию страны, но и разводились на месте. В этот период почти 80 % всего мирового поголовья шайров выращивалось именно в США.

На территорию России шайры завозились только с целью выведения и улучшения местных тяжелых пород. Так, например, кровь шайров присутствует у владимирских тяжеловозов. Их характеристики были лучше, но этого оказалось недостаточно, чтобы «англичане» вытеснили отечественных «силачей».

Мировой рекордсмен

Тяжеловоз шайр считается самой крупной лошадью мира. Этой породе принадлежат рекорды роста и веса. Даже среднестатистические представители поражают воображение своими габаритами и мощью. Что уже говорить о признанном рекордсмене! Мировой рекорд принадлежит самому крупному шайру по кличке жеребец имел рост в холке 219 см, а вес лошади превышал 1520 кг. Рекорд был установлен в 1846 году, изначально жеребенка назвали Самсоном, но потом его кличку изменили.

Родиной рекордсмена является Тоддингтон Миллс, Бедфордшир.

Знатные представители

Благодаря точному учету и полным спискам выставочных животных до нас дошли имена наиболее ярких представителей породы тех времен:

  • Линкольн 1345.
  • Мачлесс 1509.
  • Вильям Конкверор 2343.
  • Джон Буль 1180.

Эти жеребцы стали прародителями большого количества чемпионов породы. Они дали несколько линий выставочных представителей с мощной статью и солидным ростом.

Сегодня самым крупным шайром в Европе считается жеребец Крекер. По данным 2007 года его рост - 198 см, а вес превышает 1200 кг. Родина Крекера - Линкольншир. В мире же самым крупным является шайр из Австралии Нодди (в некоторых источниках Нобби). Его рост - 205 см.

Как ухаживать за английским тяжеловозом

Нельзя сказать, что содержание шайра сильно отличается от содержания других тяжелоупряжных пород. Поскольку животное крупное, оно требует большего количество кормов. Сена и свежей травы в сутки уходит до 17 кг. Лошади-рекордсмены требуют в сутки более 25 кг корма. Концентрированные подкормки применяются редко, подкормки для выгонки роста не применяются вообще. В качестве концентратов можно использовать травяную муку и жмых. Суточная доза такой подкормки - около 7 кг. Шайры любят яблоки, свеклу и морковку. Важно не забывать давать лошади чистую воду.

Уход за гривой и хвостом для этой породы обязателен. Если у животного длинные фризы на ногах, то их тоже регулярно моют и вычесывают. Для гигиенических процедур используют специальные шампуни и кондиционеры. Плетение кос сохраняет гриву и хвост от спутывания.

Как и для других пород, для шайров необходимо соблюдение чистоты в конюшне. Важно, чтобы подстилка в стойле была сухая. При недостаточном уходе ноги животных подвержены мокрецам. Особенно часто эта проблема наблюдается у лошадей с грубым и жестким волосом в области фризов. Для профилактики мокрецов лошадям моют ноги, обсушивают их и притрушивают мелкими опилками. Через какое-то время опилки вычесывают из фризов.

Животное должно иметь возможность ежедневно двигаться. Обязательно проводить длительные прогулки и подвергать разумным нагрузкам.

Характер

Шайры отличаются удивительно покладистым нравом. Эта лошадь не боится работы, она послушно выполнит любую команду. Недовольство и раздражение проявляются крайне редко. Доброта, верность и послушание - основные черты характера животного.

Наездники, представляющие лошадей на выставках и соревнованиях, знают, что для управления таким конем нужна сила и уверенность. Великаны легко переносят грузы, их поступь плавная и размеренная, а вот пустить их в галоп - дело нелегкое. А учитывая мощь, еще и опасное. Кроме того, остановить галопирующего шайра довольно сложно, поэтому подобные эксперименты проводят нечасто.

Как дела обстоят сегодня?

Технический прогресс поставил английских тяжеловозов на грань выживания. Их поголовье критически снизилось. Сегодня в Европе всего несколько сотен шайров. По этой причине чистопородные жеребята шайра ценятся у знатоков очень высоко. Каждый из них фиксируется и отслеживается.

Заводчики всеми силами стараются повысить поголовье и сохранить породу, но это нелегкий труд. До сих пор ведется племенная книга, в которую по трехступенчатому принципу заносятся все жеребята. Основной раздел отведен для чистопородного потомства.

Для «половинчатых браков» существует особая классификация. Потомство (кобылки) от зарегистрированного жеребца и незарегистрированных кобыл относят в категорию «А». Далее эту новую кобылку покрывает зарегистрированный жеребец, и их потомство (кобылки) переходят в категорию «В». Кобылка из категории «В» покрывается зарегистрированным жеребцом, и это потомство считается чистокровным. К селекции допускаются кобылы только чистокровного происхождения.

Чтобы доказать отцовство, каждый жеребенок подвергается ДНК-тесту, на основании которого заносится в определенную категорию.

Как изменялся подход к использованию породы

Сильный и выносливый конь шайр был способен нести на спине большой груз. Такая лошадь в 16-м веке оказалась незаменимой при проведении военных операций, поскольку кольчуги, доспехи и оружие имели немалый вес. Однако постепенно облачение военных менялось, а уходили в историю, потребность в тяжеловозах для армии становилась меньше.

19-й век дал толчок развитию сельского хозяйства и торговле. Шайрская основной рабочей силой на фермах, в портах, на железной дороге. Тяжелые упряжи передвигались и по городским дорогам, и за пределами городов.

С появлением машин, грузового транспорта и трамваев выращивать и кормить тяжелоупряжных лошадей стало невыгодно. Мелкие фермеры переключились на более экономичные породы. Это чуть не стало причиной полного уничтожения породы, которая потеряла привлекательность. Однако благодаря энтузиастам своего дела порода сохранилась.

Сегодня шайр - лошадь, цена которой сравнима с элитными скакунами. В России стоимость английского тяжеловоза составляет примерно около 1 миллиона рублей. Породу используют для выставок и состязаний. Часто породистые жеребцы участвуют в рекламных акциях и съемках роликов. Особую популярность шайры снискали у производителей пивной продукции. Их запрягают в рекламные тележки, загруженные пивными бочонками.

Однако все это не значит, что лошади утратили навыки сельскохозяйственных и грузовых работ. Они с легкостью потянут карету, груженую повозку и плуг. Особи, которые не подходят для селекционной работы, могут встречаться на фермах и частных подворьях.

Лошади породы шайр весьма выносливы, сильны и в то же время грациозны. Таких животных нельзя не любить, они восхищают своим видом и умом.

Среди множества зверей, которых человек использует, с которыми просто дружит и тесно общается – лошади. Они, пожалуй, самые крупные прирученные животные. И среди этих больших друзей человека есть настоящие гиганты – лошади породы шайр .

Описание лошади шайр

Порода шайр относится к тяжеловозам. Свою родословную она ведет из средневековой Англии, где таких лошадей использовали не только для перевозки тяжестей, но и в военных целях, ведь рыцари в доспехах весили немало, и не каждое животное могло долгое время выдерживать такой груз.

Для выведения новой породы скрещивались фландрские и фризские лошади с местными. Несколько сотен лет селекционеры добивались поставленных целей, и результат превзошел все ожидания.

На данный момент стандарт подразумевает три различных масти: гнедые, вороные и серые. Допустимы небольшие белые пятна, белые чулки на ногах. Главное отличие лошадей шайр в их размере – рост жеребца от 173 см., вес от 900 кг., грудь от 215 см. в диаметре, пясть от 25 см. в диаметре.

Это минимальные значения и в среднем их превышают. Сложение пропорциональное, грудь, спина, крестец широкие. Самый крупный из зарегистрированных – жеребец Самсон (Мамонт), высотой в холке 2,19 метра и весом 1520 кг.

Особенно ощутимо можно увидеть разницу с обычными лошадьми, когда рядом стоит человек. Можно увидеть на фото шайра , что эти лошади намного крупнее привычных для нас животных.

Часть ноги, называемая пястью, имеет определенное значение и указывает на структуру сухожилий и связок. У различных пород эта часть ноги разная, у тяжеловозов пясть округлой формы. Фризы (волосы на нижней части ног) у этой породы густые и длинные.

Голова крупная, с широким лбом, уши небольшие, короткая шея. На носу имеется горбинка. Тело мускулистое, ноги сильные, мощные, копыта большие. Хвост высоко посажен. Грива пушистая, длинная. Ее природную красоту украшают сами хозяева посредством плетения различных кос, а так же вплетения в гриву ярких лент.

Внутри породы так же имеются небольшие отличия по внешнему виду, в зависимости от того, откуда они родом. Так лошади их Йоркшира более сухопарые и выносливые. Кембриджские более костисты и фризы на их ногах длиннее.

Среда обитания и особенности породы шайр

Как было сказано ранее, порода шайр выводилась в Англии, позднее оттуда стала распространяться сначала в Ирландию и Шотландию, а потом и по всему миру. XVI век нуждался в тяжелых лошадях, которые участвовали в военных походах. Позднее на лошадях выступали рыцари на турнирах.

В XVIII веке дороги улучшили, по ним стали ходить тяжелые дилижансы, которые могли тянуть только крупные шайры. Популярность этой породы возросла еще больше. В XIX веке стало активно развиваться сельское хозяйство, и выносливые и послушные великаны стали главной рабочей силой.

В начале XX века порода была широко представлена в США. Но, по окончании второй мировой войны, необходимость в крупных постепенно отпала.

Люди стали передвигаться на другом транспорте, а содержать такую крупную лошадь было затратно, поэтому фермеры предпочли отказаться от этой породы в пользу более маленьких .

Если в 1909-1911 гг. в соединенных штатах было зарегистрировано более 6600 особей, то уже 1959 году осталось всего 25 представителей породы! Шайры постепенно вымирали.

Сейчас порода вновь набирает популярность во всех странах. Во многом это благодаря консервативных англичанам, для которых шайры это не просто сильные, полезные и практичные животные, но часть истории. Общество шайрской породы вручало ежегодную премию лучшему скакуну этой породы.

Сумма была довольно внушительной – 35 тыс. фунтов стерлингов. Так же возрождению популяции помог рост рынка сбыта за рубежом. сейчас во многом играют эстетическую роль. Проводятся многочисленные выставки, представления, турниры, смотры и аукционы.

Уход и цена лошади шайр

Иначе у шайра может появиться мокрица на ногах. Это неприятное заболевание, которое легче предотвратить. После прогулки нужно вымыть ноги и копыта, присыпать их опилками и позже вычесать.

За гривой и пышным хвостом особого ухода не требуется, нужно лишь вычесывать их, и очищать от загрязнений. В жару можно заплетать из гривы косу, чтобы волосы не путались. В летнее время нужно мыть лошадь два раза в неделю шампунем с использованием кондиционера.

Английского тяжеловоза шайра можно купить, но нужно быть готовыми к тому, что цена на взрослую лошадь довольно велика, и доходит до 1,5 миллиона рублей. Купить жеребенка можно по цене от 300 тысяч.

Но окончательная стоимость будет зависеть от многих факторов. В первую очередь на цену влияет возраст и пол. Естественно, дороже ценятся здоровые лошади, имеющие соответствующие сертификаты о своей родословной и подтверждение от ветеринара, что животное здорово, ему вовремя ставились прививки и прочее.

Немалое значение имеют так же и награды, достижения животного на различных выставках, соревнованиях. Придают значение так же экстерьеру. Обращают внимание на то, кто продавец, какова его репутация. Ну и, естественно, если животное находится далеко, то за его перевозку тоже платит будущий хозяин.

Питание лошади шайр

Каждый хозяин выбирает сам, чем кормить своих питомцев. Все могут содержаться на концентрированных кормах, но наличие сена и травы обязательно. Шайры ввиду своих больших размеров едят намного больше.

За сутки тяжеловозы съедают 12-15 килограммов сена или травы. А вот концентратов им не требуется, давать их стоит совсем не много. Подкормок для роста вовсе не нужно.

Лучше всего в качестве питательных добавок включать в рацион травяную муку, жмых. Летом такого корма можно давать от 5 до 7 килограммов. Так же ваш питомец будет рад овощам и фруктам – свекле и моркови, яблокам. Чистое питье у животного должно быть всегда.

Размножение и продолжительность жизни породы

При разведении породы имеет значение не только внешний вид коня шайр, но и кобыла тоже выбирается по своему стандарту. Она должна быть обязательно пропорциональной, такой же, как самец, только меньше по всем параметрам.

Племенная книга породы закрывалась на какое-то время, но сейчас ее возобновили и построили по другому принципу. К приплоду относятся очень строго, чтобы быть уверенными в именитости того или иного жеребенка, ему делается ДНК тест.

Всех животных заносят племенную книгу, но в различные разделы. Новорожденные особи женского пола от чистокровного отца и незарегистрированной кобылы относятся к категории «А».

Эту кобылку покрывает чистокровный жеребец, их потомство относится уже к категории «В». Если потомство снова женского рода, то она снова покрывается зарегистрированным жеребцом и уже их потомство считают чистокровным. В среднем лошади живут 20-35 лет, но многое зависит от условий содержания и ухода.

Английские тяжеловозы породы Шайр – самые крупные и могучие лошади на планете. Предки этих коней были верными боевыми друзьями рыцарей. Им отдавали предпочтение не случайно. Лошади приходилось в течение долгого времени возить закованного в латы воина. Заботливые хозяева считали своим долгом защитить железной броней и скакуна. Представьте, какой силой нужно обладать, чтобы выстоять под такой нагрузкой!

Шайр — рыцарский конь. Представители породы крупные и мощные.

Для шайров характерна увесистая крупная голова с роскошной гривой, объемным крепким лбом и носом с типичной для этой породы горбинкой. Короткая, мощная шея переходит в крепкую спину с могучими плечами и лопатками. Далее следует объемный и массивный круп с высоко посаженным хвостом. Мускулистые ноги с широкими пястями украшены длинными и пышными кистями — фризами.

Благодаря стараниям селекционеров, порода лошадей шайр представлена тремя основными мастями:

  • гнедой;
  • вороной;
  • серой.

Для кобыл характерна также чалая масть.

Не исключено наличие светлых пятен. Например, белая линия, идущая ото лба вдоль носа, и лохматые белые фризы. Средний рост лошадей составляет от 1,66 до 1,76 м в холке. Крупные образцы достигают 1,85 м.

Кони обладают мощной головой с длинной челкой, массивный крупом и высоким ростом.

Своеобразие характера

Шайры отличаются добротой, уравновешенным спокойным нравом. Они миролюбивы, послушны и покладисты. Для них характерны верность, отсутствие нервозности и бесстрашие. Эти качества сделали коней незаменимыми для средневековых сражений и турниров. Ведь боевой конь не должен бояться грохота оружия, криков разъяренных воинов и взмахов клинков.

Английские силачи послушно таскают груженые повозки и плуги. Выполняют любые требования хозяев — терпения им не занимать. Для управления таким конем необходима сила. Шайра сложно разогнать в галоп, лучший вариант походки для него — аллюр.

В галоп шайров разогнать сложно, предпочтительней аллюр.

История породы

Этот английский тяжеловоз имеет глубокие исторические корни. Считается, что впервые его предков завезли в Англию из Голландии в ХIII веке по приказу принца Джона. В XVI веке началась усиленная работа по улучшению породы. Во времена правления Генриха XVIII было принято решение запретить разведение тяжеловозов, чей рост был ниже 154 см.

При королеве Елизавете поголовье тяжелоупряжных лошадей существенно выросло. На племя шли только те экземпляры, рост которых превышал допустимый минимум. Местных английских кобыл скрещивали с фламандскими, фризскими и немецкими жеребцами. Фризы подарили английским шайрам свободу движений, скорость и гибкость. Наследие неторопливых фламандцев в большей степени проявилось во внешнем облике животных — они приобрели вороную масть.

Вороная масть у шайров от фламандцев.

К началу XVII века тяжелые доспехи упразднили, и воины пересели на грациозных, резвых скакунов. Но рост промышленности и сельского хозяйства не позволил добродушным гигантам остаться не у дел. Отныне их основным предназначением стала перевозка тяжелых грузов и работа в поле.

Свой теперешний облик лошади приобрели в XVIII веке. В то время их разводили во всех регионах Англии. В Линкольншире, Кембриджшире, Дерби и других графствах заводчики именовали эту породу по-разному. Известны следующие названия: «Великая лошадь», «Большая английская вороная», « Шайр».

Крупная тяжеловесная лошадь активно использовалась в сельском хозяйстве и при перевозке грузов.

Основателем породы считается конь, который жил в деревне Packington с 1755 по 1770 год. Его хозяева дали ему кличку «Слепая лошадь». Неизвестно, что заставило их это сделать – реальная проблема со зрением коня или какие-то другие причины. Когда в 1878 году общество конезаводчиков учредило Племенную книгу шайров, эта лошадь удостоилась чести быть зарегистрированной в качестве родоначальника.

Внутрипородные типы

Особи, появлявшиеся на свет в разных частях страны, имели свои особенности. Представители Йоркшира отличались жилистым телосложением, а лошади из Кембриджшира и Линкольншира — массивным скелетом и пышными фризами.

Пышные фризы считаются украшением породы.

Разведение и селекция

В начале XX века шайры появились в России. Для нужд промышленности и сельского хозяйства требовалась новая порода лошадей, способная возить тяжелые грузы и адаптированная к местным климатическим условиям. Селекционеры отмечали, что шайры требуют гораздо больше корма, чем представители других пород. Их потомство оказывалось эффективным лишь при условии обильного кормления, объем которого в три раза превышал обычную норму.

Сложности вызывал подбор кобылы для покрытия шайрским жеребцом. Ее рост должен был соответствовать габаритам могучего самца, иначе возникал риск получить потомков с непропорциональным телосложением. По этим причинам российские селекционеры отдавали предпочтение шотландским клейдесдалям. Но все же среди предков Владимирских тяжеловозов есть кровь и английских предков.

Покорение Америки

Впервые лошади шайр пересекли Атлантику в 1853 году. Но массово их стали завозить в Америку только в конце IX века. Эмигранты оказались серьезными соперниками местным тяжеловозам – першеронам. Транспортировка через океан была сложной и нерентабельной. Поэтому конезаводчики начали разводить английскую породу на месте. В начале ХХ столетия численность шайров, выращенных в Америке, составила 80% мирового поголовья.

Прославленные представители породы

Отдельного внимания заслуживает знаменитый конь Мамонт. Жеребенка вначале назвали Самсон – именем легендарного силача. Но когда он вырос, было решено, что это имя не подходит. В холке рост этого гиганта составлял 2,19 м. Он считается самым крупным тяжеловозом из всех, существовавших в мире.

Среди современных шайров самым высоким в Европе считается жеребец Крекер. Его рост в холке составляет 1,98 м. Мировое первенство удерживает австралиец Нодди — обладатель роста 2,05 м.

Племенная книга

Представителей этой породы регистрируют в племенной книге, разделенной на три категории. В первый раздел — «Основной» — попадают чистопородные особи. Потомство, появившееся в результате союза чистокровного жеребца и незарегистрированной кобылы, заносят во второй — «А». Жеребят, родившихся от самки из категории «А» и чистопородного жеребца, регистрируют в третьем разделе — «Б». И только потомки кобылы из последней категории и самца из первого раздела считаются чистокровными шайрами.

В племенной работе с шайрами придерживаются строгих правил.

На грани исчезновения

Развитие промышленности привело к тому, что в середине ХХ века численность тяжеловозов сократилась. Возникла серьезная опасность полного исчезновения этой породы. И только самоотверженность заводчиков помогла исправить положение и восстановить популяцию.

Нюансы ухода

Животным требуется гораздо больше корма, нежели представителям других пород. В сутки им дают от 17 до 25 кг сена или свежей травы, в рацион включают яблоки, морковь, свеклу. Лошади любят свежие фрукты и овощи.

Обязателен регулярный уход за гривой, хвостом и фризами. Чтобы предотвратить спутывание, их расчесывают и заплетают. Для мытья используют специальные шампуни и кондиционеры. Чтобы избежать проблем с мокрецами, ноги лошади обмывают и присыпают опилками, а после вычесывают мелкую стружку из шерсти. Животным необходимы ежедневные прогулки и нагрузки.

Грива и фризы шайров требуют усиленного ухода. Коней надо регулярно мыть и расчесывать.

Современные реалии

Стоимость лошадей этой породы доходит до 1 000 000 рублей. Хозяева берегут коней, поэтому практически не используют их для тяжелой работы. Современные шайры участвуют в выставках и соревнованиях. Животных задействуют при реконструкции исторических событий, во время праздничных шествий, снимают в рекламе и кино. Но это не значит, что английские богатыри не могут, как и много лет назад, перевозить грузы и таскать плуги. Они и сегодня остаются могучими, трудолюбивыми и послушными великанами, обладающими исключительной добротой и преданностью.

Экстерьер: массивная широколобая голова; уши средних размеров; шея короткая, хорошо посаженная; прочная, короткая спина; плечи мускулистые; длинный и широкий круп; довольно высоко поставлен хвост; ноги мощные на них от запястного и скакательного сустава находятся пышные фризы, копыта прочные и большие.
Высота в холке: 165-185 см.
Вес: 800-1225 кг.
Масть: в основном гнедая или караковая, вороная, реже – серая и другие. На ногах и голове – зачастую белые отметины.

Фото шайра краковой масти

Особенности: Шайры - самые сильные, самые крупные, самые тяжелые лошади на планете.
Шайр – английская порода тяжеловозов, которая ведет свой род от рыцарских боевых коней, она является одной из древнейших тяжеловозных пород. Сегодня затруднительно однозначно определить, как зародилась эта порода.
Слово «шайр» (Shire) тоже пришло из Англии, и происходит от саксонского слова «ширан» (schyran), которое обозначает «водораздел» или «сдвиг», следовательно, и слово «шайр» синонимично для этой этой местности. Впервые применил к породе слово «Шайр» Король Генри VIII в начале 16-ого века.


Во время правления Генриха II-го 1154г., и Елизаветы (начавшееся в 1558г.), правительство стремилось увеличивать поголовье лошадей, которых называли «великими». В период правления короля Джона (1199 - 1216гг.), в Англию завезли примерно сотню крупного телосложения жеребцов из нижних земель Фландрии, которая находится в на территории Голландии.


Авторы того периода описывают флемишских лошадей как в основном вороных, с большими белыми отметинами на ногах и на морде. Они были высокими, мускулистыми, на довольно крепких ногах, обрамленных густыми длинными щётками, с хорошо развитыми, крупными суставами.


Когда пришёл к власти Генрих VIII (1509 - 1547гг.) он утвердил ряд законов, направленных на развитие и выращивание рослых и мощных лошадей. Например, появились акты, которые запрещали разведение лошадей ниже 154 см в холке.
Подобно многим тяжело упряжным породам, в разные периоды своей истории Шайры улучшались благодаря прилитию крови других пород, самый заметный след в становлении шайрской породы оставили северные немецкие флемишские лошади из Бельгии и фландерские. Сохранились достаточно подробные записи, рассказывающие об этом, написанные более 1000 лет назад. На протяжении этого времени продолжалось скрещивание и с другими породами.


На протяжении 18 в. этих лошадей широко использовали для тяжёлой работы в сельском хозяйстве.
С усовершенствованием дорог и популяризацией дилижансов на тяжеловозов спрос резко возрос.
В этот период заводчик Роберт Бэйквилл решил прилить к шайрам, известным в то время как лейцестерширская каретная лошадь, кровь фризов.


В 16 веке шайров использовали как военных лошадей. Как только исчезли турниры и тяжело вооруженные рыцари, предки шайров использовались в тяжелой упряжи.
В 19 в., период развития сельского хозяйства и коммерции лошади были главной рабочей силой. Шайры стали очень популярны, они использовались не только на фермах, но и на железной дороге, в доках и на городских улицах. Могучие и послушные великаны шайрской породы разводились во всех окрестностях Англии. Существовало несколько внутрипородных типов шайров. Например шайры из Йоркшира были более сухого телосложения и обладали большей выносливостью, чем шайры из Кембриджшира и Линкольншира, которые отличались большими щётками и были более костисты.


Несмотря на то, что первый Шайр был в 1853г. импортирован в США, существенного импорта не наблюдалось до 1880г. В начале 20-го века, шайр в Америке составил достойную конкуренцию першеронам в популярности. В период с 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано около 6700 шайров, и почти 80% всего поголовья рождено в США.
Шайры стали очень популярны в Америке благодаря своему могучему росту и эффектным движениям. После окончания Первой Мировой войны, тяжелоупряжные лошади были постепенно вытеснены из городов машинами и трамваями. Фермеры стали разводить более мелких и экономичных лошадей.


На Среднем Западе стали доминировать першероны и брабансоны. Поголовье шайров продолжало уменьшаться и в 1950-1959 г.г. в США зарегистрировано было всего лишь 25 представителей шайрской породы.
В настоящее время шары возрождаются. Уже к 1985 году в была зарегистрирована 121 шайрская лошадь. Одной из причин роста поголовья шайров стало увеличение рынков сбыта – эта порода набирает популярность во всех странах мира.


Лошадь - это животное, которое человек приручил издавна для того, чтобы облегчить свою жизнь. Специалисты утверждают , что человек одомашнил это животное более 6000 лет назад. На протяжении многих веков лошадь исправно служила человеку в разных видах деятельности: в хозяйстве, в военной отрасли, а также в качестве транспорта.

Изображение лошади находило своё применение в искусстве. С некоторыми видами можно ознакомиться лишь на древних картинах.

На протяжении столетий человек выводил новые породы коней, выполняющих строго определённые задачи. Характеристики стали группировать не только по климатической принадлежности, но и по физиологическим данным.

Развитие технического прогресса заставило многие виды лошадей исчезнуть . Но неравнодушные животноводы стараются не допускать подобных явлений и трудятся над разведением конных пород.

Самыми крупными лошадьми в мире считаются тяжеловозы. К ним относится и шайр (английский тяжеловоз). Представители породы достигают двух метров в холке. Это могут быть жирные кони или выносливые тяжеловозы. Впрочем, не всегда это самая толстая лошадь , но часто самая тяжёлая. Шайр считается самой крупной породой лошадей.

Исторические данные

Первые сообщения о сильных могучих конях относятся к XI веку. Чтобы вывести поколение выносливых лошадей, местных представителей скрещивали с фризскими и фландрскими. Бельгийский тяжеловоз сыграл немалую роль в появлении шайра.

Власти издавали указы, не разрешающие разведение пород с ростом менее 154 см. Чтобы увеличить рост, рекомендовали шайров скрещивать с другими крупными конными представителями. Например, с бельгийскими. Впрочем, бельгийские породы немного уступают шайрам в росте и весе.

Королева Елизавета в XVI веке также была заинтересована в увеличении численности тяжеловозных лошадей. За оптимальными параметрами породы осуществлялся строгий контроль.

В 1878 году появились данные о родоначальнике породы по кличке Слепая Лошадь. Было ли животное действительно слепым, сегодня уже неизвестно. В это же время было образовано общество разведения шайров, разработаны параметры породы, шайр стал участвовать в выставках.

Название «шайр» появилось не сразу . Сначала породу называли «великой лошадью». Потом лошадей называли староанглийскими. В XVIII веке закрепилось название «шайр».

Галерея: английский тяжеловоз или шайр (25 фото)























Внешние характеристики

Кони этой породы бывают трёх мастей:

  • вороные;
  • гнедые;
  • серые.

Окрас может иметь немного белых пятен .

Рост жеребцов - от 173 см в холке и выше. Вес - от 900 кг. Грудная клетка - от 215 см. Передняя пясть - от 25 см. Пясть имеет округлую форму, сухожилия прощупываются.

Кобылы, кроме названных окрасов, могут быть чалыми. Белых пятен может быть больше, чем у жеребца. Рост кобылы - от 163 см.

Особенности экстерьера

Порода лошадей шайр обладает и другими внешними особенностями. У её представителей широкая голова и массивный лоб. Уши среднего размера. Шея недлинная, спина сильная, плечи отличаются мускулистостью. Круп широкий, хвост расположен высоко.

У шайров пушистая ниспадающая грива . Она может быть разной длины. Хозяева часто украшают питомца красивыми лентами либо делают оригинальные стрижки. Внешний вид гривы очень важен в любых соревнованиях. Обязательным признаком породы является наличие фризов на ногах, имеющих шелковистую густую структуру.

Породы шайр имеют несколько подразделений внутри своей породы:

  • йоркширские шайры выносливее остальных и имеют более сухое телосложение;
  • кембриджширские и линкольнширские носят более пушистые фризы.

Экспорт

Шайр отлично разводился в Европе. В XIX веке он появился в Америке, где конкурировал с местными тяжеловозами — першеронами. Позже английские тяжеловозы стали разводиться и американскими заводчиками, причём в большем количестве , чем в Европе.

В Россию кони завозились с целью улучшения местных пород, но вытеснить российских тяжеловозных лошадей им не удалось.

Рекордсмены

Английский тяжеловоз является самой большой лошадью в мире. Порода по праву занимает самые высокие позиции по росту и весу. Рекордсменом породы является жеребец по кличке Мамонт из Бедфоршира, который имел рост 219 см и вес 1520 кг. Мамонт считается самым большим конём в мире.

Также известны самые крупные лошади: жеребцы Линкольн с весом 1345 кг и Малчесс с весом 1509 кг.

В наше время самая большая лошадь в Европе - это Крекер с ростом 198 см и весом более 1200 кг. Самая большая лошадь в мире на сегодняшний день - жеребец из Австралии по кличке Нодди с ростом 205 см. Нодди называют и самой высокой лошадью в мире.

Уход

Особенности ухода за шайром мало отличаются от таковых для других пород. Животное крупного размера и нуждается в большом количестве корма. Шайру необходимо до 17 кг сена и травы в сутки. Рекордсмены поглощают более 25 кг корма в сутки.

Концентрированные подкормки нежелательны, подкормки для роста не используются. Можно давать жмых и муку из травы, около 7 кг в сутки. В рацион добавляют морковь, свёклу, яблоки. Не стоит забывать и о чистой воде.

Обязателен уход за гривой и хвостом, а также за фризами. Лошадиную шевелюру моют специальными шампунями и вычёсывают. Чтобы грива не путалась, её заплетают в косы.

Важно поддержание чистоты в стойле, сухость подстилки. При недостаточной сухости животное может страдать мокрецами - особой формой дерматита. Для предотвращения заболевания ноги тяжеловозам после мытья и сушки посыпают опилками.

Лошади важно вести подвижный образ жизни с ежедневными прогулками.

Характер

Шайры - удивительно покладистые животные. Порода выносливая и трудолюбивая. Отличается верностью и преданностью хозяину. Наездники, управляющие лошадьми, отмечают, что порода требует сильного и уверенного наездника.

Шайры отлично носят грузы, но скакать галопом их трудно заставить. Впрочем, галоп для тяжеловоза может быть опасным занятием, и хозяину не стоит рисковать с подобного рода занятиями.

Разведение шайров

На сегодняшний день поголовье тяжеловозов снизилось. Процесс разведения является нелёгкой работой. Все потомство шайров регистрируют в племенной книге с присвоением категорий. В селекции могут участвовать только чистокровные кобылы.

Шайры восхищают своим внешним видом и прекрасными характеристиками. Цена коней соотносима с элитными. В России английский тяжеловоз продаётся за миллион рублей.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png